Консультация для родителей воспитанников
«Знакомство дошкольников с Самарским краем»

Уважаемые родители, в наше время, век современных технологий, мы мало внимания уделяем экологическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь природа – это наш общий дом. С детства мы должны прививать детям любовь к природе, родному краю. Учить детей беречь и сохранять наследия наших предков, которые немало потрудились, чтобы сохранить нашу матушку природу и те уникальные уголки природы, которые составляют народное достояние. Мы по праву можем гордиться, тем, что для нас бережно сохраняли и продолжать традиции наших предков по сохранению и приумножению природных богатств нашей Родины. Наш край имеет богатое национально – культурное наследие – это национальный парк "Самарская Лука". Он создан для сохранения и восстановления целостности уникального природно-культурного комплекса Самарской Луки и создания условий для полноценного экологического просвещения населения. Ведь не каждый из нас знает, как уникальна природа нашего края. Поэтому мы с вами должны совместно работать в этом направлении. Давать и закреплять знания детей о родном крае, его истории, его культуре.

Самарская Лука – уникальная местность, образованная излучиной самой большой европейской реки Волги в ее среднем течении. Высоко приподнятые древние Жигулевские горы, средняя высота которых около 300 метров, образуют подобие острова. Жигули – это единственные горы тектонического происхождения не только на Волге, но и на всей Русской равнине. Какие интересные названия имеют горы: Молодецкий курган, Царев курган, Девья гора, гора Светелка, гора Верблюд, Стрельная гора и т. д. У каждой горы не только красивое название, но красивая легенда, предание, связанное с названием.

История Самарской луки тесно связана с именами известных исторических личностей – Александром Меньшиковым, братьями Орловыми, казацкой вольницей Ермака, Степена Разина, Пугачева.

Уникальная по красоте природа и богатая история Жигулей оказали заметное влияние на творчество художников И.Е.Репина, поэтов А.В.Ширяевца, А.Н.Некрасова и др. В этих местах собран богатейший фольклорный материал –песни, сказки, былины, предания и т. п.

Разнообразен и современный природный облик Жигулей. Особый интерес представляют реликтовые и эндемичные виды растений и животных. Самарская Лука на протяжении 3-5 миллионов лет оставалась убежищем для многих видов в период бурных климатических и геологических изменений в истории Земли. Именно здесь были впервые открыты для науки 6 видов растений, три из них больше нигде в мире не встречаются. Своеобразие фауны Самарской луки состоит в том, что здесь встречаются как сибирские, так и таежные виды, а непосредственно по соседству с ними - типично южные и степные виды животных и растений.

На территории парка обитают около 230 видов птиц, более 10 видов земноводных, 12 видов пресмыкающихся, более 60 видов млекопитающих, десятки видов рыб и огромное разнообразие беспозвоночных. Сегодня национальный парк "Самарская Лука" – один из центров экологического туризма. Чтобы оценить по достоинству и навсегда полюбить этот край, надо воочию увидеть необъятные просторы матушки-Волги с вершины древнего утёса-великана; услышать пение соловья, уханье филина, понаблюдать за неторопливой поступью лося, проследить за полетом прекрасной бабочки или подержать в руках жука-оленя. По возможности с детьми можно посетить в выходные дни национальный парк, ботанический сад, устраивать прогулки в парки и скверы города, обращать внимание детей на растения, их красоту, рассказывать, чем они полезны или вредны для людей и животных. Наблюдать за насекомыми. Посетить Самарский зоопарк, где дети могут познакомиться с животными средней полосы России и животными других регионов. Проводить наблюдения за природными явлениями, рассказывать о приметах времен года. Читать детям пословицы, поговорки о природе и ее явлениях. Читать с детьми произведения поэтов и писателей о родной природе. Учить детей составлять небольшие рассказы о том, что они видели интересного во время прогулки. Делать дома зарисовки с детьми об увиденном, аппликации из природного материала, поделки из природного и бросового материала. Очень полезно посещать с детьми выставки в художественном музее, где можно увидеть красоту нашего края запечатленную на фотографиях самарских и российских фотодокументалистов, а также посмотреть выставки картин русских, самарских и российских художников о природе нашего края. В процессе посещения таких выставок дети будут не только приобщаться к прекрасному, но и в них проснется интерес к родному краю, они увидят наглядно уникальность нашей природы, будут стремиться бережно относиться и любить, то, что сохранили для нас наши предки, что в дальнейшем не оставит их равнодушными, а наоборот, они осмысленно будут приумножать и сохранять экологическое равновесие природы, не допускать разрушения уникальных памятников природы, стремиться их сберечь. Все это будет развивать творчество, фантазию, интерес к родной природе, родному краю, стремление беречь природу, любить и заботиться о животных, растениях. Все это в целом будет способствовать развитию патриотических чувств к родному краю, родной стране, пополнять и обогащать знания детей об экологии.

 

Прочитайте и расскажите своим детям:

Е. Медведев, М. Виданов "Край родной, навек любимый";

Г.И. Матвеева, Е. Медведев, Г.И. Налитова "Край Самарский";

Л.В. Храмков, Н.Е. Кузьменко, М.Я.Толкач "Есть на Волге утес";

С.Е. Кузьменко "Легенды и были Жигулей";

С. Кузьменко "Жемчужины Жигулей";

К. Шестаков "Мой город родной".

 

Используемые источники:

1. О.Н.Баранникова "Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду": Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 144с.;

2. Есть на волге утес / Сост. Н.Е. Кузьменко, М.Я. Толкач, Л.В. Храмков. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1987. – 448с.

3. Зелёная книга Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара: Кн. изд-во, 1995. 352с.

4. Природа Куйбышевской области / Сост. М.С. Горелов, В.И. Матвеев, А.А. Устинова. Куйбышев: Кн. издательство, 1990. 464с.

5. П.С. Кобытов, А.И. Репинецкий Моя Самара – Самара, ООО «Издательский дом «Агни». 2004г.

6. Чистова В.В., Саксонов С.В. Жемчужина России Самарская Лука – Самара, ДИС ОАО «АВТОВАЗ», 2004. – 291с.





Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

Конспект занятия для детей старшей группы по трудовой деятельности «Испечем…

Конспект занятия для детей старшей группы по трудовой деятельности«Испечем для мамы печенье»   Цель: Создание условий  для развития детского творчества детей через трудовую...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать...

Сценарий праздника, посвященного Дню защитника Отечества

Сценарий праздника, посвященного Дню защитника Отечества   Ведущий: - Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника...


Комментарии





В блогах

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство