Рабочая программа коррекционно–образовательной деятельности по логопедической работе с детьми от 5 до 7 лет, имеющими ФНР, ФФНР в условиях логопункта

     

    1. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности по логопедической работе с детьми от 5 до 7 лет, имеющими ФНР, ФФНР в условиях логопункта (далее – Рабочая программа), разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №2» пгт. Нижний Одес (далее – Программа) с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией П.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, предусмотренной для организации образовательной деятельности с детьми от 5 до 7 лет; «Программы обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

    Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка старшего дошкольного возраста с речевой патологией, как основу успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

    Цель Рабочей программы: создание благоприятных условий для формирования полноценной фонетической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР), зачисленных в логопедический пункт ДОУ.

    В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

    1. выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;

    2. формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения (ФНР, ФФНР);

    3. педагогическое просвещение родителей в достижении максимального эффекта при исправлении недостатков речи ребенка в домашних условиях.

    Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов и подходов:

    - принцип развития;

    - принцип научности;

    - принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития;

    - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

    - принцип признания каждого ребенка полноправным участником коррекционно – образовательного процесса;

    - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

    - принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствие требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

    - принцип системности и взаимосвязи учебного материала;

    - принцип постепенности подачи учебного материала;

    - принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

    - принцип наглядности;

    - принцип учеты зоны ближайшего развития;

    - принцип обеспечения активной языковой практики;

    - принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционно – логопедической работы.

    Ведущий вид деятельности у дошкольников - игра. Исходя из этого все коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые) носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

    1.2. Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи

    Характеристика речевого развития детей с ФНР

    ФНР (фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка при сохранном фонематическом слухе и восприятии, полноценном словаре и сформированном грамматическом строе. Признаком фонетического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

    - замены звуков более простыми по артикуляции, так, звонкие звуки заменяются глухими, твердые – мягкими и т.п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков заменяют более простыми по артикуляции согласными звуками раннего онтогенеза.

    В других случаях не произошел еще процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук.

    Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет.

    Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

    Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т.д.

    Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие, шипящие и сонорные звуки; звонкие нередко замещаются парными глухими; могут быть недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков.

    Возможны и другие недостатки произношения.

    Данное речевое нарушение определяется у детей с 5-ти летнего возраста. Для детей с ФНР характерен сохранный фонематический слух, сформированная слоговая структура сложных слов, грамотная, развитая согласно возрасту речь. Страдает только звуковая сторона речи: искажение звуков и возрастные замены отдельных групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Чаще бывают нарушены группы свистящих, шипящих, соноров. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс коррекции звукопроизношения у детей с ФНР составляет от 3-х до 6-ти месяцев. К школьному возрасту речь детей соответствует возрастной норме. Они имеют достаточные представления о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.

    Характеристика речевого развития детей с ФФНР

    ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

    В фонетико-фонематическом недоразвитии речи детей выявляется несколько состояний:

    1. легкая степень ФФНР: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков; весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно;

    2. недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи; в этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

    3. при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

    Недостатки звукопроизношения при ФФНР могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

    - замена звуков более простыми по артикуляции;

    - наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

    - нестабильное использование звуков в различных формах речи;

    - искаженное произношение одного или нескольких звуков.

    При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи детей так же указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

    Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

    - нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;

    - неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

    - затруднение при анализе звукового состава речи.

    У детей с ФФНР имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

    1.3. Планируемые результаты освоения Рабочей программы

    Ребенок 6-7 лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»:

    • нормализация фонетической стороны речи:

    - правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

    - дифференцирует все звуки;

    • развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

    - способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументированно отвечать на вопросы);

    - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора;

    • развитие компонентов лексико-грамматической стороны речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности:

    - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением;

    - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

    - самостоятельно пересказывает небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

    - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

    воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

    - способен делить предложения на слова и составлять из 2 – 4 слов предложение;

    - способен делить слова на слоги (2-4);

    - способен проводить звуковой анализ слов;

    - понимает смыслоразличительную роль фонемы.

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

    Результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать, как социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка. Этот ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

    К целевым ориентирам дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

    - ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

    - ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

    - ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

    - ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

    - ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

    - ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

    - ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

    ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям:

    - у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

    Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

    Система оценки результатов освоения рабочей программы (мониторинг)

    Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности с детьми отслеживается через диагностическое обследование 3 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопедическом пункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ.

    Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, январь, май. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

    2. Содержательный раздел

    2.1. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта.

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

    Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ФНР у детей, зачисленных на логопедический пункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

    Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

    занятия с детьми в логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику, утвержденному приказом заведующего ДОУ.

    Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному физиологическими особенностями возраста детей и СанПиН 2.4.1.3049 – 13. «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения индивидуальных занятий от 10 до 20 минут, подгрупповых – от 15 до 30 минут.

    Начало и продолжительность учебного года в логопедическом пункте соответствует работе дошкольного образовательного учреждения. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ и составляет: 6 месяцев, с детьми, имеющими НПОЗ (не произношение одного звука), 1 год – с детьми, имеющими ФФНР: детям с ФФН дизартрический компонент – 2 года. Нагрузка учителя – логопеда на 1.0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.

    2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы

    В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого – возрастным и индивидуальным особенностям. Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия: подгрупповые, индивидуальные, занятия подвижными микрогруппами.

    Индивидуальные занятия. Основная цель: подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т.д.).

    Структура индивидуального занятия:

    • дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

    • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

    • развитие фонематического восприятия;

    • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

    • постановка звуков разными способами;

    • автоматизация звуков в речи;

    • дифференциация звуков в речи.

    Некоторые этапы работы можно опускать, если в них нет необходимости.

    Микрогрупповые занятия. Для логопедической работы 2-3 ребенка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

    Структура микрогруппового занятия:

    • закрепление навыков произношения изученных звуков;

    • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

    • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

    • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

    • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

    Подгрупповые занятия. Основная цель: воспитание навыков коллективной работы, умение слушать и слышать учителя - логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения.

    Структура подгруппового занятия:

    • воспринимать изучаемую фонему;

    • определять место изучаемого звука в слове;

    • интонировать звук в собственной речи;

    • определять ударный слог и интонировать его в речи;

    • удерживать ритмический рисунок слова;

    • определять на слух слог с изучаемым звуком;

    • исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;

    • дифференцировать слова с оппозиционными (по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами.

    Преобладающей формой коррекционной работы в логопункте ДОУ являются индивидуальные занятия.

    Перспективное планирование подгрупповой работы с детьми приближено к тематическому планированию основной образовательной программы ДОУ.

    Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

    Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР и ФФНР являются:

    - общение детей с взрослыми;

    - культурная языковая среда дома и в детском саду;

    - обучение родной речи на занятиях;

    - чтение художественной литературы;

    - изобразительное искусство, музыка, театр;

    - занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

    2.1. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

    Содержание коррекционной работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи

    (далее ФНР)

    Цель: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.

    Задачи:

    - формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности;

    - коррекция звукопроизношения;

    - совершенствовать фонематическую систему языка.

    - развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).

    Этапы работы по коррекции звукопроизношения

    1. Подготовка ребенка к постановке звука.

    Задачи:

    - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

    - формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков; артикуляционная гимнастика;

    - развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук;

    - формирование правильного дыхания (упражнения для выработки воздушной струи);

    2. Формирование правильного звукопроизношения.

    Задачи:

    - устранение дефектного произношения;

    - развитие умения дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

    - формирование умений пользования исправленными, фонетически чистой, грамматически правильной речи.

    3. Постановка звуков при изолированном произношении. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Последовательность постановки звуков следующая:

    - свистящие – с,з,сь, зь,ц;

    - шипящие – ш, ж;

    - сонор – л,ль;

    - сонор – р,рь;

    - шипящие – ч, щ.

    Исходя из подготовленности артикуляционного аппарата ребенка, допускается изменять последовательность постановки.

    4. Автоматизации каждого поставленного звука в слогах, словах, предложениях.

    5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

    6. Автоматизация звуков в спонтанной речи.

    7. Совершенствование связной речи на базе правильно произносимых звуков (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картинке, серии картинок, пересказ, и т.д.).

    Содержание коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)

    Цель: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.

    Задачи:

    - формировать интерес к коррекционной образовательной деятельности;

    - совершенствовать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;

    - формировать полноценные произносительные навыки;

    - развитие лексико – грамматических категорий русского языка (единственного и множественного числа существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.);

    - знакомство со способами словообразования существительных и прилагательных;

    - активизация и расширение активного и пассивного словаря;

    - развитие звуко - буквенного и звуко - слогового анализа и синтеза простых слов;

    - совершенствовать просодическую сторону речи;

    - развитие координации движения, физиологического дыхания;

    - развитие связной речи;

    - развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).

    Этапы и направления работы по коррекции ФФНР

    1. Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений:

    - выделение звука на фоне слога;

    - выделение звука на фоне слова;

    - вычленение звука;

    - определение места звука в слове;

    - определение последовательности звуков в слове;

    - определение количества звуков в слове;

    - составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

    2. Формирование и развитие произносительной стороны речи; совершенствование просодической стороны речи:

    - разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики;

    - различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и темпу;

    - постановка звуков, подлежащих коррекции;

    - учить детей воспроизводить ритмический рисунок при отхлопывании;

    - автоматизация звуков в слогах;

    - автоматизация звуков в словах;

    - учить детей различать далеко или близко находится звучащий объект (игра «Громко-тихо»);

    - автоматизация звуков в словосочетаниях;

    - учить детей воспроизводить изменения характера, тембра и эмоционального окраски одного и того же звука;

    - автоматизация звуков во фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках;

    - учить детей изменять один и тот же звуко - комплекс по высоте и силе;

    - учить детей узнавать вопросительную, восклицательную, побудительную и повествовательную интонацию во фразовой речи.

    Периоды и содержание логопедической работы по преодолению ФФНР у детей 6-го года жизни

    Период Звуковая сторона речи Развитие речи
    Основное содержание работы
    Произношение Фонематическое восприятие
    1 период Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
    Развитие речевого дыхания.
    Уточнение, закрепление правильного произношения сохранных звуков: гласных, согласных.
    Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
    Автоматизация поставленных звуков:
    - изолированно;
    - в открытых слогах (звук в ударном слоге);
    - в обратных слогах;
    - в закрытых слогах;
    - в стечении с согласными; - в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
    Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
    Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
    Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
    Дифференциация речевых и неречевых звуков.
    Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слов, слуховой памяти.
    Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
    Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
    Различение односложных и многосложных слов.
    Выделение звуков из ряда других звуков.
    Выделение ударного гласного в начале слова.
    Выделение последнего согласного в конце слова. Выделение среднего звука в односложном слове.
    Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук.
    Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
    Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.
    Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
    Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.
    Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
    Составление предложений по демонстрации действий.
    Объединение этих предложений в короткий текст.
    2 период Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
    Постановка отсутствующих звуков.
    Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.
    Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
    - изолированно;
    - в открытых слогах (звук в ударном слоге);
    - в обратных слогах;
    - в закрытых слогах;
    - в стечении с согласными;
    - в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
    Дифференциация на слух сохраненных звуков (с проговариванием), различающихся:
    - по твердости – мягкости; по глухости – звонкости;
    - в обратных слогах;
    - в слогах со стечением двух согласных;
    - в словах и фразах.
    Определение наличия звука в слове.
    Распределение предметных картинок, названия которых включают:
    - дифференцируемые звуки;
    - определенный заданный звук.
    На этом же материале:
    - определение места звука в слове;
    - выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
    - анализ и синтез прямого слога;
    - выделение согласного звука в начале слова;
    - выделение гласного звука в конце слова.
    Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий» звук и «глухой – звонкий».
    Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
    Различение слов, близких по звуковому составу, определение количества слогов (гласных) в слове.
    Дифференциация на слух сохраненных звуков (без проговаривания):
    - по твердости;
    - по глухости – звонкости;
    - в обратных слогах;
    - в слогах со стечением двух согласных;
    - в словах и фразах;
    - составление предложений с определенным словом;
    - анализ двухсловного предложения;
    - анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.
    Закрепление в самостоятельной речи навыка:
    - согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
    - согласование порядковых числительных с существительными.
    Закрепление умения:
    - подбирать однокоренные слова;
    - образовывать сложные слова;
    - составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
    - распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
    - составлять предложения по опорным словам;
    - составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками.
    Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
    3
    период
    Автоматизация поставленных звуков в речи.
    Дифференциация звуков по месту образования:
    - [с] – [ш], [з] – [ж];
    - [р] – [л];
    - в прямых и обратных слогах;
    - в слогах со стечением трех согласных;
    - в словах и фразах;
    - в стихах и коротких текстах;
    - закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
    Составление схемы слова с выделением ударного слога.
    Выбор слова к соответствующей графической схеме.
    Выбор графической схемы к соответствующему слову.
    Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
    Подбор слова с заданным количеством звуков.
    Определение последовательности звуков в слове.
    Определение количества и порядка слогов в слове.
    Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
    Составление слов из заданной последовательности звуков.
    Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях, в коллективных формах общения детей между собой.
    Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно – практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

    Периоды и содержание логопедической работы по преодолению ФФНР у детей 7-го года жизни

    Период Звуковая сторона речи Развитие речи
    Основное содержание работы
    Произношение Фонематическое восприятие
    1 период Постановка и закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами занятий. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Звуковой анализ и синтез слогов и слов. Усвоение слов различной звуко -слоговой сложности (преимущественно двух -трёхсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Анализ звукового состава правильно произносимых слов. Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух-трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов (ат, ит). Выделение последнего согласного из слов(мак, кот). Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов (та, ми) и слов: суп, кит. Преобразование слогов. Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли …собаки); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов(мой стакан, моя сумка). Образование слов способом присоединения приставки; способом присоединения суффиксов (мех - меховой); способом словосложения (пылесос, снегопад); уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок). Распространение простого предложения с прямым дополнением (Аня читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: Кто? Что делает? Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов: на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
    2 период Постановка и первоначальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами занятий. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). Формирование связной, грамматически правильной речи с учётом индивидуальных особенностей детей. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко- слоговой структуры. Деление слов на слоги. Звуко - слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Звуки гласные и согласные; твёрдые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Развитие умения находить в слове ударный гласный. Преобразование слов (суп-сук, Тата - Ната) за счёт замены одного звука. Звуко - слоговой анализ слов (например:бумага, плот, кошка и др.) Преобразование слов за счёт замены или добавления букв (мышка-мишка-мушка…, стол-столик и др.) Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой); прилагательных с существительными мужского и женского рода в ед. и мн. числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики). Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже (куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю – катал - буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит - выкрасил). Образование слов способом присоединения приставки; присоединение суффиксов -образование относительных прилагательных (деревянный,- ая, -ое, -ые); словосложения (первоклассник, трёхколёсный). Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). Составление предложений без предлогов и с предлогами на, над, к, от, с (со), по, между, перед. Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку- дети видели в лесу серенькую белочку). Добавление в предложение пропущенных предлогов: ёлочка росла…(около) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Развитие умения составить рассказ из предложенных данных в задуманной последовательности.
    3
    период
    Окончательное исправление всех недостатков в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Различение их на слух и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический и др.), употребление их в самостоятельной речи. Анализ слов сложного звуко - слогового состава. Закрепление навыка звуко - слогового анализа слов различной сложности. Проведение в занимательной форме упражнений в определении состава слов. Усвоение звуко- слогового состава слов различной сложности. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Закрепление полученных навыков образования слов за счёт присоединения приставки или суффикса, за счёт словосложения. Образование существительных, обозначающих лиц по их деятельности, профессии (учитель, учительница, футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный…). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложнённом лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (иголки для шитья, иголки у ежа, иголки у ёлки). Закрепление навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами из-под, из-за и др. Составление предложений по опорным словам. Составление сложноподчинённых предложений с союзами чтобы, потому что, если и др. Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически грамматически правильной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картинок. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

    Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

    На учебный год учителем-логопедом составляется план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).

    В логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендацийЭти рекомендации родители получают в устной форме во время логопедических пятиминуток, на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, как более эффективно организовать работу по заданию учителя – логопеда в домашних условиях: провести пальчиковую гимнастику, артикуляционные упражнения, вместе с ребенком прочитать стихи, составить рассказы, отгадать загадки и т.д. Выполняя с ребенком предложенные задания, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Домашние задания в тетрадях подбираются в соответствии с поставленным звуком, развитием лексико – грамматических категорий, заучиванием небольших стихотворений, чистоговорок, скороговорок т.д.

    Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Уголок логопеда», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком.

    Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и недостаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

    Фомы взаимодействия с родителями

    Вид Цель Содержание
    1 Информационно-аналитические формы  Выявление анамнестических данных ребенка; интересов, запросов родителей; установление эмоционального контакта Опрос, анкетирование
    2 Познавательные формы Повышение психолого-педагогической культуры родителей Родительские собрания, консультации, мастер – классы, открытые НОД для родителей, логопедические пятиминутки, консультирование по запросам родителей,
    персональный сайт учителя – логопеда; организация мини - библиотеки
    3 Наглядно-информационные формы  Педагогическое просвещение родителей Памятки, брошюры; оформление информационного стенда учителя - логопеда по вопросам коррекционно – речевой работы с детьми

    Формы взаимодействия учителя – логопеда с педагогами

    Цель: достижение максимального эффекта в логопедической работе.

    Формы:

    • координированное планирование совместной деятельности;
    • досуг, развлечения, праздники;
    • взаимообмен данными диагностики;
    • совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий для родителей;
    • контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности;
    • участие в педагогических советах ДОУ;
    • итоговая аналитическая отчетность;
    • оформление документации по взаимодействию;
    • консультирование.

    3. Организационный раздел

    3.1. Описание материально – технического обеспечения Рабочей программы, обеспечение материалами и средствами обучения

    Особенности предметно – развивающей пространственной среды логопедического кабинета

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Рабочей программой должны обеспечивать:

    - двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

    - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    - возможность самовыражения детей.

    Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя - логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством.

    Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

    Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон.

    Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и содержит следующие разделы:

    - материалы по обследованию речи детей;

    - методическая литература по коррекции речи детей;

    - учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

    - учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

    - пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).

    Информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на стендах в коридоре, в приемных групп и содержит сведения о развитии и коррекции речи детей.

    Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало с дополнительным освещением и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

    Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована мольбертом, детскими столами и стульями.

    Оснащение логопедического кабинета:

    настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий – 1шт;

    столы детские – 3 шт.;

    стулья детские – 8 шт.;

    стол для логопеда – 1 шт.;

    стулья для взрослых – 2 шт.;

    мольберт магнитно-маркерно-меловой – 1 шт.;

    дополнительное освещение у зеркала – 1шт.;

    шкафы полузакрытые – 5 шт.;

    шкаф закрытый двустворчатый – 1 шт.;

    умывальник со шкафчиком – 1 шт.;

    логопедический инструментарий:

    - шпатели медицинские деревянные стерильные одноразовые,

    - ватные палочки,

    - салфетки бумажные;

    - бумажное полотенце.

    Измерительные приборы:

    - песочные часы.

    Учебно – методический комплект для реализации рабочей программы

    1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям: Учеб.-метод. пособие. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.. Соц. – полит. журнал., 1994. – 96 с.
    2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с. (Биб – ка практикующего логопеда).
    3. Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
    4. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. Методические рекомендации. С. – Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
    5. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебн. метод. пособие. – М.: Соц. – полит. журн. , 1994. – 96.с.
    6. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников: Кн. Для логпеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд – во АРД ЛТД, 1999. – 320с. (Серия «Учимся играя»).
    7. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб.- метод. пособие. – М.: Соц. – полит. журн., 1994, 96 с.
    8. «Логопед» для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
    9. Полиженко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
    10. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
    11. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М.: МГ ОПИ, 1993 (с иллюстр.)
    12. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М.: МГОПИ, 1993.
    13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи: Учеб. – метод. пособие. – М.: Соц. – полит. журн., 1994. – 80 с.
    14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 320с.
    15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
    16. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с.

    Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности

    Недельная нагрузка учителя – логопеда в условиях работы в дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов. Из которых 18 часов отводится на непосредственную коррекционно – речевую работу с детьми, а 2 часа на организационно – методическую и консультативную работу с педагогическим работниками и родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ.

    График работы учителя – логопеда

    День недели Время
    Понедельник 8.00 – 12.00
    Вторник
    Среда
    Четверг
    Пятница 13.30-17.30
    Итого: 20 часов

     

    Использованная литература:

    1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО / Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
    2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
    4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
    5. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
    6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
    7. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.

    ,



    Новые публикации

    План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

    План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

    Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

    Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

    Читайте также

    Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 год. Новогодний утренник в старшей…

    Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 годНовогодний утренник в старшей - подготовительной группе В зал под музыку входят дети, выстраиваются в круг. Ведущий: Как...

    Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

    Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

    Читайте также

    План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

    План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...

    Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»

    Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...