Программа физкультурно-спортивной направленности «Волшебные шашки» по обучению игре в шашки детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и детей подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Два года обучения

Пояснительная записка.

Программа предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо. ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

Информационная карта программы.

Название программы Программа «Волшебные шашки» по обучению игре в шашки детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Ф. И. О. автора-составителя Горяничева Елена Николаевна
Название, адрес и телефон организации-исполнителя  
Руководитель организации  
Целевая группа Дети дошкольного возраста 5-7 лет групп общеразвивающей направленности и их родители (законные представители)
Направленность программы по содержанию - физкультурно-спортивная
по функциональному предназначению - учебно-познавательная;
Цель программы Создание системы мероприятий и условий для развития детей посредством обучения игре в шашки
Задачи программы
Образовательные:
- ознакомление детей с теорией шашечной игры;
- обучение технике игры в шашки;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
- развивать у детей умение применять полученные знания на практике;
- развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
- обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе, критически переносить неудачи и поражения;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я.
Основные формы и средства обучения
  1. Дидактические игры, задания и игровые упражнения;
  2. Развлечения, познавательные досуги (просмотр мультфильмов);
  3. Практическая игра;
  4. Решение задач, комбинаций и этюдов.
Методы проведения игровых мероприятий Словесный метод: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядный метод: демонстрация позиций на доске, просмотр мультфильмов;
Практический метод: упражнения, решение шашечных концовок, задач, работа над ошибками, соревнования.
Форма занятий Коллективная, подгрупповая, парная и индивидуальная (в зависимости от темы занятия).
При выполнении заданий в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень игровых навыков, темперамент дошкольников.
Этапы обучения игре в шашки
  • Знакомство с историей шашек от древних времен до наших дней;
  • Знакомство с выдающими мастерами и чемпионами России по шашкам.;
  • Знакомство с доской;
  • Обучение правилам игры;
  • Решение задач и этюдов;
  • Практические игры в шашки.
Особенности руководства Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Данная работа предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
Формы подведения итогов реализации программы Мониторинг;
Шашечный турнир между воспитанниками;
Шашечный турнир между воспитанниками и их родителями (законными представителями):
Шашечный турнир между воспитанниками МБДОУ и учащимися 1 классов МБОУ ОО № 35 г. Калуги
Срок реализации программы 2 года
Уровень реализации Дошкольное образование
Финансирование МБДОУ № 74 г. Калуги

Актуальность программы обучения детей игре в шашки: на сегодняшний день игра в шашки стала одним из видов спорта. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный –не менее 5 тысяч лет.

Эта игра развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Анализируя различные программы, я пришла к выводу, что одной лишь теории здесь недостаточно. Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью.

Новизна программы состоит в том. что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группе играм в шашки, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Педагогическая целесообразность программы объясняется применением методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе педагогического опыта. Занятия строятся на основе сюрпризов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). Обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник –родитель –педагог.

Методическое обеспечение.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

При составлении Программы учитывалось:

- соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г.

- соответствие ФГОС дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

- связи с жизнью,

- систематичности,

- реалистичности,

- активности,

- контролируемости,

- последовательности,

- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,

- доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,

- наглядности,

- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 38 занятия по 1 занятию в неделю, длительностью 30 минут. Из этого количества –15 занятий отводится на теоретический курс, 23 занятий – на практическую деятельность дошкольников. Занятия проводятся в группе.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки.

Ожидаемые результаты обучения на конец года:

Год обучения Ожидаемые результаты
Первый год обучения детей (5-6 лет)
К концу первого года обучения воспитанники будут знать:
Шашечные термины:
  • Правила хода.
  • белое и чёрное поле,
  • горизонталь,
  • вертикаль,
  • диагональ,
  •  центр,
  • партнёры,
  • начальное положение,
  •  ход,
  • взятие,
  • пат,
  • ничья.
  • Правильно располагать доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Ориентироваться на шашечной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
  • Решать простые шашечные задачи.
Второй год обучения детей (6-7 лет)
К концу второго года обучения дети будут уметь и знать:
  • Проводить соревнования по швейцарской системе;
  • Знать значение центра;
  • Иметь представление о силе центральных шашек и слабости бортовых;
  • Знать о значение дебюта;
  • Знать ничейные окончания партий;
  • Этапы построения треугольника Петрова;
  • 2-3 дебютные ловушки;
  • Проводить комбинационные удары на свободные дамочные поля;
  • Применять связку шашек соперника;
  • Разыгрывать начало 2-3-х дебютов;
  • Решать многоходовые комбинации;
  • Владеть тактическими приемами: «Петля», «Распутье», «Вилка», «Переплёт».

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Ф. И. ребенка Расставляет шашки на поле Начало игры Ход шашек Дамка Решение диаграмм Бой шашек соперника Доводит игру до конца
               

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

8. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием (3 балла);

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога (2 балла);

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога (1 балл).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Путешествие в музыкальную страну

Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Читайте также

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...