Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты»

Цель: повышение психологической грамотности родителей.

Задачи:

- ознакомление родителей c особенностями прохождения кризиса 3 лет;

- обучение родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком в условиях переживания кризиса 3 лет;

- ознакомление родителей со способами установления запретов;

- отработка навыка установления запретов в игровой форме;

- ознакомление родителей c понятием «психологические границы личности»;

- профилактика феномена слияния.

Программа:

1. Приветствие. Упражнение «Меня зовут... Я сегодня вот такая».

2. Вступительное слово о теме семинара: о детских провокациях и реакции на эти провокации родителей.

3. Упражнение «Провоцируют ли вас ваши дети? Как вы реагируете?». Обсуждение по кругу. В ходе обсуждения выявляется необходимость установления запретов.

4. Мини-лекция о кризисе 3 лет.

  • Как угодно лишь бы не так!
    В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро! » Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, сделать не так, как просят, а наоборот.
  • Я так решил!
    Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
  • Пойди туда не знаю куда.
    Строптивость – очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
  • Я сам.
    Своеволие – оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.
  • Бунт на корабле.
    Ваш ребёнок каждый день протестует против чего-то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
    Протест – бунт – проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
  • Не нужны мне ваши книжки.
    Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес – это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
  • Властелин семьи.
    Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу – это деспотизм.

5. Упражнение «Я капризничаю, когда…»

Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»

Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой — проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после.

6. Мини-лекция о способах установления запретов:

- круглый стол для всех взрослых членов семьи с выяснением необходимости установления запретов, их минимального количества и договоренностью о единых требованиях всех взрослых членов семьи к ребенку;

- составление списка запретов;

- табуирование, способ установления табу, таких, как: «не бить родителей», «нельзя мучить кошку», «нельзя вставать на подоконник» и др.;

7. Упражнение «Установи запрет правильно» (например: «книжки рвать нельзя, а старые газеты можно»).

Родителям предлагаются образцы поведения, отпечатанные заранее. Задача – грамотно установить запрет:

- ребенок надевает на голову кастрюлю;

- размазывает пластилин по ковру;

- стучит лопаткой по машинам на улице;

- вываливает одежду из шкафа;

- режет ножницами шторы;

- берет в руки кухонный нож;

- ест зубную пасту;

- прыгает со стола;

- рисует маркером на столе;

- ключом царапает полированную мебель.

Упражнение проводится по кругу.

8. Мини-лекция о необходимости отделения родителями своих потребностей от потребностей детей, об уважении личности ребенка.

9. Упражнение на определение индивидуальных психологических границ каждого участника тренинга. Обсуждение проходит в кругу.

Суть упражнения сводится к следующему: участники тренинга встают в круг, а один – в центр круга, ему завязывают глаза. Остальные участники по команде ведущего медленно сходятся к центру круга. Стоящий в центре должен остановить подходящих к нему людей в тот момент, когда почувствует дискомфорт от их приближения. После этого оставшееся между этим участником и остальными играющими расстояние замеряется. Упражнение повторяется несколько раз с разными участниками.

После упражнения проводится обсуждение, в процессе которого родители приходят к выводу, что у каждого человека – своя психологическая граница, отличная от других.

10. Просмотр видеоролика «Послание от детей своим родителям»

11. Упражнение «Я горжусь своим ребенком потому, что…»

Цель: осознание собственных эмоций и чувств по отношению в семье.

Все участникам тренинга предлагаются закончить фразу «Я горжусь своим ребенком потому, что …».

По окончании семинара в качестве раздаточного материала родителям можно предложить буклет «10 заповедей для родителей», подготовленный по материалам книги Я. Корчака «Как любить детей».



Новые публикации

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные помощники природы» Цель: Формировать у детей основы экологической культуры. Задачи: Образовательные: расширять...

Дидактическая игра «Воздушные шары» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Воздушные шары» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...