Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной группы с расстройствами психологического развития

 

I Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности коррекционной группы детей, подготовительного дошкольного возраста с расстройством психологического развития, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Адаптированной основной образовательной программой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами психологического развития ГБ(О)ОУ специального(коррекционного)детского дома.
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального(коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.

Рабочая образовательная программа группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Актуальность.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями. Дети с расстройством психологического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных на сегодняшний день. Не менее актуальной остаётся проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы дошкольного коррекционного учреждения. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому, спе­циальная коррекционная работа с теоретической и практической точек зрения направлена на воспол­нение пробелов в речевом развитии детей с РПР, на овладение нормами и правилами родного языка детьми подготовительного дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.

 

Возрастные и индивидуальные особенности детейс расстройством психологического развития 6-7 лет.

У большинства воспитанников моей группы недостаточно сформированы знания и представлений об окружающем мире, снижена познавательная активность, замедлен темп формирования высших психических функций, прослеживается слабая регуляция произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушены различные стороны речи. Детям моей группы свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. В своей речи они в основном используют существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляют качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. У них отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи. В их речи чаще всего встречаются нарушения порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. Пересказ произведений сложен для детей моей группы; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи большей части моих воспитанников характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не всегда могут дать развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей моей группы недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Также у них отмечается нарушение звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются искажения звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмы, неправильное употребление форм числительного, существительного; нарушение согласования в роде, числе, падеже. Дети испытывают трудности при овладении простыми формами фонематического анализа. Речь многих детей монотонная, маловыразительная. Состоит из простых нераспространённых предложений. Формирование связной речи у большинства детей происходит с большими трудностями.

Поэтому целью рабочей программы является поиск оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • Развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
  • Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.
  • Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать переход из пассивного словаря в активный.
  • Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка: фонетический, лексический, грамматический.
  • Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение.
  • Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.
  • Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции.
  • Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
  • Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.
  • Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.
  • Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

 

Принципы для коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
  • Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
  • Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи).
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  • Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса.

 

Условия, необходимые для реализации программы.

Образовательный процесс в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме по развитию речи осуществляется учителем-дефектологом согласно учебному плану и расписанию. В соответствии с требованиями СанПиН продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первой половине дня.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 15-20 минут. В подготовительной группе занятие развитию речи проводится 1 в неделю; в месяц – 4 занятий; в год – 33 занятий.Кабинет учителя-дефектолога оснащён необходимым оборудованием и пособиями:предметами, игрушками, дидактическими играми, помогающими решать задачи обучения игровой деятельности детей.

В коррекционно – развивающей работе с детьми реализуются современные образовательные технологии: развивающее обучение, проектные методы обучения, игровые, информационно-образовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированные.

Эффективность освоения детьми содержания рабочей программы определяется во время диагностического обследования (1-2 неделя сентября; 3-4 неделя мая). Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

 

II. Проектирование образовательного процесса

 

Режим дня воспитанников в ГБ(О)ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2015 учебный год

 

 

Режимные моменты

 

4 год обучения

Подъем, утренний туалет

7.30

Утренняя гимнастика

7.50 – 8.05

Игры

8.05 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.50

Подгрупповые занятия

9.00 – 10.50

Прогулка, индивидуальные занятия

10.50 – 12.30

Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну

12.30 – 13.10

Дневной сон

13.10 – 15.00

Подъем, водные процедуры

15.00 – 15.25

Полдник

15.25 – 15.40

Занятия с воспитателем

15.45 – 16.10

Игры, самостоятельная деятельность

16.10 – 16.45

Прогулка

16.50 – 18.50

Подготовка к ужину, ужин

18.50 – 19.20

Свободная деятельность детей

19.20 – 20.15

Подготовка ко сну

20.15 – 20.30

Ночной сон

20.30

 

Расписание непосредственно – образовательной деятельности

детей от 5 до 6 лет (подготовительная группа) 2014 – 2015 учебный год

 

Дни недели

I половина дня

1 подгруппа – 09.00 - 09.22 (09.30)

2 подгруппа - 09.40 - 10.02 (10.10)

II половина дня

 

15.45 – 16.05 (16.10)

Понедельник

Развитие речи

Конструирование

Музыкальное

Физкультурное

Вторник

ФЭМП

Чтение художественной литературы

Труд/ ОБЖ

Среда

Обучение грамоте

Лепка/ Аппликация

 

Четверг

ФЭМП

Физкультурное

Музыкальное

Пятница

Социальное развитие

Рисование

 

Суббота

Физкультурное (на улице)

10.20 – 10.50

 

 

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

 

Возрастная группа

Количество занятий

в неделю

Продолжительность занятий

1-я половина дня

 

1-я половина дня

2-я половина дня

Начало занятий

Окончание занятий

Подготовительная группа

15

30минуты

20 минут

9.00

10.10

 

График организации коррекционно-образовательного процесса

 

Сроки
Содержание работы
1-12 сентября
Диагностика психического развития детей. 
Заполнение дефектологических карт,
документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая
Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми
 
Мониторинговая диагностика психического развития детей
18 мая – 29 мая
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. 
Заполнение документации.


К концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

  • выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные пере­живания в речевых высказываниях;
  • пользоваться в повседневном общении фразовой речью;
  • употреблять в речи названия предметов и детенышей живот­ных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;
  • использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
  • использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего вре­мени;
  • строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;
  • читать наизусть 2—3 разученных стихотворения;
  • отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, пере­числять ее основных персонажей;
  • знать 1—2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку;
  • планировать в речи свои ближайшие действия.

 

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»

(33 недели, 33 занятия)

 

Время проведения

Тема образовательной деятельности

Программные задачи

Сентябрь

1-я и 2-я недели обследование

   

3-я неделя

Осень.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Чтение Е. Благининой «Листопад»

Коррекционно-образовательные задачи: обобщать и систематизировать знания об осени, учить понимать закономерности явлений природы, упражнять детей в составлении рассказов по сюжетной картинке; отрабатывать интонационную выразительность при чтении стихотворения наизусть, обогащать словарь детей; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелку моторику, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, трудолюбие, усидчивость

4-я неделя

Овощи.

Чтение сказки

«Три поросенка»

Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять знания об овощах, продолжать учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных; вспомнить с детьми сказку, продолжать учить давать правильную оценку главным персонажам, учить отвечать на вопросы полными ответами. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к знаниям.

Октябрь

1-я неделя

Фрукты.

Составление описательного рассказа.

Коррекционно-образовательные задачи:

обогащать и уточнять знания о фруктах,                                                              

образовывать прилагательные от       

существительных, уменьшительно-    

ласкательные формы от существительных, согласовывать числительные с           

существительными, местоимения с     

существительными.                             

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

2-я неделя

Грибы.

Предлоги В. НА. ПОД

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о грибах,
учить различать съедобные и несъедобные
грибы, знать внешние признаки;        

внешние признаки; учить согласовыватьчислительные с существительными,   

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными, упражнять в подборе слов-антонимов; упражнять в составлении предложений с предлогами в, на, под, активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, усидчивость.

3-я неделя

Деревья.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить названия деревьев, их строение, учить различать деревья по внешним признакам; продолжать учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, закрепитьупотребление предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, усидчивость, умение слушать друг друга.

4-я неделя

Домашние животные. Звуковая культура речи. Слоговой анализ слов.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять и систематизировать знания детей о домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям; учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными; работать с детьми над слоговой структурой слов.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, желание заботиться о животных, прилежание.

Ноябрь

1-я неделя

Мебель. Предлоги ЗА, К, ОТ, ПЕРЕД.

Составление описательного рассказа по серии картинок

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания о         названии мебели, ее назначении, с частей; учить образовыватьотносительные прилагательные,   и

существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме в

именительного и родительного падежей множественного числа, учить понимать смысловую сторону простых и сложных предлогов за, к, от, перед; учить детей внимательно и последовательно рассматривать картинки, располагать их в определенной последовательности, составлять рассказ по картинкам.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, общую моторику.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, бережное отношение к мебели.

2-я неделя

Дикие животные.

Чтение «Ёж» И.С. Соколов- Микитов.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о диких животных: внешнем виде, о повадках, пище, жилище; упражнять в узнавании и назывании диких животных; учить         образовывать притяжательные         прилагательные, подбирать слова антонимы, согласовыватьчислительные с существительными, активизировать словарь по теме, понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, мышление, память, общую моторику, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к диким животным

3-я неделя

Посуда. Звуковая культура речи, Анализ и синтез предложений.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детьми посуды, ее названии и назначении, различать кухонную, столовую, чайную; учить образовывать относительные прилагательные от существительных, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, составлять предложения с предлогами; развивать умение делить предложения на слова и составлять из слов предложения.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, бережное отношение к посуде, звуковую культуру речи.

 

Продукты питания. Чтение «Мишкина каша»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить названия 1 продуктов, расширить

представления о том, что из них можно приготовить, о способах хранения, откуда они берутся, чем отличаются друг от друга, уточнить значение питания для человека; совершенствовать грамматический строй речи;продолжать учить понимать содержание текста, отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к еде, аккуратность.

Декабрь

1-я неделя

Наземный транспорт.

Правила дорожного движения.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о наземном транспорте; уточнить понятия: грузовой, пассажирский, легковой, специального назначения уточнить детали транспорта, закрепить знания о профессиях людей, работающих на транспорте (шофер, механик, контролер, мойщик); образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, учить составлять рассказ по сюжетной картинке, с помощью плана; познакомить детей с правилами дорожного движения

Коррекционно-развивающие задачи: развивать познавательную активность, любознательность, общую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, положительные черты

личности

2-я неделя

Зима.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С-Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия зимних месяцев, представления о зимних забавах, сезонных изменениях в природе, о том, что декабрь последний месяц года, (уменьшается продолжительность дня, замерзают водоемы), упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, однокоренных слов, существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умение выделять звук из слова, различать звуки С- Ш, активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию речи и движения, временную ориентацию

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, звуковую культуру речи.

3-я неделя

Зимние забавы.

Разучивание

«Ёлка» С. Я. Маршак.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить признаки зимы, представления о зимних играх; учить составлять сюжетный рассказ по картине; активизировать словарь по теме; упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом, в умении подбирать родственные слова; понимать содержание текста, развивать интонационную выразительность речи

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, слуховое, зрительное внимание, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать любовь к природе, усидчивость.

4-я неделя

Беседа о новогоднем празднике.

Чтение стихотворений по теме.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания о зиме, декабре-
последнем месяце зимы, вкотором отмечаем новогодний
праздник; уточнить и расширить с
представления детей о празднике,
упражнять в чистом и

выразительном чтении

стихотворений и песен, создать детям праздничное настроение, учить составлять рассказ по вопросам педагога; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании существительных родительного падежа во множественном числе; обогащать словарь по теме,

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, умение
слушать друг друга, любовь к
традициям русского народа.

Январь

1-я неделя

Беседа о прошедших праздниках. Составление рассказа по картинке

«Новогодний праздник»

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать учить детей рассказывать о личных впечатлениях, о событиях из личного опыта, рассказывать связно и последовательно, активизировать словарь по теме.

Коррекционно –развивающие задачи: развивать словесно- логическое мышление, воображение, память, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать усидчивость, умение выслушивать друг друга.

2-я неделя

Зимующие птицы.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж.

Коррекционно-образовательные задачи учить детей правильно определять и называть зимующих птиц, узнавать их на разных картинках, составлять описание внешнего вида, упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа, в образовании притяжательных прилагательных, в классификации понятий; закреплять правильное произношение звуков речи 3-Ж, учить различать их.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, внимание, слуховое внимание, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к обучению, бережное отношение к птицам.

3-я неделя

Ознакомление со свойствами стекла.

Составление описательного рассказа.

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать знакомство детей с материалами, помочь выявить свойства стекла (прозрачное, толстое и тонкое, гладкое и не гладкое, бьется), с предметами из стекла; закрепить умение классифицировать и обобщать, учить составлять описательный рассказ по плану; Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, активизировать словарь по теме.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

4-я неделя

Наше тело. Предлоги ОТ, К, ЗА.

Чтение «Двенадцать месяцев»

Коррекционно-образовательные
задачи:
закрепить и расширить
знания о строении человеческого
тела, чем люди внешне            

отличаются друг от друга, как
выражается на лице человека 

радость, грусть, удивление, о
соблюдении необходимых правил
гигиены тела, упражнять в
подборе антонимов, в             

образовании существительных множественного числа; в составлении предложений с предлогами ОТ, К, ЗА; обогащать словарь по теме.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность, общую моторику, координацию речи и движения. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать опрятность, чистоплотность, культуру здоровья, любознательность,

усидчивость.

Февраль

1-я неделя

Предлоги перед, между.

Чтение сказки

«Снегурочка»

Коррекционно-образовательные
задачи: уточнять понимание  

детьми значения предлогов    

предлогов перед, между, активизировать их использование в речи;

продолжать учить правильно

понимать содержание             

прочитанного, отражать свое 

отношение к прочитанному, учить самостоятельному рассказыванию, делать обобщения, видеть липший предмет, активизировать словарь по теме, продолжать формировать связную речь.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать целенаправленное внимание, мышление, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать любознательность, чувство взаимовыручки.

2-я неделя

Составление описательного рассказа об игрушке.

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей составлять описательные рассказы на тему: «моя любимая игрушка»; отрабатывать навык употребления в речи синонимов и антонимов, простых и сложных предлогов.

Коррекционно — развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движений, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любознательность, интерес к знаниям.

3-я неделя

Февраль – последний месяц зимы. Труд людей зимой.

Коррекционно-образовательные задачи: систематизировать знания детей о зиме, продолжать формировать представления детей о жизнедеятельности людей зимой, учить составлять рассказ по картинке, активизировать словарь по теме: расширять представления детей о зимних признаках и месяцах, используя иллюстрации; отвечать на вопросы полным ответом; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа, подбирать однокоренные слова. Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, мышление, наблюдательность, общую моторику. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, умение выслушивать друг друга.

4-я неделя

Звуковая структура речи.

Дифференциация звуков С-З.

Свойства воды и снега.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять правильное произношение звуков, различать звуки С-3; правильно подбирать слова со звуком; продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега.Коррекционно - развивающие задачи: развивать память, слуховое внимание, наблюдательность, координацию речи и движений.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую культуру речи, усидчивость, любовь к природе.

Март

1-я неделя

Весна.

Рассказывание сказки «Лиса и журавль».

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять названия весенних месяцев, признаки весны (увеличивается продолжительность дня, тает снег, как меняется одежда весной); упражнять в образовании прилагательных женского, мужского, среднего рода, в образовании существительных множественного числа, учить пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки, развивать связную речь.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: интерес к чтению, любознательность, любовь к природе.

2-я неделя

Международный женский день.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Коррекционно-образовательные задачи: обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа по теме «8 Марта» по сюжетной картинке с опорой на картинки-подсказки и символ выражения положительных эмоций; упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах, существительных в роде в настоящем и прошедшем времени, обогащать словарь по теме.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать непроизвольную память, мышление, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к родным и близким.

3-я неделя

Школа, школьные принадлежности.

Предлоги ИЗ, ИЗ-ЗА.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине с предлогами ИЗ, ИЗ-ЗА; развивать словарь по данной теме.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, любознательность, прилежание.

4-я неделя

Перелётные птицы.

Звуковая культура речи.

Дифференциация звуков Ш-Ж.

Коррекционно-образовательные задачи: упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, стриж, кукушка, соловей); закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки), значении птиц в жизни людей; закреплять правильное произношение звуков Ш-Ж, умение различать их.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, желание охранять птиц, звуковую культуру речи.

Апрель

1-я неделя

Водный и воздушный транспорт.

Чтение «Мышонок и лис»

В. Бианки.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о водном и воздушном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте; упражнять в сравнении (самолет и теплоход, лодка и вертолет), в образовании прилагательных от существительных, приставочных глаголов, обогащать словарь по теме; учить слушать большой по объему текст, понимать содержание текста.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, к чтению, любознательность.

2-я неделя

Профессии шофера.

Чтение «Кем быть»

В. Маяковский

Коррекционно-образовательные задачи: расширять знания о профессиях, уточнять знания о профессии шофера; узнавать жанр произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, любознательность.

3-я неделя

Части суток.

Предлог ОКОЛО.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и расширить знания детьми частей суток, о видах деятельности в разное время суток; учить понимать смысловую сторону предлога ОКОЛО, составлять предложения с этим предлогом.

 

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, усидчивость.

4-я неделя

Дни недели.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Т-Д.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять и закреплять знания детьми дней недели, их последовательность; закреплять произношение звуков Т-Д, различать их; обогащать словарь по теме.

 

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, координацию речи и движений.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать звуковую культуру речи, усидчивость

Май

1-я неделя

День Победы.

Чтение стихотворений.

Коррекционно-образовательные задачи: обобщать материал по данной теме, упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа по сюжетной картинке, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; уточнять временные и пространственные представления, упражнять в выразительном чтении стихотворений, активизировать предметный словарь.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, координацию речи и движения.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к защитникам Отечества.

2-я неделя

Насекомые.

Составление описательного рассказа

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названиях отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки), пользе (вреде) насекомых для людей и растений 4 упражнять в сравнении насекомых, учить составлять описательный рассказ по плану, с помощью вопросов педагога.

Коррекционно – развивающие задачи: развивать память, мышление, внимание, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, интерес к знаниям.

3-4 недели обследование

   

 

III. Информационно – методическое обеспечение программы.

 

Программа «Адаптированная основная образовательная программа коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с лёгкой и умеренной умственной отсталостью ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год».

 

Методическая литература:

- Е.И.Тихеева «Развитие речи детей» М.: Просвещение, 1981 г.

- Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников» » - М.: “ТЦ Сфера” 1981 г.

- Т.П.Колодяжная «Речевое развитие ребенка в детском саду» » - М.: “ТЦ Сфера” 2002 г.

- Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» М.: Просвещение 1999 г.

- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» М.: Просвещение 1999 г.

- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» – М.: Мозайка-Синтез, 2011г.

- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» – М.: Мозайка-Синтез, 2010г.

- О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения конспекты занятий» – М.: Мозайка-Синтез, 2009г.

- Л.Е. Кыласова «Развитие речи конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста» С-Пб.: ”Детство-Пресс” 2012г.

- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006г.

- В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2010 г.

- Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова» Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

- Т.В.Александрова «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» - М.: “Школьная пресса” 2003г.

 

Перечень оборудования и дидактического материала по речевому развитию: детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстра­тивный материал, отражающий эмоциональный, бытовой,

социальный, игровой опыт детей; иллюстрации разных вре­мен года и частей суток; настольные театры из пластмассы, дерева или картона по народным и авторским сказкам («Ку­рочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гос­тях» (словацкая), «Три медведя») и различным произведени­ям А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и др.; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, ту­чи, деревья, елки, дома и т. п.); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.); кук­лы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Волк и се­меро козлят», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Рукавичка» (украинская), «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях» (словацкая), «Три медведя» и др.); рукавички с изображениями мордочек различных ска­зочных персонажей; атрибуты для игры-драматизации: репка; домики, имитирующие деревянную и ледяную избуш­ки; большая рукавица и др.; образные игрушки (кошка, со­бака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, ба­бушка, девочка, мальчик, дед-мороз, снегурочка, лесовичок, снеговик и т. п.); настольно-печатные игры («Иллюстри­рованные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», игры-печатки и др.); картины из серии «Домашние живот­ные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы игра­ем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф.

 

Технические средства обучения: ноутбук, компьютерный планшет, магнитофон, мультимедийное устройство.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный…

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в Волшебный лес» в средней группе Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного...

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...

Читайте также

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательный проект «Дары леса»

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...