Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Формирование пространственных представлений тесно связано с формированием мышления и речи. В норме представления о пространстве у ребёнка формируются за счёт непосредственного восприятия пространства и слухового восприятия словесных обозначений пространственных категорий (местоположение предмета, его удалённость, пространственные отношения между предметами). У слабослышащего ребёнка, в отличие от ребёнка с нормальным слухоречевым развитием, количество познаваемых предметов и их свойств меньше, наблюдательность развивается медленнее, а зрительное восприятие объектов, не подкреплённое слухом, происходит менее активно, чем у ребёнка с нормальным слухом из-за чего развитие пространственных представлений замедляется. Следует заметить, если ребёнок слышит только одним ухом, то он не может определить направление источника звучания, значит ребёнок должен быть слухопротезирован на оба уха.

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения. На протяжении дошкольного возраста дети накапливают большой объём представлений о форме, величине и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем пространстве. Формирование пространственных представлений способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, логических операций, а также даёт предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

На первом году обучения (детям 1,5-2 года) в процессе конструирования детей обучают воспроизводить пространственные отношения (наверху-внизу); в процессе складывания разрезной картинки правильно располагать части в пространстве; раскладывать, например, кружочки внизу и вверху до черты (по образцу).

Чем старше становятся дети, тем задачи для них усложняются. Детей учат осознавать своё положение в пространстве, воспринимать пространственные отношения между двумя предметами по вертикали: внизу - наверху, по горизонтали: слева - справа. Также детей обучают восстанавливать по слову воспринятые ранее пространственные отношения между двумя предметами. В качестве критерия адекватности представления используется конструктивная и изобразительная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация по текстам). Следует учесть, что в работе с детьми с нарушением слуха обучение детей чтению происходит рано (с 2 лет).

Детей средней группы учат обходить препятствия, находить кратчайший путь к определённой точке пространства. Обращают внимание детей на парность пространственных отношений: если один предмет вверху, другой – внизу; если один предмет на другом, то другой под – ним. Развивают у детей представления о расположении частей тела: голова вверху, ноги внизу: есть правая и левая рука. Взрослый должен называть только правую руку до тех пор, пока ребёнок не запомнит её местоположение.

Детей старшей группы учат ориентироваться не только в пространстве знакомых помещений, но и на улице («справа по коридору кабинет врача, слева кухня» и т.д.; «вдали - веранда», «вдали - светофор»). Обучают определять своё положение среди окружающих предметов («Я сижу за столом»; «Я стою около шкафа»; «Я бегу за Мишей» и т.д.). Продолжают знакомить детей с отношениями между предметами по горизонтали: два предмета могут быть не только справа и слева друг от друга, но и впереди и сзади (за - перед).

В подготовительной группе детей учат строить по простому чертежу, плану, а затем словесно описывать свою постройку; схематически зарисовывать сделанную ими самими постройку после того, как она выполнена, а также зарисовывать постройку товарища - в зарисовке передавать форму и пространственное отношение частей. Также обучают выполнять схематический рисунок, планируя, будущую деятельность; сначала сделать зарисовку для товарища (один ребёнок рисует «задание» другому), затем для себя самого. Необходимо подводить детей к планированию собственной деятельности.

В работе по развитию восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве проводятся наблюдения в окружающем мире во время прогулок, на экскурсиях, также закрепляются полученные знания на физкультурных и музыкальных занятиях. Проводятся различные подвижные игры («Где твои ручки?», «Куда бросили мяч?», «Где звенит колокольчик?», «Откуда голос?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто ушёл, и где он стоял?» «Кто где стоит?», «Передай мяч», «Угадай, что где находится» и др.); сюжетно-ролевые («Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу» и др.); дидактические игры («Где такая форма?», «Расскажи, где игрушки» и др.).

Таким образом, для детей с нарушением слуха особенно необходимо целенаправленное обучение навыкам ориентировки в пространстве. Ниже представлены примеры обучающих заданий, проиллюстрированы дидактические средства формирования ориентировки в пространстве: собственная двигательная активность ребёнка, использование картин и иллюстраций, сочетание наглядности образа со схемой и др.

1. Графический диктант. В ходе данного упражнения совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов, развивается слуховое восприятие.

1

2

3

2. Упражнение на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. В ходе задания дети проходят лабиринт по схеме. Через движение собственного тела лучше усваиваются понятия, обозначающие направления. Подобные упражнения наиболее практикоориентированы.

4

5

3. Дидактическая игра на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними. Дети на слух воспринимают описание картины и воссоздают её изображение из подвижных частей. Это задание, наряду с развитием пространственных представлений, учитывает необходимость развития слухового внимания и памяти у детей с нарушением слуха.

6

7

8

4. Упражнение на ориентировку в двухмерном пространстве (на листе бумаги). По письменному описанию схемы, дети должны составить реальное изображение и затем проверить себя, сравнив с образцом. В ходе задания дети закрепляют названия геометрических фигур и пространственных терминов, их произношение, с опорой на письменную речь. Для детей с нарушением слуха письменная речь является важным средством формирования устной речи.

9

10

Таким образом, познание ребёнком пространства и ориентировка в нём — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Основой такого обучения должно быть прежде всего накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Большое значение для формирования механизма пространственного различения имеет словарная работа и восприятие культуры речи как на различных занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности, физкультурных), так и в играх детей и в их повседневной жизни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Режим дня в жизни дошкольника

Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...

Семинар-практикум «Творческий проект»

Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...

Читайте также

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…

Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...