Родителям о некоторых диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с нарушением речи

Если у вашего ребёнка нарушение речи, и вы уже обследовали его у специалистов, то вашему малышу поставлен диагноз, какой это может быть диагноз и что вам надо о нём знать?

  • Фонэтико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение произносительной стороны языка, связанное с дефектами восприятия и произношения звуков.

У детей с таким диагнозом могут возникать затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков (например, ребёнок не умеет произносить звук [ш] и вместо него используют [с]. И говорит кроха вместо крыша - крыса, поэтому слова крыша и крыса для него звучат одинаково. У другой группы детей с этим диагнозом может быть нарушено различение большого количества звуков из разных групп. Например, очень часто допускаются ошибки при различении звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л] (Ребёнок говорит жайка, вместо зайка, сапка вместо шапка, порка вместо полка).

Иногда дети с ФФНР неправильно произносят до 15 - 20 звуков.

  • Задержка развития речи (ЗРР) - это более медленное усвоение родного языка по сравнению с нормой. При ЗРР у ребёнка наблюдается отставание не только в развитии звукопроизношения, но и в усвоении грамматических категорий и связной речи.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное нарушение речи, при котором у ребёнка нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматических категорий, связной речи. Нарушение речи при ОНР неоднородно: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.

При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка очень ограничены, в речи в основном звукокомплексы (иса - киса, пи - пить). Пассивный словарь ребёнка шире чем активный, но тоже ограничен. Ребёнок не говорит, но понимает. Звукопроизношение у детей с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно (характерно, как нарушение произношения звуков, так и полное отсутствие некоторых звуков).

При втором уровне речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. В речи используются существительные, глаголы, прилагательные, но словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. В речи ребёнок использует простые предложения из двух, трёх, четырёх слов. В использовании грамматических конструкций отмечаются грубые ошибки: смешение падежных форм, пропуск предлогов и другие. В речи множественные искажения, замены, пропуски звуков.

При третьем уровне речевого развития ребёнок уже пользуется развёрнутой фразой с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. В речи детей есть практически все части речи, а также распространенные предложения. Но наблюдается неточное употребление многих слов, звукопроизношение может быть нарушено и проявляться в смешении, замене и искажении звуков. Трудные слова такие, например, как велосипедист, электричество ребёнок воспроизводит с искажениями.

Четвёртый уровень речевого развития характеризуется тем что у детей нет грубых нарушений звукопроизношения, как говорят невропатологи у ребёнка «каша во рту», то есть недостаточно внятная дикция. У детей данной категории отмечаются отдельные ошибки в грамматическом оформлении речи. Например: «В лесу много медведев». Речевые ошибки детей четвертого уровня речевого развития при ОНР редки, незначительны и непостоянны.

  • Дизартрия - проявляется в нарушении произносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы ребёнка во внутриутробном или раннем периоде развития. Дети дизартрики начинают говорить позже своих сверстников. Пассивный словарь у таких детей шире активного. Дети - дизартрики действительно всё понимают, но многое не могут сказать из-за трудностей произношения.

В логопедических группах детских садов в основном дети со стёртой дизартрией. У этих детей возможны следующие нарушения, повышенная возбудимость или наоборот вялость; повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое внимание, ослабленная память, может быть общая физическая слабость, нарушение координации движений, повышенная саливация (слюноотделение), которое особенно проявляется при речевой нагрузке. Для детей с дизартрией необходимы не только коррекционные занятия с логопедом, но и лечение у невролога.

Каждый родитель должен помнить, что какой бы диагноз ни поставили вашему ребёнку, если вы будете выполнять все назначения специалистов, вы обязательно поможете вашему малышу преодолеть все трудности.

 

Используемая литература:

1. Логопедия (под ред. Волковой Л.С. и Шаховской С.Н.) - М.,1999г.

2. Хрестоматия по логопедии (под ред. Л.С. Волковой). - М.,1997г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно...

Читайте также

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...