Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие на ход психофизического развития ребенка.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа рассчитана на все время пребывания ребенка в детском саду. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами.

Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:

  • относительная сохранность эмоций;
  • сохранность зрительно-двигательного восприятия;
  • достаточно высокий уровень имитационных способностей;
  • относительная сохранность тактильной чувствительности;
  • сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
  • сохранность эмоциональной памяти.

Общие сведения о ребенке.

Ф.И.О.

Дата рождения:

Состояние здоровья:

Основные и сопутствующие заболевания:

Срок обучения:

Сведения о семье:

Особенности деятельности:

Обучаемость:

Эмоционально-волевая сфера:

Развитие речи:

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание ребенка раннего возраста с Синдромом Дауна

Предварительно ребенок был обследован специалистами разного назначения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачом-психиатром, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом детского сада и ПМПК.

Проанализировав результаты обследования всеми специалистами, решением ПМПК было сделано заключение: ребенок с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, принимается в детский сад общего типа до семилетнего возраста (желание матери).

На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка специалистами, и проведя первичное тестирование по двух бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. Проект программы составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов.

Конечная цель проекта заключается в нейтрализации действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, на интеграцию его в детские сады общего типа и в общеобразовательные школы, на социализацию и адаптацию таких детей в общество здоровых людей.

Организация коррекционно-развивающей работы

Ребенок с синдромом Дауна посещает все запланированные занятия специалистов:

1. Индивидуальные занятия учителя – логопеда.

2. Индивидуальные занятия педагога – психолога.

3. Индивидуальное занятие инструктора по физвоспитанию.

4. Присутствие на музыкальных занятиях со всеми детьми вместе,

выполняя по возможности доступное.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

- относительная сохранность эмоций;

- сохранность зрительно-двигательного восприятия;

- сохранность тактильной чувствительности.

Коррекционная работа предполагает два периода обучения:

1. период- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь;

2. период- январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояние речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком с синдромом Дауна.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем:

Осень: овощи, фрукты, грибы, одежда, деревья, птицы.

Зима: зимние забавы, новый год, мебель, посуда, транспорт, семья игрушки, профессии.

Весна: Мамин праздник, обувь, продукты, космос, цветы, насекомые, ягоды.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий

Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Динамика изменений сформированности интегративных качеств ребенка с синдромом Дауна за весь учебный год, определяется путем сравнения результатов тестирования. Тестирование проводится по знакомым ребенку навыкам и умениям. Выделены следующие разделы:

- социально-эмоциональное развитие;

- формирование общения, развитие речи;

- навыки общей моторики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие навыков самообслуживания; пребывания;

- восприятие речи.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет пребывания в дошкольном учреждении.

На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов - представлений.

Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна.

Общие цели:

- стимулировать общее развитие ребенка;

- повысить уровень самостоятельности ребенка;

- развивать общую и мелкую моторику ребенка;

- обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.

Социально-эмоциональное развитие:

- формировать представления о частях собственного тела;

- формировать общение взрослого с ребенком, их сотрудничество;

- формировать адекватное поведение;

- формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.

Формирование общения, развитие речи:

- формирование общения «взрослый-ребенок»;

- расширение объема понимания обращенной речи;

Использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью

предметных действий, использование жестов и звуков.

Моторное развитие:

- стимулировать двигательную активность детей;

- развивать ориентировку в пространстве;

- обогащать двигательный опыт;

- развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Развитие мелкой моторики:

- совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,

- координация «рука- глаз»;

- развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.

Виды работ

Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,

делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.

Развитие навыков самообслуживания:

- культурно – гигиенические навыки;

- мытье и вытирание рук;

- умение раздеваться и одеваться.

Восприятие речи:

- учить реагировать на слуховые раздражители;

- дифференцировать звукоподражание;

- воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик).

Воспитание ребенка с синдромом Дауна

Болезнь Дауна является наиболее распространенным видом хромосомных болезней, обусловленных изменением числа или структуры хромосом. Это генетически обусловленное неизлечимое заболевание, которое сопутствует ребенку всю его жизнь.

Среди детей с интеллектуальной недостаточностью дети с болезнью Дауна составляют относительно большую группу. Тяжелая умственная отсталость в этом случае обычно сочетается с грубым недоразвитием речи, двигательными нарушениями, недостатками развития эмоционально-волевой сферы.

1. Речь у этих детей развивается очень поздно, часто период лепета затягивается до 6-7 летнего возраста. Необходимы специальные занятия с логопедом, чтобы помочь ребенку начать говорить. В случае относительно благополучного развития речи дети способны называть или повторять за взрослым отдельные слова и короткие фразы. При этом их произношение косноязычно, смазано, нередки случаи заикания.

2. Дети с болезнью Дауна страдают недоразвитием двигательной сферы. Движения их неуклюжи и замедленны, они плохо бегают, не умеют прыгать. Недостаточны тонкие движения пальцев рук, в силу чего дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, и т.д.

3. Эмоции детей относительно сохранны. Им доступны страх, радость, грусть. Но эмоциональные реакции их неглубоки, их легко «переключить» с одного состояния на другое. У некоторых из детей в характере проявляются недоброжелательность, эгоцентризм, до чрезмерной степени доходящая аккуратность, однако, в основном таким детям присущи положительные личностные качества - они ласковы, уравновешенны, послушны.

4. Многие воспитатели откладывают начало коррекционной работы с таким ребенком, считая, что он с возрастом разовьётся и с ним будет легче заниматься. Это большая ошибка, т. к. в этом случае к фактору глубокой умственной отсталости присоединяется педагогическая запущенность ребенка. Начинать занятия с ребенком надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а регулярно. Прежде всего, необходимо обучить их самообслуживанию - умыванию, одеванию, раздеванию и соблюдению других режимных моментов.

Овладение детьми умыванием - сложный процесс. Поспешность в воспитании навыка умывания может вызвать только негативную реакцию ребенка. Прежде всего, нужно приучить ребенка к воде, сначала к теплой, затем - к холодной. Для этого проводятся разнообразные игры - взрослый вместе с ребенком купают куклу, пускают лодочку, достают со дна тазика затонувшие предметы. Затем проводятся подготовительные упражнения - держа руки ребенка в своих, нужно потереть ладони друг о друга и провести ими по лицу. Теплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение взрослым каждого самостоятельного движения ребенка обязательно сделают умывание приятной для ребенка процедурой. В процессе овладения этим навыком (как, впрочем, и другими, следует обязательно разговаривать с детьми - назвать части тела, предметы туалета.

Очень сложно научить такого ребенка одеваться. Не секрет, что взрослому легче самому одеть ребенка, чем многократно возвращаться к показу одних и тех же действий. Тем не менее, необходимо терпеливо проводить эту работу, причем порядок ее выполнения должен оставаться неизменным. Вначале взрослый помогает ребенку правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, снять заранее расшнурованные ботинки. Позднее, по мере овладения необходимыми умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения на специальных пособиях. На жилете с пуговицами и петлями различной величины ребенок учится застегивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шнуровании ботинок используется дощечка, в которой проделаны 2 ряда вертикальных отверстий. Все операции - вдевание шнурка, шнуровка и завязывание - усваиваются поэтапно, а затем объединяются в единое целое, после чего ребенок переходит к действию с реальными предметами.

Необходимо внимательно следить за активностью ребенка, поощрять малейшую попытку самостоятельно выполнить движение, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью.

Особое место в работе с этими детьми должно быть отведено развитию речи. Следует как можно больше разговаривать с ними, поощряя любую попытку обращения ко взрослому. При этом речь взрослого должна быть простой и понятной, эмоционально выразительной. Необходимо научить ребенка различать и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушек - те предметы, которыми он пользуется. Одновременно с этим он учится строить простые предложения, состоящие из 2-3 слов.

Нужно постоянно расширять впечатления детей об окружающей жизни и на этой основе развивать речь. Следует чаще бывать с ребенком на прогулках, знакомить его с занятиями взрослых, играми детей, объяснять назначение различных предметов. В ходе беседы он должен учиться отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?», упражняться в построении несложных фраз.

Хорошим приемом для развития мышления и речи являются занятия с картинками. Эта работа начинается после знакомства с реальными предметами, когда имеются определенные представления об окружающем. Для занятий необходимо иметь наборы картинок по темам - посуда, одежда, мебель, овощи и т. д. Ребенка следует научить называть изображенный предмет и соотносить его с реальным объектом (и наоборот). Кроме того, дети должны уметь классифицировать картинки и пользоваться обобщающими словами.

Далее приступают к работе с простыми сюжетными картинками типа: «мама готовит обед», или «кошка пьет молоко». Вопросы по картинке нужно ставить простые и ясные. Для неговорящего ребенка развитием речи будет считаться, если он сможет по вопросам показывать предметы, действия с ними, следить за объяснением взрослого.

Научив ребенка рассматривать отдельную картинку, называть изображенное на ней, можно переходить к работе с серией картинок связанных единым несложным содержанием. Для этого ребенку дают 3-4 картинки, которые сначала нужно разложить согласно развертыванию сюжета, а затем составить рассказ. Это сложное задание, поэтому взрослый должен обязательно помочь ребенку определить их последовательность. Выполнив первую часть задания, дети переходят ко второй - рассказыванию. Очень часто эта задача оказывается для них невыполнимой, ребенок в основном ограничивается перечислением отдельных предметов и названий действий, не связывая их между собой. Однако, по мере проведения занятий, количество связных высказываний будет увеличиваться.

Ребенку следует читать больше детских книг, показывать иллюстрации, полезно разучивать стихи, потешки, считалки. Но надо знать, что само по себе накопление новых слов не всегда ведет к улучшению активной речи. Чтобы вызвать речь ребенка, необходимо поставить его в такую ситуацию, чтобы он спросил или попросил что-либо, задал вопрос. Например, не имея какой-либо игрушки (такую ситуацию можно создать искусственно, ребенок должен попросить ее. Сначала взрослый оказывает помощь, формулируя просьбу - «скажи: дай мишку», в дальнейшем же можно просто сказать: «попроси, что тебе нужно». Дело не столько в том, сколько слов знает ребенок, важно, может ли он пользоваться ими. Поэтому наряду с пополнением словаря, большое внимание нужно уделять формированию связной речи.

Одно из характерных проявлений аномального развития детей с болезнью Дауна - их неумение играть, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Обучение игре важно не только с точки зрения организации свободного времени детей. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т. д., развивается его эмоционально-волевая сфера. В комнате должен быть устроен специальный игровой уголок, где на коврике были бы игрушечная мебель, посуда, предметы быта, одежда и т. д. Подбирать игрушки следует яркие, красочные, чтобы привлечь внимание ребенка. Игровые ситуации должны побуждать его к высказываниям, воздействовать на чувства. Например, медвежонок упал - надо его пожалеть, приласкать, лошадка устала, надо её напоить водой, накормить… Следует периодически менять игрушки, чтобы поддерживать интерес к ним.

Большое внимание должно быть уделено развивающим играм, например, «что изменилось?» (убирается после рассматривания и называния один предмет, или прибавляется). «Кому что нужно?» (подбираются предметы для приготовления обеда, для работы по дому, и т. д.).

Большое значение в воспитании ребенка с болезнью Дауна придается подвижным играм. Нужно приучать ребенка бегать, прыгать, лазить, ходить по выложенному на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут ребенку организовать движения, восстановить нормальную походку. Дети должны уметь бросать мяч, переносить предметы с одного места на другое, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах.

С раннего возраста необходимо приучать такого ребенка к труду. Очень часто взрослые считают ребенка с болезнью Дауна неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу или те или иные поручения, ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная точка зрения. Практика работы с детьми, страдающими болезнью Дауна показывает, что им вполне доступно выполнение элементарных поручений и некоторых видов домашнего труда. Обучая детей несложным трудовым навыкам нужно многократно показывать всё, что они должны сделать, объяснять задание простыми, понятными совами и выражениями. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно - ребенку будет легче их усвоить.

При обучении этой категории аномальных детей следует использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослыми те или иные действия, ребенок через некоторое время в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление ребенка к самостоятельности, его активность, даже самые малозаметные успехи ребенка следует отметить и похвалить его.

Очень важно воспитать у ребенка навыки культурного поведения. Нельзя допускать, чтобы ребенок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал игрушки по всей комнате, брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к беседам, поучениям, так как он попросту не поймет их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определенных случаях, каким образом выполнять необходимые действия. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют аномальному ребенку в определенной степени приспособиться к окружающей жизни.

Список использованной литературы:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб.: Издательство «Союз», 2001.

2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

4. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в подготовительной группе «Веточка Мимозы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Веточка Мимозы» Цель: продолжить знакомить детей со свойствами мягкой бумаги, методом скручивания и скатывания мелких шариков. Задачи: Образовательные:...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Лэпбук «Городецкая игрушка»

Лэпбук «Городецкая игрушка» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Городецкая игрушка является той составляющей культурного...

Читайте также

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии (Орудия труда, инструменты)

Конспект ОД по сенсорному развитию во 2-й группе раннего…

Конспект ОД по сенсорному развитию во 2-й группе раннего возраста Тема: «Ёжик в гостях у ребят!» Цель: Развитие сенсорных способностей у...