Экологический проект «Живи родник, живи!»
(Подготовительная группа)
Актуальность проекта.
Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край родников. Родники - это очарование родной земли.
Проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим. (Народная мудрость).
Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения, формировать его призвано экологическое образование.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Цель: Формирование элементарных научных экологических знаний. Обобщение знаний детей о природных объектах и их охране. Развитие любознательности, мышления, внимание. Развитие речи через загадки, сказки. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду.
Задачи:
- Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
- Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
- Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор.
- Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков).
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Старинное слово криница (от русского диалект крини́ца), криница — источник, родник, ручей, ключ, колодец.
Предварительная работа: чтение экологических сказок, рассказов, стихов,
рассматривание иллюстраций, беседа с детьми о родниках.
Материал: Модель действующего родника. Фонограмма песни Сергей Беликова «Живи родник, живи!».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и хочу загадать вам загадку!
Говорливый и живой
Плещет он в лесу водой.
Он всегда кружить привык,
Этот маленький … (родник).
Прослушать фонограмму песни Сергея Беликова «Живи родник, живи!»
Что такое родник? (Ответы детей.)
Родник – это небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.
(Рассматривание с детьми модели действующего родника.)
Воспитатель: Как рождается родник?
- Вы, наверно, слышали и знаете, что под землёй тоже есть вода.
Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озёра и реки.
Подземная вода бывает солёной или пресной и холодной. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезные для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называются минеральными.
Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.
Воспитатель: Ребята, а вы видели родничок, бьющий из-под земли?
(Ответы детей)
Где он находится? (В лесу.)
- Родники называются ещё ключами. Возле родников пышно разрастаются лесные кусты, черёмуха, козья ива. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
- Потому что там растениям всегда хватает влаги. С родниками, источниками подземной воды, связано в народе немало сказок, легенд, преданий.
Воспитатель: Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили деревянную часовенку. Возле криницы вешали кружку чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студёной воды.
Физкультминутка.
А теперь давайте немножко отдохнём, проведём физкультминутку.
Родничок меж трав бежит (бег на месте)
Тихо по камням журчит:
С камешка на камень – скок
Прыгает наш родничок (дети прыгают)
Родничок наш изогнулся,
Влево, вправо повернулся (повороты в стороны)
Между кочек затаился (приседают на корточки)
Вверх на горку заискрился (поднимаются)
Снова быстро побежал, (бегут на месте)
В реку широкую упал! (дети все сбегаются вместе, образуя реку)
А сейчас я хотела бы прочитать вам сказку.
"История хрустального родника".
Жил-был на свете лесной родничок, по имени Хрустальный. Он любил играючи пробегать между деревьев и кустарников. У родничка было много друзей: животные, птицы и, конечно, люди. Он бегал на перегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов и всех, кто мимо проходил и хотел пить. Еще он любил горы. Родничок был веселый и жизнерадостный, он охотно помогал всем - и людям, и животным. В одно прекрасное утро, когда родничок играл и плескался к нему подошли незнакомые ребята. С озорством и смехом стали бросать камни в родничок и совсем закрыли ему дорогу. Родничок обиделся на них и убежал в другую сторону. А потом началась большая засуха. Жители деревни остались без источника воды, и тогда начали погибать деревья, цветы и урожай, который выращивали люди. Всем - и животным, и птицам стало совсем плохо без родника, без воды. Люди задумались, что же случилось, почему высох родник? И тогда ребята поняли, что они совершили плохой поступок, побежали в горы и стали расчищать родник. И родничок снова зажурчал. В этот день был большой праздник - люди радовались каждой капельке, тому, что вода вернулась. И все поняли - надо беречь родники, ручьи и колодцы, - ведь от них зависит наша жизнь.
Вам понравилась сказка? Ответьте, пожалуйста на несколько вопросов:
- Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
- Какой вред приносят природе такие игры?
- Что могло случиться с природой, если бы родник высох навсегда?
- Как вы думаете, нужно ли заботиться о родниках, и каким образом это можно сделать? (Ответы детей.)
Конечно же, люди должны заботиться об этих источниках чистой питьевой воды. Возле родника нельзя мусорить, мыть в источнике грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки.
- Ребята, вы сегодня замечательно поработали: играли, правильно отвечали на вопросы.
- Скажите пожалуйста, что вам понравилось на занятии, что вы нового и интересного узнали? (Ответы детей.)
Литература.
1. Подборка изречений о родниках, которые можно использовать для оформления. Автор Юлия Савицкая. https://pandia.ru/text/80/361/98425.php
2. Библиотека для детей. Физкультминутки в стихах.
https://www.sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah
3. Городской экологический проект, приуроченный к XV Международному симпозиуму и выставке «Чистая вода России–2019». Пишем сказки о воде. https://wrm.ru/frontend/web/image/wis/file/1575009773.pdf
4. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие /С.А.Суркина. — Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. — 103 с.
5. Фотография автор Назарова Ольга Витальевна
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте…
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в младшей группе (3-4 года) «В гости к гному Гоше и кукле Кате» Цель: Упражнять детей в правильном...
Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»
Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...
Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик -…
Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик - занималка»