Экологический проект «Живи родник, живи!»

(Подготовительная группа)

Актуальность проекта. 

Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край родников. Родники - это очарование родной земли.

Проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим. (Народная мудрость).

Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения, формировать его призвано экологическое образование.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.

 Цель: Формирование элементарных научных экологических знаний. Обобщение знаний детей о природных объектах и их охране. Развитие любознательности, мышления, внимание. Развитие речи через загадки, сказки. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду.

Задачи:

  1. Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
  2. Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
  3. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор.
  4. Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков).

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Старинное слово криница (от русского диалект крини́ца), криница — источник, родник, ручей, ключ, колодец.

Предварительная работа: чтение экологических сказок, рассказов, стихов,

рассматривание иллюстраций, беседа с детьми о родниках.

Материал: Модель действующего родника. Фонограмма песни Сергей Беликова «Живи родник, живи!».

7

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и хочу загадать вам загадку!

Говорливый и живой

Плещет он в лесу водой.

Он всегда кружить привык,

Этот маленький … (родник).

Прослушать фонограмму песни Сергея Беликова «Живи родник, живи!»

Что такое родник? (Ответы детей.)

Родник – это небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.

(Рассматривание с детьми модели действующего родника.)

Воспитатель: Как рождается родник?

- Вы, наверно, слышали и знаете, что под землёй тоже есть вода.

Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озёра и реки.

Подземная вода бывает солёной или пресной и холодной. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезные для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называются минеральными.

Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.

Воспитатель: Ребята, а вы видели родничок, бьющий из-под земли?

(Ответы детей)

Где он находится? (В лесу.)

- Родники называются ещё ключами. Возле родников пышно разрастаются лесные кусты, черёмуха, козья ива. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

- Потому что там растениям всегда хватает влаги. С родниками, источниками подземной воды, связано в народе немало сказок, легенд, преданий.

Воспитатель: Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили деревянную часовенку. Возле криницы вешали кружку чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студёной воды.

Физкультминутка.

А теперь давайте немножко отдохнём, проведём физкультминутку.

Родничок меж трав бежит (бег на месте)

Тихо по камням журчит:

С камешка на камень – скок

Прыгает наш родничок (дети прыгают)

Родничок наш изогнулся,

Влево, вправо повернулся (повороты в стороны)

Между кочек затаился (приседают на корточки)

Вверх на горку заискрился (поднимаются)

Снова быстро побежал, (бегут на месте)

В реку широкую упал! (дети все сбегаются вместе, образуя реку)

А сейчас я хотела бы прочитать вам сказку.

"История хрустального родника".

Жил-был на свете лесной родничок, по имени Хрустальный. Он любил играючи пробегать между деревьев и кустарников. У родничка было много друзей: животные, птицы и, конечно, люди. Он бегал на перегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов и всех, кто мимо проходил и хотел пить. Еще он любил горы. Родничок был веселый и жизнерадостный, он охотно помогал всем - и людям, и животным. В одно прекрасное утро, когда родничок играл и плескался к нему подошли незнакомые ребята. С озорством и смехом стали бросать камни в родничок и совсем закрыли ему дорогу. Родничок обиделся на них и убежал в другую сторону. А потом началась большая засуха. Жители деревни остались без источника воды, и тогда начали погибать деревья, цветы и урожай, который выращивали люди. Всем - и животным, и птицам стало совсем плохо без родника, без воды. Люди задумались, что же случилось, почему высох родник? И тогда ребята поняли, что они совершили плохой поступок, побежали в горы и стали расчищать родник. И родничок снова зажурчал. В этот день был большой праздник - люди радовались каждой капельке, тому, что вода вернулась. И все поняли - надо беречь родники, ручьи и колодцы, - ведь от них зависит наша жизнь.

Вам понравилась сказка? Ответьте, пожалуйста на несколько вопросов:

  • Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
  • Какой вред приносят природе такие игры?
  • Что могло случиться с природой, если бы родник высох навсегда?
  • Как вы думаете, нужно ли заботиться о родниках, и каким образом это можно сделать? (Ответы детей.)

Конечно же, люди должны заботиться об этих источниках чистой питьевой воды. Возле родника нельзя мусорить, мыть в источнике грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки.

 - Ребята, вы сегодня замечательно поработали: играли, правильно отвечали на вопросы.

- Скажите пожалуйста, что вам понравилось на занятии, что вы нового и интересного узнали? (Ответы детей.)

Литература.

1. Подборка изречений о родниках, которые можно использовать для оформления. Автор Юлия Савицкая. https://pandia.ru/text/80/361/98425.php

2. Библиотека для детей. Физкультминутки в стихах.

https://www.sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah

3. Городской экологический проект, приуроченный к XV Международному симпозиуму и выставке «Чистая вода России–2019». Пишем сказки о воде. https://wrm.ru/frontend/web/image/wis/file/1575009773.pdf

4. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие /С.А.Суркина. — Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. — 103 с.

5. Фотография автор Назарова Ольга Витальевна



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте…

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в младшей группе (3-4 года) «В гости к гному Гоше и кукле Кате» Цель: Упражнять детей в правильном...

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...

Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик -…

Развивающее методическое пособие для физического развития детей «Спортивный кубик - занималка»

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Буккроссинг «Книга - путешественница»

Буккроссинг «Книга - путешественница» С сентября месяца в нашем классе стартует проект «Буккроссинг» под названием «Книга - путешественница.  Актуальность этого проекта...

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...