Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников
Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир. Познаёт новое, интересное, легко выражает свои мысли, желания, просьбы. На сегодняшний день проблема развития речи особенно актуальна. Недостаточное общение родителей с детьми, невнимание к речевым трудностям способствуют росту числа дошкольников с недостатками в речи.
Основные проблемы развития речи дошкольников:
- Минимальный словарный запас.
- Односложная речь.
- Отсутствие навыков грамматически правильно строить предложение.
- Неспособность построить монолог.
- Неправильное произношение, плохая дикция.
- Отсутствие навыков культуры речи.
- Бедная диалогическая речь.
В связи с такими проблемами, встает вопрос о том, какие средства и методы использовать для коррекции недостатков в развитии речи. Одним из таких методов является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемотехники в том, что весь текст представлен в последовательных картинках. Известный факт, что язык мозга –образы. Применение мнемотаблиц заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Так же как и любой процесс обучения, мнемотехнику рекомендуется применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. Постепенно усложнять, выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы.
Дети очень быстро понимают, что значит «зашифровать слово». Эта методика облегчает дошкольникам поиск и запоминание слов.
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.
Размеры мнемотаблиц различные - все зависит от возраста детей, уровня развития.
- Младшие, средние дошкольники - таблицы на 6 клетках;
- Старшие дошкольники - таблицы на 9-12 клетках;
- Подготовительный к школе возраст - таблицы на 12-15 клетках.
Мнемотехника расширяет объём памяти, формирует дополнительные ассоциации. Ребёнок учится свободно выражать мысли, мнение, расширяется кругозор. Использование мнемотехники является важным способом развития связной речи и средством познания окружающего мира.
Читайте также |
---|
«Создаём персонажей мультфильма»
«Создаём персонажей мультфильма» Цель: Создать героев сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: - Обогатить знания детей о том, как покадрово снимают пластилиновые мультфильмы. - Закрепить умение последовательно...
Конспект занятия «Снегири в нашем селе»

Конспект занятия «Снегири в нашем селе» Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Теоретическая часть. Рассматривание иллюстраций с изображением снегирей. Рассказ воспитателя об особенностях...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...