Программа по художественно – эстетическому образованию и воспитанию детей 3 – 5 лет «Песочная анимация»
Пояснительная записка
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Также в программу включены занятия с кинетическим песком, напоминающим по своей структуре мокрый пляжный песок, приятный на ощупь. Работать с таким песком очень приятно и удобно, он не прилипает к рукам, держит форму, но при этом имеет способность растекаться в руках. Занимаясь кинетическим песком, развивается тактильная чувствительность ребенка
Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», А.Войнова «Рисуем на песке», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).
Цель: стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком; гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников; развитие творчества и воображения.
Задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
- формирование навыков саморегуляции.
Методическое обеспечение программы:
- Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.
- Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.
- Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам.
Перечень основных средств обучения:
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
- световые столы.
2. Материалы и инструменты:
- просеянный песок;
- песок цветной;
- цветные камни;
- кисточки.
3. Инструкция по технике безопасности.
4. Специальная литература.
Противопоказания к работе песком:
- Аллергия на пыль и мелкие частицы.
- Легочные заболевания.
- Кожные заболевания и порезы на руках.
Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина
Дезинфекция песка: обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут. Отметка о проведенной обработке песка заносится в график кварцевания, который находится в кабинете песочной терапии.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой детей 6-8 человек. Занятия начинаются с сентября и продолжаются до конца мая. Продолжительность занятий: 30 минут.
Структура занятий:
- обработка рук дезинфицирующим средством
- приветствие, пальчиковая гимнастика,кинезеологические упражнения
- повторение правил поведения во время работы с песком
- работа с песком
- мытье рук, возвращение в группу.
Начиная с 8-10 занятия в работу вводятся дополнительные материалы: бусины, декоративные камни, ракушки, декоративные украшения, листья деревьев (сухие), шишки, бумажные кораблики, самолетики, бабочки, картонные трафареты.
Начиная с 20 занятия в работу вводится рисование тонкой палочкой, для прорисовки более тонких линий.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- умения работать кистью и пальцами обеих рук;
- координации руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы движений,
определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью нетрадиционной техники – рисования песком;
- гармонизация психоэмоционального состояния.
Содержание программы
Содержание программы включает в себя два основных блока:
Блок 1. «Великолепные линии, интересные фигуры».
Познакомить детей с техникой рисования песком.
Учить детей рисовать линии различной ширины, завитки пальцами, ладонями, двумя руками одновременно, ребром ладони, щепоткой и т.д. Учить приемам насыпания, вырезания, вычищения песка.
Блок 2. «Сюжетное рисование».
Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, рисовать пальцами синхронно. Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять знакомые приемы. Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев.
Каждое занятие разделено на три этапа: вводный, развивающий – основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).
1.Вводный этап.
- создание положительного настроя на совместную работу;
-установление эмоционального контакта.
2. Развивающий этап.
Задачи:
- формирование навыка саморегуляции;
- расширение кругозора и общей осведомленности;
- развитие познавательной сферы;
- развитие творческих способностей, воображения и фантазии;
- развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук;
- формирование стрессоустойчивости;
- стабилизация и гармонизация эмоционального состояния.
Основные технологии работы:
- игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц-рук, ног, туловища, шеи, лица, комплекс психомышечной тренировки (приложение 1);
- пальчиковые игры, кинезиологические упражнения (приложение 2);
- свободное и тематическое песочное рисование.
3.Заключительный этап.
Задачи:
- подведение итогов;
- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых;
- обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Основные технологии работы:
-беседа и дискуссии.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п |
Дата проведения | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, песок!» | Знакомство с оборудованием. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Знакомство с правилами поведения во время работы с песком. Рисование на песке. Мытье рук |
2 | Сентябрь | «Песочное волшебство» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке». Мытье рук |
3 | Сентябрь | «Живой песок» | Приветствие. Знакомство с правилами работы с кинетическим песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика» У меня растет цветок» Работа с формачками, «печем» пирожки из «живого» песка. Прощание.Мытье рук |
4 | Октябрь | «Песочные фантазии» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки». Рисунок «Узоры на песке», «Круг превращается в…», «Квадрат превращается в…». Мытье рук |
5 | Октябрь | «Песочная стихия» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Замок», «Мы капусту рубим...». Рисунок фрукты, овощи с помощью трафаретов. Прощание. Мытье рук |
6 | Октябрь | «Осень на песке» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата», «Апельсин». Рисунок «Осенний лес». Прощание Мытье рук. |
7 | Ноябрь | «Необыкновенный песок» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки». Рисунок «Чувственные ладошки», рисование бабочек. Прощание. Мытье рук. |
8 | Ноябрь | «Фантазеры» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с кинетическим песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки», «Замок». Лепка из «живого» песка по желанию.Прощание.Мытье рук |
9 | Ноябрь | Мандала на песке | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Волшебная мандала» (с использованием бусин, пуговиц, бумажных цветов). Прощание. Мытье рук. |
10 | Декабрь | «Зима на песке» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Попугайчики». Рисунок «Зимний пейзаж». Прощание Мытье рук. |
11 | Декабрь | «Снежинки» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки». Рисунок «Снежинки» (рисование тонкой палочкой). Мытье рук. |
12 | Декабрь | «Песочное желание» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Кинезиологические упражнения. Рисунок «Мое Новогоднее желание на песке». Прощание Мытье рук. |
1 13 |
Январь | Параллельное рисование | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Рисуем обеими руками одновременно». Прощание. Мытье рук. |
14 | Январь | «Угощение для кукол» | Приветствие. Дезинфекция рук. Повтор правил работы с кинетическим песком. Кинезиологические упражнения. Лепим хлеб, колбаски, огурец, нарезаем пластиковами ножами для пластилина. Прощание, Мытье рук |
15 | Январь | «Кошки на песке» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Рисование кошек техникой вырезания. Прощание. Мытье рук |
16 | Февраль | «Выдумщики» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Рисунок по своему желанию. Прощание. Мытье рук. |
17 | Февраль | «Песочное волшебство» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Необыкновенные следы», «Узоры на песке». Прощание. Мытье рук |
18 | Февраль | «Подарок папе» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Рисование картины на песке - тематика 23 февраля. Прощание. Мытье рук |
19 | Март | «Мудрая сова» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Сова». Прощание. Мытье рук |
20 | Март | «Подарок маме» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Семья». Рисунок «Цветочный букет». Прощание Мытье рук. |
21 | Сказка «Заюшкина избушка» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Рисуем иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка» зайчика, лису, избушку. Прощание. Мытье рук | |
Март | |||
22 | Март | «Фантазеры» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Свободное рисование. Мытье рук. |
23 | Апрель | «Песочные фантазии» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Кинезеологические упражнения Рисунок «Превращения геометрических фигур». Мытье рук |
24 | Апрель | «Сказочное дерево»» | Приветствие. Повторение правил работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Попугайчики». Рисунок дерева с использованием дополнительного материала (пуговицы, бусины). Прощание. Мытье рук. |
25 | Апрель | «Замок» | Приветствие. Повторение правил работы с кинетическим песком. Кинезиологические упражнения «Ухо-нос», «Кулак-ладонь». Дезинфекция рук. Лепка из «живого» песка башен, разрисовывание их пластиковыми ножиками, палочками. Прощание. Мытье рук |
26 | Апрель | «Рисование песком. Способ насыпания» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика Отработка техники насыпания. Рисование железной дороги. Мытье рук. |
27 | Май | «Песочная сказка. Баба-Яга» | Приветствие. Повторение правил работы с цветным песком. Пальчиковая гимнастика «Стирка», «Апельсин». Дезинфекция рук. Рисуем избушку на курьих ножках. Используем трафарет Бабы-Яги. Прощание. Мытье рук |
28 | Май | «Приключения в огороде» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Поросенок в огороде». Прощание Мытье рук. |
29 | Май | «Цветущая яблоня» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук Кинезеологические упражнения. Рисунок цветущего дерева. Прощание. Мытье рук |
30 | Май | «Песочный подводный мир» | Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Я себе построю дом». Рисунок «Подводное плавание». Мытье рук. |
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, экспресс-диагностика Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко и тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" проективная диагностика детей (для детей 4-5 лет)
и О.Н. Гончаренко (для детей 3-4 лет), результаты которых показывают уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.
Таблица для фиксации результатов мониторинга
№ | Ф.И. ребенка | Возраст | Уровни развития | |||
Развитие воображения | Развития восприятия | Развитие моторики руки | Уровень тревожности | |||
Литература.
- Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.
- Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
- Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
- Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.-2000г.
- Вебинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии « Иматон».- 2016г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
Читайте также |
---|
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...
Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»
Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...
НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...