Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной группы с расстройствами психологического развития
I Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности коррекционной группы детей, подготовительного дошкольного возраста с расстройством психологического развития, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Адаптированной основной образовательной программой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами психологического развития ГБ(О)ОУ специального(коррекционного)детского дома.
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального(коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.
Рабочая образовательная программа группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями. Дети с расстройством психологического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных на сегодняшний день. Не менее актуальной остаётся проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы дошкольного коррекционного учреждения. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому, специальная коррекционная работа с теоретической и практической точек зрения направлена на восполнение пробелов в речевом развитии детей с РПР, на овладение нормами и правилами родного языка детьми подготовительного дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.
Возрастные и индивидуальные особенности детейс расстройством психологического развития 6-7 лет.
У большинства воспитанников моей группы недостаточно сформированы знания и представлений об окружающем мире, снижена познавательная активность, замедлен темп формирования высших психических функций, прослеживается слабая регуляция произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушены различные стороны речи. Детям моей группы свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. В своей речи они в основном используют существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляют качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. У них отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи. В их речи чаще всего встречаются нарушения порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. Пересказ произведений сложен для детей моей группы; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи большей части моих воспитанников характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не всегда могут дать развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей моей группы недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Также у них отмечается нарушение звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются искажения звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмы, неправильное употребление форм числительного, существительного; нарушение согласования в роде, числе, падеже. Дети испытывают трудности при овладении простыми формами фонематического анализа. Речь многих детей монотонная, маловыразительная. Состоит из простых нераспространённых предложений. Формирование связной речи у большинства детей происходит с большими трудностями.
Поэтому целью рабочей программы является поиск оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- Развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
- Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.
- Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать переход из пассивного словаря в активный.
- Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка: фонетический, лексический, грамматический.
- Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение.
- Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.
- Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции.
- Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
- Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.
- Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Принципы для коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:
- Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
- Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи).
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
- Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса.
Условия, необходимые для реализации программы.
Образовательный процесс в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме по развитию речи осуществляется учителем-дефектологом согласно учебному плану и расписанию. В соответствии с требованиями СанПиН продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первой половине дня.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 15-20 минут. В подготовительной группе занятие развитию речи проводится 1 в неделю; в месяц – 4 занятий; в год – 33 занятий.Кабинет учителя-дефектолога оснащён необходимым оборудованием и пособиями:предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими решать задачи обучения игровой деятельности детей.
В коррекционно – развивающей работе с детьми реализуются современные образовательные технологии: развивающее обучение, проектные методы обучения, игровые, информационно-образовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированные.
Эффективность освоения детьми содержания рабочей программы определяется во время диагностического обследования (1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая). Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
II. Проектирование образовательного процесса
Режим дня воспитанников в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2015 учебный год
Режимные моменты |
4 год обучения |
Подъем, утренний туалет |
7.30 |
Утренняя гимнастика |
7.50 – 8.05 |
Игры |
8.05 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 – 8.50 |
Подгрупповые занятия |
9.00 – 10.50 |
Прогулка, индивидуальные занятия |
10.50 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну |
12.30 – 13.10 |
Дневной сон |
13.10 – 15.00 |
Подъем, водные процедуры |
15.00 – 15.25 |
Полдник |
15.25 – 15.40 |
Занятия с воспитателем |
15.45 – 16.10 |
Игры, самостоятельная деятельность |
16.10 – 16.45 |
Прогулка |
16.50 – 18.50 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.50 – 19.20 |
Свободная деятельность детей |
19.20 – 20.15 |
Подготовка ко сну |
20.15 – 20.30 |
Ночной сон |
20.30 |
Расписание непосредственно – образовательной деятельности
детей от 5 до 6 лет (подготовительная группа) 2014 – 2015 учебный год
Дни недели |
I половина дня 1 подгруппа – 09.00 - 09.22 (09.30) 2 подгруппа - 09.40 - 10.02 (10.10) |
II половина дня
15.45 – 16.05 (16.10) |
|
Понедельник |
Развитие речи |
Конструирование Музыкальное |
Физкультурное |
Вторник |
ФЭМП |
Чтение художественной литературы |
Труд/ ОБЖ |
Среда |
Обучение грамоте |
Лепка/ Аппликация |
|
Четверг |
ФЭМП |
Физкультурное |
Музыкальное |
Пятница |
Социальное развитие |
Рисование |
|
Суббота |
Физкультурное (на улице) |
10.20 – 10.50 |
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
Возрастная группа |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность занятий |
1-я половина дня
|
||
1-я половина дня |
2-я половина дня |
Начало занятий |
Окончание занятий |
||
Подготовительная группа |
15 |
30минуты |
20 минут |
9.00 |
10.10 |
График организации коррекционно-образовательного процесса
Сроки |
Содержание работы |
1-12 сентября |
Диагностика психического развития детей. документации дефектологического кабинета |
15 сентября – 15 мая |
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми |
Мониторинговая диагностика психического развития детей |
|
18 мая – 29 мая |
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. |
К концу четвертого года обучения
Дети должны научиться:
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразовой речью;
- употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;
- использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
- использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;
- строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;
- читать наизусть 2—3 разученных стихотворения;
- отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей;
- знать 1—2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку;
- планировать в речи свои ближайшие действия.
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»
(33 недели, 33 занятия)
Время проведения |
Тема образовательной деятельности |
Программные задачи |
Сентябрь 1-я и 2-я недели обследование |
||
3-я неделя |
Осень. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение Е. Благининой «Листопад» |
Коррекционно-образовательные задачи: обобщать и систематизировать знания об осени, учить понимать закономерности явлений природы, упражнять детей в составлении рассказов по сюжетной картинке; отрабатывать интонационную выразительность при чтении стихотворения наизусть, обогащать словарь детей; совершенствовать интонационную выразительность речи. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелку моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, трудолюбие, усидчивость |
4-я неделя |
Овощи. Чтение сказки «Три поросенка» |
Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять знания об овощах, продолжать учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных; вспомнить с детьми сказку, продолжать учить давать правильную оценку главным персонажам, учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к знаниям. |
Октябрь 1-я неделя |
Фрукты. Составление описательного рассказа. |
Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять знания о фруктах, образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно- ласкательные формы от существительных, согласовывать числительные с существительными, местоимения с существительными. Коррекционно-развивающие задачи: развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. |
2-я неделя |
Грибы. Предлоги В. НА. ПОД |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о грибах, внешние признаки; учить согласовыватьчислительные с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными, упражнять в подборе слов-антонимов; упражнять в составлении предложений с предлогами в, на, под, активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, усидчивость. |
3-я неделя |
Деревья. |
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить названия деревьев, их строение, учить различать деревья по внешним признакам; продолжать учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, закрепитьупотребление предлогов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, усидчивость, умение слушать друг друга. |
4-я неделя |
Домашние животные. Звуковая культура речи. Слоговой анализ слов. |
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять и систематизировать знания детей о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям; учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными; работать с детьми над слоговой структурой слов.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, желание заботиться о животных, прилежание. |
Ноябрь 1-я неделя |
Мебель. Предлоги ЗА, К, ОТ, ПЕРЕД. Составление описательного рассказа по серии картинок |
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания о названии мебели, ее назначении, с частей; учить образовыватьотносительные прилагательные, и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме в именительного и родительного падежей множественного числа, учить понимать смысловую сторону простых и сложных предлогов за, к, от, перед; учить детей внимательно и последовательно рассматривать картинки, располагать их в определенной последовательности, составлять рассказ по картинкам.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, общую моторику.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, бережное отношение к мебели. |
2-я неделя |
Дикие животные. Чтение «Ёж» И.С. Соколов- Микитов. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о диких животных: внешнем виде, о повадках, пище, жилище; упражнять в узнавании и назывании диких животных; учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать слова антонимы, согласовыватьчислительные с существительными, активизировать словарь по теме, понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, мышление, память, общую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к диким животным |
3-я неделя |
Посуда. Звуковая культура речи, Анализ и синтез предложений. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детьми посуды, ее названии и назначении, различать кухонную, столовую, чайную; учить образовывать относительные прилагательные от существительных, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять предложения с предлогами; развивать умение делить предложения на слова и составлять из слов предложения.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, бережное отношение к посуде, звуковую культуру речи. |
Продукты питания. Чтение «Мишкина каша» |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить названия 1 продуктов, расширить представления о том, что из них можно приготовить, о способах хранения, откуда они берутся, чем отличаются друг от друга, уточнить значение питания для человека; совершенствовать грамматический строй речи;продолжать учить понимать содержание текста, отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к еде, аккуратность. |
|
Декабрь 1-я неделя |
Наземный транспорт. Правила дорожного движения. Составление рассказа по сюжетной картине. |
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о наземном транспорте; уточнить понятия: грузовой, пассажирский, легковой, специального назначения уточнить детали транспорта, закрепить знания о профессиях людей, работающих на транспорте (шофер, механик, контролер, мойщик); образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, учить составлять рассказ по сюжетной картинке, с помощью плана; познакомить детей с правилами дорожного движения Коррекционно-развивающие задачи: развивать познавательную активность, любознательность, общую моторику, память, внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, положительные черты личности |
2-я неделя |
Зима. Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С-Ш. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия зимних месяцев, представления о зимних забавах, сезонных изменениях в природе, о том, что декабрь последний месяц года, (уменьшается продолжительность дня, замерзают водоемы), упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, однокоренных слов, существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умение выделять звук из слова, различать звуки С- Ш, активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию речи и движения, временную ориентацию Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, звуковую культуру речи. |
3-я неделя |
Зимние забавы. Разучивание «Ёлка» С. Я. Маршак. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить признаки зимы, представления о зимних играх; учить составлять сюжетный рассказ по картине; активизировать словарь по теме; упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, в умении подбирать родственные слова; понимать содержание текста, развивать интонационную выразительность речи Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, слуховое, зрительное внимание, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, усидчивость. |
4-я неделя |
Беседа о новогоднем празднике. Чтение стихотворений по теме. |
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания о зиме, декабре- выразительном чтении стихотворений и песен, создать детям праздничное настроение, учить составлять рассказ по вопросам педагога; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании существительных родительного падежа во множественном числе; обогащать словарь по теме, Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, умение |
Январь 1-я неделя |
Беседа о прошедших праздниках. Составление рассказа по картинке «Новогодний праздник» |
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать учить детей рассказывать о личных впечатлениях, о событиях из личного опыта, рассказывать связно и последовательно, активизировать словарь по теме. Коррекционно –развивающие задачи: развивать словесно- логическое мышление, воображение, память, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, умение выслушивать друг друга. |
2-я неделя |
Зимующие птицы. Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж. |
Коррекционно-образовательные задачи учить детей правильно определять и называть зимующих птиц, узнавать их на разных картинках, составлять описание внешнего вида, упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, в образовании притяжательных прилагательных, в классификации понятий; закреплять правильное произношение звуков речи 3-Ж, учить различать их. Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, внимание, слуховое внимание, координацию речи и движений. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к обучению, бережное отношение к птицам. |
3-я неделя |
Ознакомление со свойствами стекла. Составление описательного рассказа. |
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать знакомство детей с материалами, помочь выявить свойства стекла (прозрачное, толстое и тонкое, гладкое и не гладкое, бьется), с предметами из стекла; закрепить умение классифицировать и обобщать, учить составлять описательный рассказ по плану; Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, активизировать словарь по теме. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность. |
4-я неделя |
Наше тело. Предлоги ОТ, К, ЗА. Чтение «Двенадцать месяцев» |
Коррекционно-образовательные отличаются друг от друга, как радость, грусть, удивление, о образовании существительных множественного числа; в составлении предложений с предлогами ОТ, К, ЗА; обогащать словарь по теме. Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, общую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать опрятность, чистоплотность, культуру здоровья, любознательность, усидчивость. |
Февраль 1-я неделя |
Предлоги перед, между. Чтение сказки «Снегурочка» |
Коррекционно-образовательные детьми значения предлогов предлогов перед, между, активизировать их использование в речи; продолжать учить правильно понимать содержание прочитанного, отражать свое отношение к прочитанному, учить самостоятельному рассказыванию, делать обобщения, видеть липший предмет, активизировать словарь по теме, продолжать формировать связную речь. Коррекционно - развивающие задачи: развивать целенаправленное внимание, мышление, координацию речи и движений. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, чувство взаимовыручки. |
2-я неделя |
Составление описательного рассказа об игрушке. |
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей составлять описательные рассказы на тему: «моя любимая игрушка»; отрабатывать навык употребления в речи синонимов и антонимов, простых и сложных предлогов. Коррекционно — развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движений, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, интерес к знаниям. |
3-я неделя |
Февраль – последний месяц зимы. Труд людей зимой. |
Коррекционно-образовательные задачи: систематизировать знания детей о зиме, продолжать формировать представления детей о жизнедеятельности людей зимой, учить составлять рассказ по картинке, активизировать словарь по теме: расширять представления детей о зимних признаках и месяцах, используя иллюстрации; отвечать на вопросы полным ответом; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа, подбирать однокоренные слова. Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, наблюдательность, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, умение выслушивать друг друга. |
4-я неделя |
Звуковая структура речи. Дифференциация звуков С-З. Свойства воды и снега. |
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять правильное произношение звуков, различать звуки С-3; правильно подбирать слова со звуком; продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега.Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, слуховое внимание, наблюдательность, координацию речи и движений.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую культуру речи, усидчивость, любовь к природе. |
Март 1-я неделя |
Весна. Рассказывание сказки «Лиса и журавль». |
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять названия весенних месяцев, признаки весны (увеличивается продолжительность дня, тает снег, как меняется одежда весной); упражнять в образовании прилагательных женского, мужского, среднего рода, в образовании существительных множественного числа, учить пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки, развивать связную речь. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: интерес к чтению, любознательность, любовь к природе. |
2-я неделя |
Международный женский день. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа по теме «8 Марта» по сюжетной картинке с опорой на картинки-подсказки и символ выражения положительных эмоций; упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах, существительных в роде в настоящем и прошедшем времени, обогащать словарь по теме. Коррекционно – развивающие задачи: развивать непроизвольную память, мышление, координацию речи и движений. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к родным и близким. |
3-я неделя |
Школа, школьные принадлежности. Предлоги ИЗ, ИЗ-ЗА. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА; развивать словарь по данной теме. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, любознательность, прилежание. |
4-я неделя |
Перелётные птицы. Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ш-Ж. |
Коррекционно-образовательные задачи: упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, стриж, кукушка, соловей); закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки), значении птиц в жизни людей; закреплять правильное произношение звуков Ш-Ж, умение различать их. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику, координацию речи и движений. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, желание охранять птиц, звуковую культуру речи. |
Апрель 1-я неделя |
Водный и воздушный транспорт. Чтение «Мышонок и лис» В. Бианки. |
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о водном и воздушном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте; упражнять в сравнении (самолет и теплоход, лодка и вертолет), в образовании прилагательных от существительных, приставочных глаголов, обогащать словарь по теме; учить слушать большой по объему текст, понимать содержание текста. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, к чтению, любознательность. |
2-я неделя |
Профессии шофера. Чтение «Кем быть» В. Маяковский |
Коррекционно-образовательные задачи: расширять знания о профессиях, уточнять знания о профессии шофера; узнавать жанр произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движений. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, любознательность. |
3-я неделя |
Части суток. Предлог ОКОЛО. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и расширить знания детьми частей суток, о видах деятельности в разное время суток; учить понимать смысловую сторону предлога ОКОЛО, составлять предложения с этим предлогом.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, усидчивость. |
4-я неделя |
Дни недели. Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Т-Д. |
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять и закреплять знания детьми дней недели, их последовательность; закреплять произношение звуков Т-Д, различать их; обогащать словарь по теме.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, координацию речи и движений. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую культуру речи, усидчивость |
Май 1-я неделя |
День Победы. Чтение стихотворений. |
Коррекционно-образовательные задачи: обобщать материал по данной теме, упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа по сюжетной картинке, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; уточнять временные и пространственные представления, упражнять в выразительном чтении стихотворений, активизировать предметный словарь. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к защитникам Отечества. |
2-я неделя |
Насекомые. Составление описательного рассказа |
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названиях отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки), пользе (вреде) насекомых для людей и растений 4 упражнять в сравнении насекомых, учить составлять описательный рассказ по плану, с помощью вопросов педагога. Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, интерес к знаниям. |
3-4 недели обследование |
III. Информационно – методическое обеспечение программы.
Программа «Адаптированная основная образовательная программа коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год».
Методическая литература:
- Е.И.Тихеева «Развитие речи детей» М.: Просвещение, 1981 г.
- Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников» » - М.: “ТЦ Сфера” 1981 г.
- Т.П.Колодяжная «Речевое развитие ребенка в детском саду» » - М.: “ТЦ Сфера” 2002 г.
- Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» М.: Просвещение 1999 г.
- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» М.: Просвещение 1999 г.
- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» – М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» – М.: Мозайка-Синтез, 2010г.
- О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения конспекты занятий» – М.: Мозайка-Синтез, 2009г.
- Л.Е. Кыласова «Развитие речи конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста» С-Пб.: ”Детство-Пресс” 2012г.
- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006г.
- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2010 г.
- Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова» Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.
- Т.В.Александрова «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» - М.: “Школьная пресса” 2003г.
Перечень оборудования и дидактического материала по речевому развитию: детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой,
социальный, игровой опыт детей; иллюстрации разных времен года и частей суток; настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацкая), «Три медведя») и различным произведениям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.); куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацкая), «Три медведя» и др.); рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей; атрибуты для игры-драматизации: репка; домики, имитирующие деревянную и ледяную избушки; большая рукавица и др.; образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, бабушка, девочка, мальчик, дед-мороз, снегурочка, лесовичок, снеговик и т. п.); настольно-печатные игры («Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», игры-печатки и др.); картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф.
Технические средства обучения: ноутбук, компьютерный планшет, магнитофон, мультимедийное устройство.
Читайте также |
---|
Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…
Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный…
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный лес» в средней группе Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного...
Сценарий выступления агитбригады по ПДД
Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...