Создание развивающей среды развития ребенка, ее комфортность

 

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Группы бывают разные. Случается что в группе много игр, игрушек, мебели. Преобладает впечатление от посещения такой группы – «Как здесь много всего!» Другие группы оформлены просто. Здесь сразу чувствуешь, что каждая вещь находится именно на том месте, где и должна находиться, а детям в помещении комфортно и интересно.

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, - важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений.

Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников.

Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» - тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организационных формах взаимодействия с взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра» - содержание, с которым предстоит знакомиться в недалеком будущем. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

В последнее время стал достаточно популярным термин «развивающая среда». Что же понимать под «развивающей средой?»

«Развивающая среда» - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Задачи оптимальной организации среды:

1. Необходимо строить развивающую среду на личностно-ориентированной модели, т.е. необходимо помнить, что это – «пространство детства», где все по-другому.

2. Подбирать именно те игрушки, игры и пособия, которые развивали бы детей.

Отсюда, следует вывод: Развивающую среду в ДОУ следует строить с учетом особенностей восприятия мира именно ребенком – ведь именно он его полноправный хозяин.

Впервые проблема обогащенной предметной среды, была поставлена С. Н. Новоселовой, и ею были определены принципы, которым должна отвечать предметно-развивающая среда; это, прежде всего свобода, достижения ребенком своего права на игру, которая реализуется как право выбора ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и временем игры.

Определены принципы, которым должна соответствовать предметно-развивающая среда в ДОУ.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху» или «над», а ребенок «снизу». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спустится» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.

2. Принцип активности.

В устройстве ДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия – легкие, геометрические модули, обтянутые кожей или тканью, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроения детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения, преобразуя имеющиеся.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и более широко раскрывает именно динамичность.

Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем, окружающая обстановка должна при необходимости иметь свойства «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Целесообразно в разных стилях представлять детям одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых; в реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети с помощью взрослого смогут не только обратить внимание на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

7. Принцип открытости – закрытости.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе – это организация «зеленых комнат», где дети ухаживают за растениями, птицами.

Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу – обстановка ДОУ соответствует сути понятия «Мой Дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, представление возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе.

Кроме того, при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей при реализации каждого из этих принципов.

 

Литература.

1. Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений». М. Линка – пресс, 2003 г.

2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» М. Линка – пресс, 1993г.

3. Обруч №2, 2003г. Л. Меркулова «Кто в ДОУ хозяин?»

4. Дошкольное воспитание №4, 1998г. С. Новоселова «Развивающая предметно-игровая среда детства» Мир «Квадро».



Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Конспект театрализованного занятия «Путешествие в театр»

Конспект театрализованного занятия «Путешествие в театр» (Для детей подготовительной группы) Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами...

Перспективное планирование работы с родителями (в средней группе)

Перспективное планирование работы с родителями (В средней группе)   Месяц Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Сентябрь   1. Совместная подготовка к учебному году (обновление группового инвентаря, участка)...

Карнавал «В стране шахматных чудес»

Карнавал «В стране шахматных чудес» Участники праздника в шахматных костюмах под музыку входят в музыкальный зал. Впереди каждой команды шествует ребенок...


Комментарии

  • Ирина
    Плагиат. Даже не удосужилась наиля наильевна исправить орфографические ошибки. Возможно нет достаточных ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство