«Наша планета (страны, континенты)»

Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)».

Форма организации: творческая мастерская.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Виды деятельности детей: коммуникативная, продуктивная, двигательно-игровая.

Количество детей на занятии: 10 чел.

Цель: формирование целостного представления о планете Земля, о ее материках и океанах.

Задачи занятия:

    • уточнить представления детей о планете Земля, о ее материках и океанах;
    • формировать представление о разнообразии ландшафта материков посредством наглядного моделирования техники эбру.
    • развивать навыки взаимодействия при работе в команде, умение договариваться.
    • расширять лексический запас детей (континент, материк, эбру);
    • дать представление о технике эбру;
    • создавать на занятии атмосферу радости от осмысления познавательной информации.

Ожидаемые результаты:

    • развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности детей через обогащение образовательного процесса новыми формами работы;
    • сформированность у старших дошкольников представления о планете Земля и ее географических особенностях;
    • развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;
    • развитие связной речи, обогащен словарь детей новыми понятиями;
    • формированиеу детей умение общаться со сверстниками и взрослыми;
    • освоение приемов изображения в технике эбру;
    • воспитание у детей осознанно бережное отношение к Земле как общему дому для всего человечества.

Методы и приемы, технологии

1. Общепедагогические методы и приемы:

    • методы формирования сознания: рассказ (предоставление познавательной информации), комментарии, сопровождающие продуктивную деятельность детей, наглядный материал (глобус, карта), сюрпризный момент (полученный узор в технике эбру), беседа: обсуждение географических особенностей планеты, техники рисования эбру;
    • методы организации деятельности, общения, опыта поведения: косвенное требование (советы по выполняемым действиям): последовательность выполнения творческого продукта, техника рисования, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями), самоотчет детей;
    • методы стимулирования и мотивации деятельности: волшебные задания.

2. Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности:

    • наглядные методы: рассматривание глобуса, географическая карта; раздаточный и демонстрационный материал для продуктивной деятельности; изучение образца;
    • словесные методы: вопросы проблемного характера, загадка, инструкции педагога по фиксированию результата деятельности, художественное слово, пояснения воспитателя к наглядным средствам;
    • практические методы: игры и игровые упражнения на активизацию полученных знаний (рисование на воде)

Ключевые понятия: планета, карта, материк, океан, страна, эбру.

Среда и/или дидактические средства: глобус, перчатка, раскрашенная в технике эбру, коврик «Планета» (для высыхания шаблонов, окрашенных в технике эбру), белые бумажные шаблоны материков, белый бумажный шаблон России, цветной (окрашенный в технике эбру) материк Евразия, цветовые алгоритмические карты, наборы для рисования в технике эбру (рисование в парах), детские накидки, накидка для взрослого. В качестве подарков для детей: удостоверения «Покоритель планеты», эбру-значки, набор для рисования на воде в технике эбру.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание карты в группе, обсуждение опыта путешествий у детей.

Межпредметные связи (интеграция ОО):

Познавательное развитие: представления о планете и ее географических особенностях; представления о воде, красках, их свойствах и способах использования в продуктивной деятельности; навыки опытно-экспериментальной деятельности (с водой, с красками).

Социально-коммуникативное развитие: проведение опытов во взаимодействии друг с другом: самостоятельно выбирают себе партнеров, договариваются друг с другом; проводят совместное экспериментирование, решают совместные задания. Совместное оформление коврика «Планета» (определение правильных вариантов размещения материков).

Речевое развитие: обогащение словаря детей новыми понятиями: «континент», «материк», «океан», «мастерская», «техника эбру», «узоры», «пипетка», «палитра», «гребень», «прозрачный», активизация их использования. Рассказ о проделанной работе и полученных впечатлениях.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие произведений изобразительного искусства в технике эбру, загадка.

Физическое развитие: осмысление пользы рисования эбру для здоровья (медитация), двигательная игра «Воздух, земля, вода».

Этапы ООД

ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
ПРИМЕЧАНИЕ
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему Приветствие детей, знакомство. Краткая информация о себе.
Демонстрация предмета (глобус). Обсуждение его названия, назначения – уменьшенная объемная модель Земли.
Начинаем со средства привлечения внимания детей. Словесно-наглядный метод.
Дети собираются все в круг и начинают внимательно слушать.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
 
1.2. Мотивация деятельности детей Активизация понятия «географическая карта» через загадку.
Повторение понятия «географическая карта» – плоскостная модель Земли, необходимая для ориентировки в пространстве.
Детям предлагается отметить на карте точку – город, где живут дети (поставить флажок).
Детям предлагается поиграть в иргу «Воздух, земля, вода»: называется материк, обводится на карте указкой. Возможны различные варианты. Можно этот момент обсудить с детьми.
Игровой и словесный методы погружения в тему.
Прием погружения в тему – предложение сделать свою собственную карту своими руками.
Отгадывают загадку.
Показывают, где висит карта. Рассказывают, зачем она нужна в группе.
Рассказывают, как называется их город. По возможности показывают на карте.
Дети изображают, как до него можно добраться из их города.
Высказываются, почему выбрали тот или иной путь передвижения.
Приложение 1
По воздуху – встают на носочки, поднимают руки вверх, по земле – приседают, опускают ладошки в полу, по воде – изображают волну руками, разведенными в стороны.
1.3. Целеполагание Предложение сделать свою собственную карту своими руками возможного варианта ее изготовления.
Предложение научиться быстро, необычно и красиво рисовать. Демонстрация образца (перчатка с узором в стиле эбру).
Предложение отправиться в мастерскую для творческой работы, разбиться на пары, надеть фартуки, чтобы защитить одежду от краски.
Словесный и наглядный методы целеполагания.
Прием погружения в тему – введение термина эбру.
Вопросы, диалог с формулированием детьми цели. Воспитатель не заметно подвел детей к решению задачи.
Проблемная ситуация «Чем раскрасить материки?» – предлагают свои версии решения проблемной ситуации.
Рассматривают образец.
В ходе диалога друг с другом сообща дети принимают решение о необходимости изучения новой техники.
Надевают фартуки, оказывают помощь друг другу.
Приложение 2
II. Основная часть
2.1. Актуализация раннее приобретенных знаний Обсуждаются разнообразие ландшафта материков в процессе наглядного моделирования в техники эбру.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, использование детского опыта, активизация самостоятельного мышления детей
Приобретенные ранее знания помогают детям с легкостью справиться с этим заданием.
Активизация продуктивной деятельности детей.
Рассуждают и отвечают на вопросы.
Стараются помочь соседу у, которого не получается и радуются результату других детей.
 
2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания Объясняется последовательность работы в технике эбру. Демонстрируются технические приемы эбру на примере одного из материков (Евразия).
Обращается внимание на взаимодействие при работе в команде, на необходимость договариваться.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Дети находят пути решения творческой задачи, обсуждают между собой проявляя любопытство к материалу. Договариваются, какие использовать краски и как построить узор.  
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель сопровождает деятельность детей инструкциями правильного выполнения; смотрит, кому требуется помощь, дает советы и рекомендации, напоминает, если забыли, как выполнять.
Предлагается вариант оформления итогов работы.
Предлагается рассмотреть раскрашенные материки, назвать их.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Акцентируется внимание детей на их достижениях.
Самостоятельная деятельность детей: работают в парах за столами.
Знакомые с техникой эбру дети выступают в качестве наставников.
Раскладывают раскрашенные материки на коврике «Планета»
Называют материки, отмечают их характерные особенности.
 
III. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель задает вопросы детям: Как вы окрасили материки? Чем мы сегодня рисовали? Кому было сложно рисовать? Почему?
Детям вручаются памятные подарки.
Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная. Подведение итогов ОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Рефлексия настроения с помощью беседы и вопросов и эмоционального состояния детей.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, демонстрируют свои знания и умения.
Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.
 

Приложение 1

Загадка о географической карте

Есть моря, а плавать нельзя,

Есть дороги, а ездить нельзя,

Есть земля, а пахать нельзя,

Есть города, а жить в них нельзя,

Зато можно все их названия читать и запоминать,

И где они находятся нам рассказать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Читайте также

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности