Работа с родителями по использованию дидактических игр и упражнений как средство формирования словаря у детей раннего возраста в практике работы воспитателя ДОУ

Сотрудничество с семьей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Его реализация требует новых подходов, в том числе вовлечение родителей в жизнь детского сада. Наши родители пополняют РППС группы, принимая участие в изготовлении дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики и речи детей.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода дошкольного детства.

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас. Предлагаем для наших родителей серию игр, которые мой взгляд, замечательно побуждают ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша.

Игра «Кто в домике живет»

Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», создавая интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!

Как мы дверь закроем? Хлоп!

Кошка к нам с крылечка: Прыг!

Воробьишки: Чик-чирик!

Кошка рада птичкам: Мурр!

Воробьи взлетели: Фурр!

Дальше ножками: Топ-топ!

И теперь калиткой: Хлоп!

Как трава шумит? Ш-ш-ш!

Кто в траве шныряет? Мышь!

На цветке пчела: Жу-жу!

Ветер листьями: Шу-шу!

Речка струйками: Трень-брень!

Здравствуй, яркий летний день!

Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

- Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.

- На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д... Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

- Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.

- Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Устраивайте с ребенком «переклички»

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка!.Например:

Наши курочки в окно:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

***

Дует пастушок в дуду –

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

***

Гуси, гуси, га-га-га,

Есть хотите? Да-да-да.

***

Мы приехали сюда!

Да-да-да! Да-да-да! (задорно)

Отворяйте ворота!

Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)

На лошадках я и ты!

Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)

На лошадках мы скакали

И немножечко устали. (устало)

Скоро ль будет угощенье?

Молоко, кефир, печенье?

У-у-у? О-о-о? (вопросительно)

Ели-ели угощенье,

Выражаем восхищенье:

М-м-м-м (довольно)

«Покажи другу»

Возьмите любимую игрушку ребёнка и скажите её голосом, что она хочет рассмотреть квартиру. Затем попросите малыша взять игрушку в руки и показать всё интересное в доме. Ребёнок должен не только показывать, но и попытаться назвать своему другу те предметы, которые ему может быть интересными. Мама должна находиться рядом, чтобы подсказать малышу нужные слова.

«Обед для друзей»

Можно взять игрушечных животных и сказать, что они проголодались. Предложите малышу накормить зверей обедом. Сопровождайте игру диалогом:

- Вот собачка бежит – топ-топ-топ. Что она говорит?

- Гав-гав! Есть хочу! Ам-ам!

Так же можно обыгрывать появление других игрушечных персонажей.

Игра способствует вызыванию у ребёнка звукоподражаний, а также развитию понимания обращённой речи.

«Волшебный сундучок»

Вам потребуется красивая коробочка (или мешочек) и игрушки небольшого размера. Покажите малышу коробку и скажите, что она не простая, а волшебная: из неё будут появляться разные игрушки. Вытаскивайте из коробки игрушку, называйте её и давайте в руки малышу. Когда кроха рассмотрит и потрогает все игрушки, попросите его убрать их в коробку. В процессе складывания ребёнком игрушек в коробку снова называйте их, одну за другой.

Играя с малышом в развивающие игры, необходимо соблюдать следующие правила:

    • Игра не должна быть продолжительной. Как только заметите, что ребёнок начал отвлекаться и терять интерес к игре, заканчивайте играть.
    • Для игры с ребёнком 1-2 лет не нужно брать много игрушек, поскольку это будет рассеивать его внимание.
    • Необходимо внимательно следить за ребёнком, если используете для игры мелкие предметы.
    • В процессе игры постоянно называйте предметы и действия, которые производите с этими предметами.

Самый главный совет - постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнером в игре – значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководит ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения.

Возраст до 3 лет - очень важный этап овладения родным языком. Это тот период, когда малыш «все впитывает, как губка» и накапливает речевую базу. Поэтому очень важно помочь малышу пройти сложнейший процесс от накопления слов и понятий через жесты к воспроизведению.

 

Список литературы

1. Ануфриева А. и Митюкова О. Игры и занятия для малышей. – Волго-вятское книжное издательство, 1964.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение , 1991.

3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение РФФСР, 1987, с изменениями.

4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1986, - 128 с.

5. Зворыгина Е.В. и др., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада..; Под ред. Новоселовой С.Л.. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.

6. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста: Метод. Пособие / Г.М. лямина – М.: Айрис-пресс, 2005

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981, с. 43-48, 82-92, 124-127,146-149.

8. Ушакова О.С. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во «Совершенство», 2001.



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «В здоровом теле…

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе«В здоровом теле – здоровый дух» Цель: воспитание основ культуры здоровья; приобретение навыков его сбережения. Задачи: 1...

Рабочая программа по разделу: «Формирование элементарных математических представлений» в старшей…

Рабочая программа по разделу:«Формирование элементарных математических представлений»в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья   I. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана...

Перспективный план взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год в…

Перспективный план взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год в старшей группе   Месяц Название мероприятия Цель мероприятия Участники Ответственный   Сентябрь Октябрь Ноябрь Родительское собрание: «Новоселье. Вводное».   Установить на начало учебного...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...