Игры на развитие пространственной деятельности, используемые для дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Развитие речевых процессов дошкольников довольно подробно описано в разнообразной логопедической и психологической литературе. Однако развитие пространственных представлений изложено недостаточно подробно.          Следует отметить тот факт, что именно пространственные представления наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями. Кроме того, умение оперировать пространственными образами – это то важнейшее и фундаментальное умение, которое объединяет разные виды как учебной, так и трудовой деятельности.  Оно является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания. Нельзя не согласиться с тем, что для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если пространственные представления у дошкольника недостаточно сформированы, то у него могут возникнуть трудности при овладении чтением и письмом.

Вашему вниманию представлены некоторые игры по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников.

 

К своим флажкам

Дидактическая цель: развивать пространственную ориентировку, координацию движений.

Оборудование: флажки разных цветов.

Ход игры.

Группа делиться на две команды, каждая команда образует круг. В центре круга на стуле флажок. Играющие запоминают, какого цвета флажок их команды. По знаку педагога  дети  разбегаются  по залу, приседают и закрывают глаза руками. Педагог меняет флажки и командует: «К своим флажкам!»  Играющие открывают глаза, бегут к  своим флажкам и строятся вокруг них.

 

Осторожные зайчики.

Дидактическая цель: Развивать умение ориентироваться  в схеме тела, в окружающем пространстве.

Оборудование: ободки с заячьими ушками.

Ход игры.

Педагог предлагает детям превратиться в зайчиков. Осторожные «зайчики» сидят на опушке леса и прислушиваются. По команде взрослого они поворачивают голову вправо и оглядываются, не крадётся ли сзади лиса. Затем поворачивают голову влево и оглядываются, не спрятался ли сзади за кустом серый волк.

 

Солнечный зайчик

Дидактическая цель: Учить употреблять предлог «на».

Оборудование: зеркало.

Ход игры. Педагог пускает солнечного зайчика по залу(группе) и читает стихотворение:

Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,

Поплясал на потолке, притаился на окне.

Вот он спрятался в кроватке – с нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять -  мы идём тебя искать!

 

Где карандаш?

Дидактическая цель:  учить дифференцировать в речи предлоги «в», «на».

Оборудование: карандаш, либо любой предмет (ручка, ластик, тетрадь, книга, любимая игрушка).

Ход игры. Педагог говорит детям: «Я буду прятать карандаш, а вы должны его отыскать, сказав только одно слово- «в» или «на».  Взрослый убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и отвечают: «В». Далее педагог кладёт карандаш на стол, дети отвечают: «НА».

Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов «среди, вне, посреди»

Пример: Среди детей стояла воспитательница. В коробке среди квадратов нашли треугольник. Дети сделали круг посреди комнаты.  

На расположение чего-либо в центре указывают предлоги «между, вокруг».  

Пример: Зина встала между Сережей и Ниной. Стулья поставили вокруг стола. Подарки детям положили вокруг елки.

 

Список используемой литературы:

  1. Моргачева  И. Н. Ребенок в пространстве. СПб.,  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. Интерне-рессурсы: http://www.i-gnom.ru




Новые публикации

Дидактическая игра «Ёжик и яблоки»

Дидактическая игра «Ёжик и яблоки» в группе второго раннего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Ёжик и яблоки» будет интересна детям 2-3 лет. Данная игра...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности «Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силён и красотой – Пояс гор...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего…

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Цель: Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями...

Читайте также

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения Введение Актуальность исследования. В настоящее время проблема безопасности – это одна из самых приоритетных ситуаций...

Конспект НОД в средней группе «Путешествие по сказке В.М…

Конспект НОД в средней группе«Путешествие по сказке В.М. Капнинского» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация» Цели: Обогатить и...

Цветочная песенка (Песня для исполнения детьми старшего возраста)

Цветочная песенка (Песня для исполнения детьми старшего возраста) {pdf=download/files/presentation/file564.pdf|90%|700|native}


Комментарии





В блогах

Наши дети. Как поднять ребенку самооценку.

Не стоит ругать детей за неудачи в учебе. К далеко не всегда это признак лени-если маленькому человеку что-то не удаётся, в этом может быть и ваша вина. простите у ребёнка совета или помощи, поручайте несложную работу: убрать вещи, игрушки, помочь...

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе. Тема: «Мы - хозяева нашей природы» (с использованием…

Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие". Задачи:  Образовательные.  Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме; сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях; расширять представления...

НОД

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно - эстетическое», «физическое развитие», «социально - коммуникативное», «познавательное развитие». Цель: расширение представлений о зоопарке, как о части системы охраны животных. Задачи: Образовательные : способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, повадках; Развивающие:...

Консультация для родителей Подвижные игры дома

Подвижные игры дома Никто не говорит, что «веселые старты» или бадминтон в малогабаритной хрущевке – это хорошая идея. В основном, конечно, домашние подвижные игры – не про бег и прыжки, а про растяжку и «гуттаперчевые» способности Лидер в этой категории...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство