Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как говорить человек, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигенции человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хотя и трудно – это необходимо.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Культуре речи можно учиться всю жизнь. Допуская в речи незначительные ошибки, как например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, не договаривая окончания слов, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Существенным элементом речевой культуры является умение правильно ставить ударение. Постановка ударений с отступлением от литературной нормы, производим отрицательное эмоциональное воздействие на слушателей, мешает быстрому и адекватному восприятию информации.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят наши воспитанники, то непременно заметим, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца, матери, бабушки и дедушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши хосты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно, излагать мысль. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия, не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», и т.п.). Исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов. Воспитатель должен помнить – чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.

Педагог – активный пропагандист и поборник чистоты родного слова. Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, в ее архитектонику, ставить перед собой вопросы: «Как звучит моя речь? Может ли служить моя речь образцом для ребят?»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Читайте также

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...