Сайт для воспитателей детских садов



Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей

 

В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Отсюда вывод - значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна. 

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Поэтому, на плечи воспитателей дошкольных учреждений ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это экологические знания, практические навыки, эстетические переживания (сопереживания, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой).

Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Наша работа базируется на привлечении родителей к проектной и исследовательской деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей. Расскажем о формах работы с родителями, которые мы использовали при реализации нашего долгосрочного проекта по экологии «Экологическая тропа».

Конечно же никуда не деться без традиционных методов и форм работы, таких как родительские собрания, консультации, беседы, конференции. Но и нетрадиционные формы не уступают в своей эффективности, такие как деловые игры, игры – экскурсии, различные экологические акции, педагогические ширмы, соревнования, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение города, совместная с детьми деятельность. еские акции логические акции ивности, такие как ю и образованию дошкольников. терес и желание ологическое ра

При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.

Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Поэтому жесткий диктат «откладываем в дальний ящик». Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.

На начальной стадии проектной деятельности, в работе с родителями целесообразно провести обычное родительское собрание на тему «Воспитание экологической культуры у дошкольников». При этом, начав его с проведения игры – соревнования между командами детей и родителей. Эта игра продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровни своей экологической культуры. Затем, после ухода детей в другую группу, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, дать оценку и подвести итог.

- Основы экологического воспитания направлены на формирование бережного, ответственного, гуманного отношения к окружающей среде.

- Экологическое воспитание не может на 100% зависеть от дошкольного учреждения, ведь для детей примером для подражания являются родители, которые не должны оставаться безучастными в работе по экологическому воспитанию их детей.

После такого подведения итогов большинство родителей задумаются над уровнем своей личной экологической культуры, над своими семейными ценностями, которые они закладывают в ребенке, а главное почувствуют необходимость в оказании помощи и содействия воспитателю в работе по экологическому воспитанию их детей. Так, совместно с родителями, ставятся цель, задачи и формы совместной работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.

Дальнейшая работа с родителями включает как традиционные, так и не традиционные формы работы. Расскажем о них подробнее.

Например, беседы и консультации мы проводим индивидуально или по подгруппам, применяя подходящие формы общения и взаимодействия. Например, с одними родителями достаточно доступно изложить информацию, других следует сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни бояться открыться и задать вопрос, другие с легкостью идут на контакт. А если не выстраивать такую дифференцированную систему взаимодействия, отдача и результат будут минимальными.

Также нами используются нетрадиционные формы работы с родителями, например, такие как круглый стол «Воспитание доброты к природе». В зависимости от технического оснащения дошкольного учреждения, педагог предварительно проводит работу с детьми. На камеру или магнитофон записывается рассказ детей о своих питомцах (естественно, акцент делаем на детей, которые либо равнодушны, либо жестоки к животным). Затем данный материал за круглым столом просматривается или прослушивается родителями. Далее целесообразно разделить родителей на две подгруппы для проведения дальнейших бесед(если ребенок жесток по отношению к животным- цель беседы с родителями - не навреди; для родителей, чьи дети проявляют равнодушие, цель беседы – заинтересовать и привлечь.) В ходе бесед родителям раздаются вопросники, заполнив которые они окончательно могут убедиться в поставленном их ребенку «диагнозе». Это позволяет быстро и эффективно доказать родителям необходимость проведения работы с ребенком по воспитанию любви и трепетного отношения к животным. В конце беседы воспитатель раздает родителям памятки, консультирует тех родителей, которые затрудняются в выборе форм работы, предлагает литературу, возможно даже направляет за консультацией к педагогу-психологу (При проведении круглого стола на такую тематику возможно привлечение педагога – психолога).

Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. Например, в рамках работы над нашим экологическим проектом «Экологическая тропа» , мы совместно с родителями организовали акцию «Защитники природы» . Родители дома вместе с детьми рисовали плакаты, изготавливали знаки, листовки, брошюры. А затем активно помогали в проведении акции, после чего все остались довольны результатом.

Совместные экскурсии в парки и скверы, работа на огороде, игры - соревнования, домашние задания, круглые столы, озеленение города, совместная с детьми творческая деятельность все это использованные нами формы работы с родителями по формированию у дошкольников экологической культуры посредством проектной деятельности. Осветить их все в рамках данной статьи невозможно. Поэтому мы решили остановиться на наиболее интересных и результативных формах работы с родителями, которыми рады были с вами поделится.





Новые публикации

Обобщение опыта. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Обобщение опытаТема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Значение развития мелкой моторики рук ребенка очень велико. Уже давно, необходимость развития...

НОД по развивающим играм «Приключение Кроша»

НОД по развивающим играм «Приключение Кроша» Задачи: Закреплять умение сравнивать предметы по длине, группировать по цвету, форме, величине. Закреплять умение работать со схемой. Развивать логическое...

Доклад на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музык…

Доклад на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами музыки» (Слайд №1) Все от природы музыкальны и понимание музыкального искусства, как целостного...

Читайте также

Игра – драматизация «Как муравьишка дом искал» (старший дошкольный возраст)

Игра – драматизация «Как муравьишка дом искал» (старший дошкольный возраст) Действующие лица: Муравей, Ветер и Ветерок, Бабочки, Божьи Коровки, Жучки и Паучки. Атрибуты:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развити…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме«Путешествие в страну Мульти - Пультию»   Интегрируемые образовательные...

Конспекты по конструированию для детей 4 – 7 лет разновозрастной группы со сложн…

Конспекты по конструированию для детей 4 – 7 лет разновозрастной группы со сложной структурой дефекта Первый год обучения   Конспект по конструированию №1 Месяц:...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

     
  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

В блогах

Антистрессовые средства

Антистрессовые средства ПИТАНИЕ Зеленый чай- чашечка зеленого чая согреет не только тело, но и душу. В маленьких чайных листьях есть вещества, которые помогут укрепить иммунитет. К тому же чаевничать так приятно! Каша овсяная...

Конспект занятия по математическому разв…

 Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «В гости в школу к Чебурашке».   Структура конспекта занятия. 1.Цель: Воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление радоваться своим достижениям, интерес к занятиям по математике, самостоятельность...

Педагогический проект «Наши пернатые др…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Детский сад комбинирующего вида №32 «Родничок» г. Инта РК                                                                                     Педагогический  проект «Наши пернатые друзья» к международному Дню Птиц – 1 апреля По доминирующей деятельности: познавательный, познавательный, творческий, исследовательский, игровой По количеству участников: групповой...

«Возможности инклюзивного образования в …

Консультация для педагогов. «Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении» На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Если говорить более понятно, то эти дети обладали инвалидностью. Инвалидность...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство