План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»
Тип проекта: долгосрочный, познавательный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Время реализации проекта: ноябрь-апрель 2021г.
Актуальность:
- Дети старшего возраста готовятся к поступлению в школу, существует необходимость расширять их кругозор, помогать усваивать различными путями представления о материальном мире, предметах, созданных людьми.
- Необходимо повышать интерес к окружающему миру, развивать любознательность.
- Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего) моделей и схем.
- Возможность участвовать в экспериментальной деятельности, наблюдать, устанавливать логические взаимосвязи между явлениями и процессами отвечает возрастным потребностям детей.
- Эмоциональная отзывчивость детей на исследовательскую и игровую деятельность в процессе реализации проекта делает его эффективным
Цель проекта:
- развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира
- формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать представления о предметах рукотворного мира и материалах, из которых они изготовлены (глина, бумага. ткань, дерево, пластмасса и др.).
- Формировать умения узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), знать их отличительные признаки (рвётся, бьётся, ломается).
- Пользоваться предметами по назначению, учитывая их свойства, и бережно к ним относиться.
Развивать:
- Познавательный интерес детей.
- Познавательно-поисковую активность ребёнка, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
- Речевые умения: обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Воспитывать:
- Бережное отношение к окружающим предметам.
- Умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала.
- Умение сотрудничать, оказывать взаимное содействие.
Предполагаемые результаты:
- усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира, их качествах и свойствах
- развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;
- пополнение развивающей среды группы материалом по теме;
Этапы работы над проектом:
Первый этап: Подготовительный.
- Подготовка теоретического и практического материала для работы по проекту (книги и энциклопедии, образцы различных материалов…)
- Знакомство с информацией по теме в литературе и в интернет-ресурсах.
- Составить план мероприятий
- Выяснить интерес детей к данной теме
Второй этап. Практический (реализация проекта)
Взаимодействие с детьми:
Познавательное развитие:
- Изучение предметов в группе «Что из чего сделано?» (беседа), «Найди предметы из одинаковых материалов»
- Просмотр презентации «Материалы, которые использует человек»
- Занятие по исследовательской деятельности «Почему корабли плавают: изучение «плавучести» различных материалов.
- Занятие «Как появилась одежда: изучение свойств ткани, историю ее производства и разновидности»
- Занятие «Какая бывает посуда: история посудного производства, материалы для изготовления посуды»
- Занятие «Свойства магнита: изучение воздействия магнита на разные материалы (магнетизм).
- Занятие «Бумага и ее свойства: разновидности бумаги, история производства»
- Занятие «Многообразие профессий», «Деревянные профессии»
Дидактические и речевые игры:
- «Узнай на ощупь» (тактильное восприятие)
- «Какой это предмет» (резиновые калоши, бумажная корона…)
- «Тяжелее – легче»
- «Что лишнее»
- «Найди пару»
- «Составь картинку»
- «Закончи предложение»
- «Узнай по описанию»
- «что делает этот предмет»
Художественная деятельность:
- «Превращения пластиковой тарелки, бутылки…»
- «Зимняя картина из пенопласта: пингвин на льдине»
- «Горшочек для каши: лепка из глины»
- «Дом, в котором я живу» (рисование)
- «Аппликация: ткань и нитки»
Знакомство с художественной литературой»
- «Три поросенка»
- «Заплатка» Носов Н
- Заучивание пословиц и поговорок
- «Зимовье зверей» (РНС)
Игровая деятельность:
- Строительные игры: «Улица моего поселка», (используя схемы).
- Настольно – печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Одень куклу», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»
Взаимодействие с родителями:
- Консультация на тему «Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру»
- Консультация «Как увлекательно знакомить детей со свойствами предметов в ДОУ и дома»
- Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора»
Взаимодействие с педагогами:
- Консультация «Как развивать любознательность».
- Презентация по итогам проекта с целью обмена опытом.
Третий этап. Заключительный.
- Проведение заключительного мероприятия для детей Викторина «Мы и наш мир». Цель: закрепление материала, создание благоприятного эмоционального отклика на проект
- Подведение итогов, мониторинг, оценка результативности
- Оформление презентации «Изучаем предметный мир», знакомство с ней педагогов и родителей.
- Выставка детских работ «Поделки из бросового материала».
Читайте также |
---|
Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»
Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка “Подготовка к...
Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме:…
Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме: «Как мы Зиму искали»
Интерактивная игра по культуре безопасности
Интерактивная игра по культуре безопасности