Родительское собрание в форме деловой игры с использованием ИКТ «Мальчики и девочки»

 

Цель встречи: способствовать формированию у родителей гендерной компетентности.

Оборудование: презентация, памятки с рекомендациями по воспитанию, листки бумаги для теста и пожеланий, ручки, красивая коробка для пожеланий, задания с проблемными ситуациями.

Тема нашей встречи – гендерное воспитание. Это выражение можно услышать сейчас довольно часто. Что же означает это слово? «Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Установлено, что именно в период дошкольного детства, у всех детей, живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Ученые считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения взрослых к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери.

Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Поэтому нам, взрослым, не следует забывать, что мальчики и девочки, (также как мужчины и женщины) – это два разных мира, две разные планеты. Но так сложилось, что в современном обществе стерлись грани между профессиями, домашними обязанностями (произошло ослабление традиционной роли отца, увеличилась занятость женщин).

А сейчас предлагаю вам просто для себя ответить на вопросы теста.

Итак, коротко, (на листке бумаги) только «да» или «нет»:

1. Девочки послушнее мальчиков?

2. У мальчиков более аналитический склад ума?

3. Девочки более пугливы?

4. Мальчики более активны?

5. Девочки легче поддаются чужому влиянию?

6. Девочки более чувствительны к прикосновениям?

7. Мальчики агрессивнее девочек?

8. Мальчики амбициознее девочек?

9. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?

10. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?

11. У мальчиков более развита склонность к командованию?

12. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?

Теперь сравните ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии:

1. Нет, только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых.

2. Нет, аналитический ум поровну поделен между полами.

3. Нет, девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается.

4. Нет, в раннем детстве разницы нет, в школе многое зависит от класса и учителей.

5. Нет, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.

6. Нет, существенного отличия нет.

7. Да, мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.

8. Нет, девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения,

а мальчиков приходится подталкивать к этому.

9. Нет, мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.

10. Нет, мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

11. Нет, мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.

12. Да, но после 11-12 лет, в более раннем возрасте разница мала.

Как видите, можно сделать вывод, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, поэтому и воспитывать их нужно по-разному.

На сегодняшний день утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений.

А ведь в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Оказывается, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья. Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Мы видим, что при воспитании детей с 3-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию: девочек – матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

В условиях традиционного семейного воспитания ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители.

Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Народные традиции нераздельно связаны с народным творчеством – это и сказки, и загадки, и пословицы, и поговорки. У нашего народа существует много пословиц о семье, семейных ценностях. А какие знаете вы?

При солнышке тепло, а при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

На что и клад, когда в семье лад.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и разгадать пословицы - перевертыши.

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь.)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

На полицейском валенки мокнут. (На воре и шапка горит.)

Не каждый чужого горя слесарь. (Всякий своего счастья кузнец.)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет.)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груздем – полезай

в кузов.)

Лысина – мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)

Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу.)

Начал безделье - сиди дома робко. (Кончил дело – гуляй смело.)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

От смелости носы малы. (У страха глаза велики.)

Зачастую нам трудно понять своих детей, мы мыслим совсем другими категориями. Давайте попробуем на минутку вернуться в детство и представить себя дошколятами.

Игра «Устами младенца».

Этот вопрос был адресован нашим детям и вот как они на него ответили:

Попробуйте догадаться, о ком идет речь.

1. Это голова,

он пишет,

всем говорит в микрофон.

Пишет каждому по одной бумажке и дает за него проголосовать.

(Президент.)

2. Она все делает плавными движениями,

может стоять на одной ноге.

Которая танцует.

(Балерина.)

3. Где выступают люди,

показывают фокусы;

там волшебник, где все животные,

где клоун выступает.

(Цирк.)

4. Это для человека, для головы,

это брызгать, мама пшикает себе, чтобы вкусно пахнуть.

(Духи.)

5. Возит людей в командировку, в больницу;

у него пар выходит из трубы.

(Поезд.)

6. Они нужны, чтобы одевать на ноги и, когда зима, идти по улице.

Для красоты, чтобы не испачкаться.

Чтобы тети ходили в них.

(Каблуки.)

А теперь предлагаю улыбнуться над некоторыми курьезными высказываниями. Вот какие ассоциации иногда возникают у детей:

Поэт - это который рисует, поет.

Библиотекарь - продает книги, лекарства.

Дрессировщик - дрессирует кошек, собак, всех ребят.

Астроном - это животное.

Дирижер - кто все время дежурит, как у нас дежурные.

Официант - командир, который охраняет.

Здесь видно, что у детей другой ассоциативный ряд: смысл известных слов переносится на слова, похожие по звучанию.

Посмеялись, а сейчас настало время мозгового штурма: предлагаю каждому столу по 2 проблемные ситуации, с которыми, возможно, сталкивались и вы.

Необходимо продумать варианты, как можно неконфликтно выйти из них.

(представители каждого стола тянут по 2 задания)

1. Ваш ребенок в магазине закатил истерику - не купили понравившуюся дорогую игрушку.

2. Пришли в гости с ребенком, очень плохо себя ведет.

3. К вам пришли гости с детьми. Ваш ребенок не дает детям свои игрушки.

4. Вы едете в поезде. С вами в купе мама с ребенком. Ребенок вытворяет все,

что заблагорассудится, а мама не обращает на это внимания.

Обсудите в группах, как лучше поступить в сложившихся ситуациях.

(Родители предлагают свои варианты.)

Спасибо за ваши советы, думаю, что они окажутся полезными.

Как известно, с рождения дети отличаются друг от друга своим поведением.

И все потому, что у каждого ребенка свой темперамент - врожденные свойства нервной системы, которые уже к 5 годам проявляются достаточно четко. А вы знаете, кто ваш ребенок по типу темперамента? Проверьте себя.

Тест «Типы темперамента».

Наша встреча подходит к концу, и я хочу попросить каждого из вас написать пожелание присутствующим и положить в коробочку.

(перемешать, затем каждый вытаскивает пожелание для себя)

Благодарю всех присутствующих за смелость, откровенность, активность. В конце нашей встречи хочется добавить к сказанному, что именно в семье ребенок отдыхает душой и телом. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки»

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки» Интересная и увлекательная игра для детей 6-7 лет. Разработана игра для развития моторики. Материалы: палочки для...

Читайте также

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...