Практикум для воспитателей. Самоанализ опыта общения с родителями

 

Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).
В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого как активного субъекта общения. Интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и - особом случае взаимодействия - конфликте. Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное «вчувствование» в партнера - эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).

Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.
Предлагаемые ниже тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого).


Задание для самопроверки знаний в области психологии общения
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
1. Увлекательное начало разговора рождает_____________и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
2. Хорошо аргументированный ________________способствует усилению эффективности словесного воздействия.
3. Мешают доброму отношению _____________тон,_______________речи.
4. Сутулая________________, висящие вдоль тела______________, опущенная_говорят о неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица_______________.
6. Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник__________________и готов________________.
7. Поглаживание подбородка говорит о______________, о желании принять_______________.
8. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с________________других людей.
9. Деловой конфликт носит _____________характер.
10. К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся ______________,______________и_______________.
11. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но_______________, а часто и__________.
(Ответы, на это и другие задания см. в конце статьи.)

Задание «Выбери верный ответ»
Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения.
Задача. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).

Первое суждение. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.
Второе суждение. Разумными вариантами отношения к конфликту являются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями
Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.
Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацик взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение Да. Нет.
6. Владею техникой диалогическогс (безоценочного) общения. Да. Нет.
7. Проявляю достаточную гибкость е конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.
11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.
Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»
Цель. Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.
• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), вопросительно («Что-нибудь случилось?»), радостно («Наконец-то!»).
• Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.

Упражнение «Окно»
Цель. Тренировка эмоциональной выразительности в невербальной передаче информации собеседнику.
• Вообразите, что с коллегой вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Передайте содержание своей информации «через стекло».

 

Упражнение «Невербальный диалог»

Цель. Осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
Воспитатель. Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь.
Отец ребенка. Извините, мы вынуждены были задержаться.
Воспитатель. Могли бы вы выполнить маленькую просьбу - постирать фартуки для дежурства детей во время еды?
Мать. Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу.
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать ее тональность, соответствующую тактике общения.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».
Позиция «Я» в роли «дитяти» - позиция подчеркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности.
Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.
Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.
Педагогу вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.
Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

В началоНазад123ВперёдВ конец


Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Мастер-класс «Коллаж – как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога в…

Мастер-класс «Коллаж – как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога в детском саду» Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических...

Проект по теме: «Театрализованная деятельность с детьми старшего возраста с…

Проект по теме: «Театрализованная деятельность с детьми старшего возраста с ЗПР» «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире...

«Рисование по замыслу» Образовательная деятельность в старшей разновозрастной группе в…

«Рисование по замыслу». Образовательная деятельность в старшей разновозрастной группе в форме квест-игры Цель. Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...