Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ, посредством проектного метода
Современный этап развития системы образования характеризуется поиском приоритетных направлений в системе дошкольного воспитания и образования, что раскрывает перед педагогом широкие возможности.
Дошкольный возраст – период становления и развития полноценной, гармонично развитой личности. Особое внимание привлекает к себе организация воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ.
В условиях нашего ДОУ функционирует логопедический пункт, в рамках которого происходит тесное взаимодействие со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями групп. Взаимодействие специалистов начинается со всестороннего диагностического обследования ребенка. После поступления ребенка в детский сад постоянно отслеживается динамика его развития, проводится анализ актуального состояния на заседаниях ПМПк, вносятся коррективы в индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов.
При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущих методов в работе по данному направлению является проектная деятельность.
При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
Работая над проектами, ставились определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники нашего образовательного учреждения вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, музыкальные и спортивные мероприятия в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Учатся принимать решения и проектировать свой образовательный маршрут, формулировать стратегические цели и осознавать собственные возможности.
В практике используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческий. Например проект «Веселая азбука», задачами которого являются:
- усвоение образа буквы;
- вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию «Весёлой азбуки»;
- обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации;
- воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
- привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Проект долгосрочный, срок реализации – в течение учебного года. Участники проекта: воспитанники логопункта, учитель-логопед, родители (законные представители).
- Ролево-игровой. Например, был реализован краткосрочный проект «Зоопарк», участниками которого были воспитанники логопедического пункта старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели групп, родители, со следующими задачами:
- познакомить и закрепить названия диких животных (жарких и холодных стран), их детенышей, жизнью в различных условиях; более детально изучить различные профессии, специфику труда;
- создать условия для формирования у детей положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы;
- сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду людей разных профессий и его результатам. Воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах, а также желание принимать участие в коллективном труде.
- Информационно-практико-ориентированный. Например, реализовывается долгосрочный проект «Путешествие Язычка», срок реализации которого 2015 – 2016 учебный год. Данный проект является средством коррекции и профилактики звукопроизношения. Проект рассчитан на детей от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Участники проекта: дети дошкольного возраста; учитель-логопед; воспитатели групп;
родители (законные представители). Задачи проекта:
- выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой;
- повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей (законных представителей) по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, провести мастер – класс;
- познакомить детей с органами речи, их назначением;
- научить детей правильно выполнить артикуляционные упражнения, контролировать свои действия;
- развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо);
- формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.
- Информационно-творческий. Например, краткосрочный проект «Поющие звуки», по содержанию: семья, ребенок, ДОУ.
Цель проекта:
- Развивать устойчивый познавательный интерес.
- Создать условия для расширения представления о гласных звуках и буквах.
- Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в логокоррекционной работе с педагогами ДОУ.
Каковы же результаты проектного метода, реализуемого в рамках воспитательного, образовательного и коррекционного процесса?
Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения. Ребята любознательны, склонны наблюдать, экспериментировать; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуют в разных видах деятельности. Дети учатся подчиняться правилам и социальным нормам, способны к волевым усилиям.
Создавая условия интегрированного воспитания и обучения в ДОУ для детей с ОВЗ, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.
Читайте также |
---|
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы…
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «День Республики Крым. Путешествие по Крыму» (С использованием игровых...
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...