Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок»

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий каждого отдельного ребенка, умение практически их использовать посредством игры — путешествие.

Задачи.

Образовательные

  • Закреплять навык прямого и обратного счета.
  • Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
  • Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; развивать графические навыки детей.
  • Способствовать развитию умения анализировать форму блоков (Д/и «Блоки Дьенеша), умения сравнивать их по свойствам.
  • Упражнять в составлении простых и сложных фигур с помощью счетных палочек, в умении анализировать рисунок (схему), воспроизводить рисунок.
  • Упражнять в умении решать задачи, содержащие отрицание, формировать мыслительные операции.

Развивающие.

  • Развивать навыки конструктивного праксиса, умение выполнять постройки, согласно предложенной схеме.
  • Развивать умения считать и воспроизводить количество движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование и материал:

Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; д/и «Блоки Дьенеша» (по количеству детей), счетные палочки (по количеству детей), изображения геометрических фигур, героев (Баба Яга, Кащей Бессмертный, звери из сказки «Теремок»), числовые карточки от 1 до 10; конструктор, схемы, рисунки «Дорисуй по цифрам» (на каждого ребенка.

Организационный момент

Дети проходят в группу.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике. Воспитатель достает конверт.)

Восп.: Ребята, вам интересно от кого это письмо? Давайте откроем и прочтем, кто и о чем нам пишет. Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В стране Сказок произошли путаница и творится полный беспорядок, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок».

Поможем, ребята?

А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).

Основная часть.

Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

1 задание. Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры по порядку»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждую «цифру» назвать своих соседей.

По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.

Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит лист формата А4, д/игра «Блоки Дьенеша». На доску вывешивается изображение Бабы Яги.

Восп. Ребята, оказывается, Баба Яга затеяла ремонт, и чтоб потом расставить мебель в том же порядке, записала себе расстановку в виде условий. Но, как только закончила ремонт и начала расставлять предметы мебели по своим местам, она поняла, что не может вспомнить, что эти условия обознаают.

Дидактическая игра «Расставь мебель» (ориентировка на листе бумаги).

Воспитатель: перед вами лежит лист бумаги, представим, что это комната в избушке Бабы Яги. Давайте поможем бабушке расставить в ней мебель (кубики разной формы, величины, цвета) (Д/и «Блоки Дьенеша».) Слушайте внимательно задания (условия):

1. диван прямоугольной формы стоит в левом нижнем углу;

2. кресло красного цвета и квадратной формы - в правом нижнем углу;

3. толстая полка треугольной формы висит в левом верхнем углу;

4. тумбочка не треугольной, не квадратной и не прямоугольной формы желтого цвета стоит в правом верхнем углу;

5. большой прямоугольный стол стоит в середине.

Теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

- Что вы можете сказать о предмете, который стоит в правом нижнем углу?

- Что стоит в середине?

- Где висит полка?

- На какую геометрическую фигуру похож шкаф (кресло, стол, полка, кровать)?

- Назовите, какие еще геометрические фигуры вы знаете (ромб, овал, трапеция).

- Как можно назвать, одним словом, квадрат, прямоугольник, ромб,

трапецию? (четырехугольники).

- Почему мы их так называем? (потому что у этих фигур четыре угла).

- Назовите фигуры, у которых совсем нет углов (овал, круг).

Молодцы, ребята, надеюсь, Баба Яга будет очень рада, когда вернется в свою избушку. Теперь у нее в доме полный порядок, благодаря вашим знаниям и старанию.

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, выходите на коврик и вставайте в кружок.

Физкультминутка

Мы играли и считали (шагают на месте)

Дружно вместе пошагали

Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)

Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали - сели, встали-сели, (приседают)

И друг друга не задели.

Выше руки, шире плечи (поднимают руки)

Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Воспитатель. Сейчас я вам предлагаю снова вернуться на свои места и послушать, что же еще произошло в стране Сказок.

«Кащею Бессмертному (изображение героя вывешивается на доску) стало совсем скучно жить без какого-либо занятия и решил он, чтоб было веселее, построить парк для детей в виде различных фигур. Но беда в том, что он никогда не учился и совсем не умеет считать. И сколько взять досок для каждой фигуры не знает. Поэтому он совсем расстроился».

Ребята, а вы умеете считать? Тогда я предлагаю помочь Кащею.

Дидактическая игра «Составь фигуру из счетных палочек»

Восп. Ребята, перед вами лежат карточки с изображением фигур, которые запланировал к постройке Кащей Бессмертный, я предлагаю вам построить вам фигуру из счетных палочек на столе в соответствии с той, что изображена на вашей карточке.

Самостоятельная деятельность детей.

Восп. Сколько палочек понадобилось для вашей фигуры? Положите рядом соответствующую цифру. Поменяйтесь Карточками и проверьте правильность выполнения задания у друг друга.

И здесь вы замечательно справились с заданием. И мы идем дальше.

Строительно-конструктивная игра «Строим дом по схеме»

Восп. Смотрите, перед нами контейнер с кубиками. А тут и записка есть:

«Мы звери из сказки «Теремок», наш домик ненарочно сломал медведь, мы начертили схему будущего домика, но нам необходима помощь в строительстве».

Ребята, посмотрите, здесь две схемы, я предлагаю вам разделиться на две команды и построить домики для зверей, согласно предложенным схемам.

1 вариант схемы.

1

2 вариант схемы.

2

Отличные дома у вас получились, звери останутся довольны. Тем более у них теперь их два.

Воспитатель. Вот и закончили закончились наши приключения и в стране Сказок снова воцарился мир и покой. И, если вдруг, что-то снова случится, мы всегда готовы вернуться и помочь. Правда, дети?

Пора возвращаться домой, а помогут нам в этом следующие задания. Кто выполнит правильно попадает назад в группу.

Дидактическая игра «Сосчитай и сделай»

Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и т. д.), а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.

- 3 раза хлопнуть

- 6 раз топнуть

- 4 раза присесть

- 10 раз прыгнуть

и т. д.

(Можно усложнить задания, например, следующему участнику выполнить упражнений на одно меньше/больше).

Итог занятия, рефлексия.

Восп. Вот мы и вернулись назад в группу.

Давайте вспомним, от кого мы сегодня получили письмо? Куда мы с вами совершили путешествие? Как мы помогли каждому из героев сказок? Какое задание вам показалось наиболее сложным? (Простым?) Что вызвало затруднения? Как вы думаете, какие умения и знания нам помогли в успешном выполнении всех заданий? (Индивидуальные ответы детей).

Молодцы, ребята, вы на отлично справились со всеми заданиями, и королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды. («Рисунки по точкам».)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Культурная деятельность ребенка

Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Читайте также

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»