Взаимодействие педагогов с родителями

 

Взаимодействие воспитательного учреждения с родителями - один из самых актуальных вопросов. Потому что в развитии и воспитании ребенка большую роль играют не только педагоги, которые находятся рядом с ним, но и, безусловно, родители, которые являются главными педагогами для своего ребенка.

Сегодня нет ни одной семьи, которая не нуждалась бы в психолого-педагогическом сопровождении. Даже, если семья имеет высокий уровень психологических и педагогических знаний, она все равно нуждается в том, чтобы педагог или помощник воспитателя рассказал родителям о тех сторонах жизни ребенка, которые скрыты от их взгляда: о том, как их ребенок играет и общается; о том, как чувствует себя в детском саду; как удовлетворяются его потребности в питании, сне и т.д.

Вопросы взаимодействия родителей и педагогов осмысливаются по-новому. Родители становятся активными участниками педагогического процесса. Но здесь есть две стороны. Во-первых, готовы ли родители стать активными участниками педпроцесса в детском саду. И, во-вторых, готовы ли педагоги впустить в этот педагогический процесс родителей. Невозможно не согласится, что в педагогическом процессе, есть определенного рода «интимность», то есть у многих существует такое мнение: «Я бы не хотела, чтобы кто-то знал о моих методах воспитания, потому что многие начнут оценивать меня или, вдруг, критиковать». Поэтому определенные сложности в организации этого вопроса, безусловно, есть.

Но и при всем этом социальные ситуации в жизни наших родителей тоже могут меняется: у всех очень много работы, все очень торопятся по своим делам. И поэтому спасибо детскому саду, что он на время нашего ребенка забирает, предоставляет нам возможность и свободу для активной трудовой, культурной, бытовой и другой деятельности.

Но вместе с тем мы понимаем, что если не будет единства в вопросах воспитания и развития ребенка, если не помогать родителям понимать и принимать своего ребенка правильно, грамотно, по-настоящему, то, несомненно, какие-то просчеты в вопросах образования и воспитания у них будут.

Современные психологи разрабатывают различные рекомендации и концепции, которые позволяют выстроить хорошее, грамотное и, самое главное, активное взаимодействие с родителями.

Мы остановимся подробнее на одной технологии, которая непосредственно касается взаимодействия педагогов и семьи. Основным этапом данной технологии является установление с родителями доверительных отношений, которые являются следствием исключительной ориентации и педагога и помощника воспитателя на положительный образ ребенка. Это очень сложный этап, и он бывает достаточно длительным. Потому что часто в природе человека происходит так, что оценивая личность другого человека, возникает сразу желание найти какие-то не положительные стороны, а проблемные или отрицательные. Допустим, когда родители спрашивают у воспитателя относительно того, как же их ребенок, воспитатели начинают вспоминать, а какие сложности и проблемы были у ребенка в течение дня. Этот этап достаточно важен на этапе адаптации, когда родители настороженно относятся к детскому саду, когда ребенок испытывает определенные трудности в привыкании к новой окружающей среде. Именно тогда очень важно установить доверительные отношения с родителями, то есть ни при каких обстоятельствах нельзя на ребенка жаловаться. Порой это бывает достаточно трудно, потому что дети дерутся, кусаются, не кушают, не спят. Конечно, у воспитателя возникает вопрос: «А что же тогда обманывать родителей?». Обманывать нельзя, нужно пытаться создать все условия для того, чтобы ребенок хоть немного, но поел; хоть немного, но попал, а если не поспал, то, чтобы ребенок побыл в той атмосфере, где рядом был бы взрослый, успокаивающий его. И если ребенок дерется, кусается или совершает еще какие-либо другие проступки, то рядом должен находится взрослый, который отвечает за это пространство, который знает, как избежать этого, как отвлечь ребенка, как создать деятельность, в которой ребенок не будет думать об этих проступках.

Жалуясь на ребенка, мы расписываемся в своем педагогическом бессилии, потому что родители, как правило, правы, говоря: «А дома он у меня спит. А дома он у меня ест. А он не дерется» и т.д. Другое пространство, другие хозяева пространства, другая цель деятельности – и ребенок просто не всегда может к этим условиям приспособиться. Родители начнут доверять педагогу только тогда, когда почувствуют, что их ребенка приняли, что к их ребенку относятся с пониманием, вниманием, заботой и любовью. Это не значит, что проблемы не существует, но она не столько ребенка, сколько взрослого, который не знает, как решить эту проблему, и просит помощи у родителей.

Можно сравнить различия в таких фразах: «Вы плохо воспитываете ребенка! Он не спит днем и не слушается!» и «Меня волнует, что Кирилл не спит днем, и поэтому он не отдыхает. Я пробовала сделать то-то и то-то. Может быть, сегодня положить его пораньше? Не подскажете, как мне легче уложить его спать?». Согласитесь, что от постановки речевого оборота зависит реакция родителя. Никогда не будут принимать того, кто критикует его ребенка, кто говорит плохо о его ребенке. Это всегда нужно помнить, когда захочется пожаловаться на своего воспитанника. Нужно доказать родителям, что вы их партнер и друг, что вы желаете только добра и блага для их ребенка. Оправданность этого этапа заключается в том, что часто родители не замечают положительных качеств своего ребенка, сосредотачиваясь на негативных проявлениях.

Но на этом построение доверительных отношений не заканчивается. Следующим этапом может стать то, что мы предложим войти родителям в пространство детского сада. Это позволит увидеть родителям те стороны жизни ребенка, которые до этого были скрыты для них. С одной стороны, есть положение, что родители должны участвовать в педагогическом процессе, с другой, в некоторых детских садах родителям даже не разрешают пройти в групповое пространство и это является неким абсурдом. Ведь мы приглашаем родителей на какие-либо спортивные соревнования, на детские утренники, на родительские собрания, круглые столы, но когда родитель просто хочет прийти в групповую комнату и организовать какую-либо деятельность, то им запрещают это сделать. Многие психологи считают, что родителем крайне полезно не только наблюдать за деятельностью детей, но и активно включаться в эту деятельность. Безусловно, это должно быть органическое включение – взрослый должен показать ту деятельность, в которой он является компетентным. Например, если папа любит играть в шахматы, то он может научить играть мальчишек; если мама умеет плести макраме или вязать, то она может организовать такой кружок для девочек; если бабушки любят читать сказки, то почему бы не предоставить им такую возможность и т.д.

Пространство детского сада для родителей должно стать достаточно прозрачным. И только после этого мы можем включать родителей в те проблемы развития ребенка в детском саду, которые могут у него быть, подключая специалистов, обращаясь к потенциалу семьи и, показывая, что детский сад для этого развития делает все. Единая, совместная работа по созданию условий, в которых бы ребенок имел возможность развить свои способности, не отдельно детский сад, отдельно семья, а вместе - это и есть главная задача взаимодействия.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...