Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок»

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий каждого отдельного ребенка, умение практически их использовать посредством игры — путешествие.

Задачи.

Образовательные

  • Закреплять навык прямого и обратного счета.
  • Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
  • Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; развивать графические навыки детей.
  • Способствовать развитию умения анализировать форму блоков (Д/и «Блоки Дьенеша), умения сравнивать их по свойствам.
  • Упражнять в составлении простых и сложных фигур с помощью счетных палочек, в умении анализировать рисунок (схему), воспроизводить рисунок.
  • Упражнять в умении решать задачи, содержащие отрицание, формировать мыслительные операции.

Развивающие.

  • Развивать навыки конструктивного праксиса, умение выполнять постройки, согласно предложенной схеме.
  • Развивать умения считать и воспроизводить количество движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; д/и «Блоки Дьенеша» (по количеству детей), счетные палочки (по количеству детей), изображения геометрических фигур, героев (Баба Яга, Кащей Бессмертный, звери из сказки «Теремок»), числовые карточки от 1 до 10; конструктор, схемы, рисунки «Дорисуй по цифрам» (на каждого ребенка.

Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике. Воспитатель достает конверт.)

Восп.: Ребята, вам интересно от кого это письмо? Давайте откроем и прочтем, кто и о чем нам пишет. Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В стране Сказок произошли путаница и творится полный беспорядок, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».

Поможем, ребята?

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры по порядку»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждую «цифру» назвать своих соседей.

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит лист формата А4, д/игра «Блоки Дьенеша». На доску вывешивается изображение Бабы Яги.

Восп. Ребята, оказывается, Баба Яга затеяла ремонт, и чтоб потом расставить мебель в том же порядке, записала себе расстановку в виде условий. Но, как только закончила ремонт и начала расставлять предметы мебели по своим местам, она поняла, что не может вспомнить, что эти условия обознаают.

Дидактическая игра «Расставь мебель» (ориентировка на листе бумаги).

Воспитатель: перед вами лежит лист бумаги, представим, что это комната в избушке Бабы Яги. Давайте поможем бабушке расставить в ней мебель (кубики разной формы, величины, цвета) (Д/и «Блоки Дьенеша».) Слушайте внимательно задания (условия):

1. диван прямоугольной формы стоит в левом нижнем углу;

2. кресло красного цвета и квадратной формы - в правом нижнем углу;

3. толстая полка треугольной формы висит в левом верхнем углу;

4. тумбочка не треугольной, не квадратной и не прямоугольной формы желтого цвета стоит в правом верхнем углу;

5. большой прямоугольный стол стоит в середине.

Теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

- Что вы можете сказать о предмете, который стоит в правом нижнем углу?

- Что стоит в середине?

- Где висит полка?

- На какую геометрическую фигуру похож шкаф (кресло, стол, полка, кровать)?

- Назовите, какие еще геометрические фигуры вы знаете (ромб, овал, трапеция).

- Как можно назвать, одним словом, квадрат, прямоугольник, ромб,

трапецию? (четырехугольники).

- Почему мы их так называем? (потому что у этих фигур четыре угла).

- Назовите фигуры, у которых совсем нет углов (овал, круг).

Молодцы, ребята, надеюсь, Баба Яга будет очень рада, когда вернется в свою избушку. Теперь у нее в доме полный порядок, благодаря вашим знаниям и старанию.

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физкультминутка

Мы играли и считали (шагают на месте)

Дружно вместе пошагали

Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)

Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали - сели, встали-сели, (приседают)

И друг друга не задели.

Выше руки, шире плечи (поднимают руки)

Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю снова вернуться на свои места и послушать, что же еще произошло в стране Сказок.

«Кащею Бессмертному (изображение героя вывешивается на доску) стало совсем скучно жить без какого-либо занятия и решил он, чтоб было веселее, построить парк для детей в виде различных фигур. Но беда в том, что он никогда не учился и совсем не умеет считать. И сколько взять досок для каждой фигуры не знает. Поэтому он совсем расстроился».

Ребята, а вы умеете считать? Тогда я предлагаю помочь Кащею.

Дидактическая игра «Составь фигуру из счетных палочек»

Восп. Ребята, перед вами лежат карточки с изображением фигур, которые запланировал к постройке Кащей Бессмертный, я предлагаю вам построить вам фигуру из счетных палочек на столе в соответствии с той, что изображена на вашей карточке.

Самостоятельная деятельность детей.

Восп. Сколько палочек понадобилось для вашей фигуры? Положите рядом соответствующую цифру. Поменяйтесь Карточками и проверьте правильность выполнения задания у друг друга.

И здесь вы замечательно справились с заданием. И мы идем дальше.

Строительно-конструктивная игра «Строим дом по схеме»

Восп. Смотрите, перед нами контейнер с кубиками. А тут и записка есть:

«Мы звери из сказки «Теремок», наш домик ненарочно сломал медведь, мы начертили схему будущего домика, но нам необходима помощь в строительстве».

Ребята, посмотрите, здесь две схемы, я предлагаю вам разделиться на две команды и построить домики для зверей, согласно предложенным схемам.

1 вариант схемы.

1

2 вариант схемы.

2

Отличные дома у вас получились, звери останутся довольны. Тем более у них теперь их два.

Воспитатель. Вот и закончили закончились наши приключения и в стране Сказок снова воцарился мир и покой. И, если вдруг, что-то снова случится, мы всегда готовы вернуться и помочь. Правда, дети?

Пора возвращаться домой, а помогут нам в этом следующие задания. Кто выполнит правильно попадает назад в группу.

Дидактическая игра «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и т. д.), а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

- 3 раза хлопнуть

- 6 раз топнуть

- 4 раза присесть

- 10 раз прыгнуть

и т. д.

(Можно усложнить задания, например, следующему участнику выполнить упражнений на одно меньше/больше).

Итог занятия, рефлексия.

Восп. Вот мы и вернулись назад в группу.

Давайте вспомним, от кого мы сегодня получили письмо? Куда мы с вами совершили путешествие? Как мы помогли каждому из героев сказок? Какое задание вам показалось наиболее сложным? (Простым?) Что вызвало затруднения? Как вы думаете, какие умения и знания нам помогли в успешном выполнении всех заданий? (Индивидуальные ответы детей).

Молодцы, ребята, вы на отлично справились со всеми заданиями, и королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды. («Рисунки по точкам».)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Образовательная программа ДОУ

Образовательная программа ДОУ

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...