Программа по художественно – эстетическому образованию и воспитанию детей 3 – 5 лет «Песочная анимация»

 

Пояснительная записка

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Также в программу включены занятия с кинетическим песком, напоминающим по своей структуре мокрый пляжный песок, приятный на ощупь. Работать с таким песком очень приятно и удобно, он не прилипает к рукам, держит форму, но при этом имеет способность растекаться в руках. Занимаясь кинетическим песком, развивается тактильная чувствительность ребенка

Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», А.Войнова «Рисуем на песке», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).

Цель: стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком; гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников; развитие творчества и воображения.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
  • формирование навыков саморегуляции.

Методическое обеспечение программы:

- Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.

- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений.

- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.

- Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.

- Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам.

Перечень основных средств обучения:

1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

  • световые столы.

2. Материалы и инструменты:

  • просеянный песок;
  • песок цветной;
  • цветные камни;
  • кисточки.

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная литература.

Противопоказания к работе песком:

  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина

Дезинфекция песка: обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут. Отметка о проведенной обработке песка заносится в график кварцевания, который находится в кабинете песочной терапии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой детей 6-8 человек. Занятия начинаются с сентября и продолжаются до конца мая. Продолжительность занятий: 30 минут.

Структура занятий:

- обработка рук дезинфицирующим средством

- приветствие, пальчиковая гимнастика,кинезеологические упражнения

- повторение правил поведения во время работы с песком

- работа с песком

- мытье рук, возвращение в группу.

Начиная с 8-10 занятия в работу вводятся дополнительные материалы: бусины, декоративные камни, ракушки, декоративные украшения, листья деревьев (сухие), шишки, бумажные кораблики, самолетики, бабочки, картонные трафареты.

Начиная с 20 занятия в работу вводится рисование тонкой палочкой, для прорисовки более тонких линий.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • умения работать кистью и пальцами обеих рук;
  • координации руки и глаза;
  • овладение техническими умениями: регуляция силы движений,

определенная амплитуда, скорость, ритмичность;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью нетрадиционной техники – рисования песком;
  • гармонизация психоэмоционального состояния.

Содержание программы

Содержание программы включает в себя два основных блока:

Блок 1. «Великолепные линии, интересные фигуры».

Познакомить детей с техникой рисования песком.

Учить детей рисовать линии различной ширины, завитки пальцами, ладонями, двумя руками одновременно, ребром ладони, щепоткой и т.д. Учить приемам насыпания, вырезания, вычищения песка.

Блок 2. «Сюжетное рисование».

Учить создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, рисовать пальцами синхронно. Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять знакомые приемы. Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев.

Каждое занятие разделено на три этапа: вводный, развивающий – основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).

1.Вводный этап.

- создание положительного настроя на совместную работу;

-установление эмоционального контакта.

2. Развивающий этап.

Задачи:

- формирование навыка саморегуляции;

- расширение кругозора и общей осведомленности;

- развитие познавательной сферы;

- развитие творческих способностей, воображения и фантазии;

- развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук;

- формирование стрессоустойчивости;

- стабилизация и гармонизация эмоционального состояния.

Основные технологии работы:

- игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц-рук, ног, туловища, шеи, лица, комплекс психомышечной тренировки (приложение 1);

- пальчиковые игры, кинезиологические упражнения (приложение 2);

- свободное и тематическое песочное рисование.

3.Заключительный этап.

Задачи:

- подведение итогов;

- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых;

- обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Основные технологии работы:

-беседа и дискуссии.

Календарно-тематическое планирование занятий


п/п
Дата проведения Тема занятия Содержание занятия
1 Сентябрь «Здравствуй, песок!» Знакомство с оборудованием. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Знакомство с правилами поведения во время работы с песком. Рисование на песке. Мытье рук
 
 
2 Сентябрь «Песочное волшебство» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке». Мытье рук
 
 
3 Сентябрь «Живой песок» Приветствие. Знакомство с правилами работы с кинетическим песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика» У меня растет цветок» Работа с формачками, «печем» пирожки из «живого» песка. Прощание.Мытье рук
 
 
4 Октябрь «Песочные фантазии» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки». Рисунок «Узоры на песке», «Круг превращается в…», «Квадрат превращается в…». Мытье рук
 
 
5 Октябрь «Песочная стихия» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Замок», «Мы капусту рубим...». Рисунок фрукты, овощи с помощью трафаретов. Прощание. Мытье рук
 
 
6 Октябрь «Осень на песке» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата», «Апельсин». Рисунок «Осенний лес». Прощание Мытье рук.
 
 
7 Ноябрь «Необыкновенный песок» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки». Рисунок «Чувственные ладошки», рисование бабочек. Прощание. Мытье рук.
 
 
8 Ноябрь «Фантазеры» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с кинетическим песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки», «Замок». Лепка из «живого» песка по желанию.Прощание.Мытье рук
 
 
9 Ноябрь Мандала на песке Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Волшебная мандала» (с использованием бусин, пуговиц, бумажных цветов). Прощание. Мытье рук.
 
 
10 Декабрь «Зима на песке» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Попугайчики». Рисунок «Зимний пейзаж». Прощание Мытье рук.
 
 
11 Декабрь «Снежинки» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Повторялки». Рисунок «Снежинки» (рисование тонкой палочкой). Мытье рук.
 
 
12 Декабрь «Песочное желание» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Кинезиологические упражнения. Рисунок «Мое Новогоднее желание на песке». Прощание Мытье рук.
 
 
1
13
Январь Параллельное рисование Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Рисуем обеими руками одновременно». Прощание. Мытье рук.
 
 
14 Январь «Угощение для кукол» Приветствие. Дезинфекция рук.
Повтор правил работы с кинетическим песком. Кинезиологические упражнения. Лепим хлеб, колбаски, огурец, нарезаем пластиковами ножами для пластилина. Прощание, Мытье рук
 
 
15 Январь «Кошки на песке» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика.
Рисование кошек техникой вырезания. Прощание. Мытье рук
 
 
16 Февраль «Выдумщики» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Рисунок по своему желанию. Прощание. Мытье рук.
 
 
17 Февраль «Песочное волшебство» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Необыкновенные следы», «Узоры на песке». Прощание. Мытье рук
 
 
18 Февраль «Подарок папе» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика.
Рисование картины на песке - тематика 23 февраля. Прощание. Мытье рук
 
 
19 Март «Мудрая сова» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Сова». Прощание. Мытье рук
 
 
20 Март «Подарок маме» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Семья». Рисунок «Цветочный букет». Прощание Мытье рук.
 
21   Сказка «Заюшкина избушка» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Рисуем иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка» зайчика, лису, избушку. Прощание. Мытье рук
Март
 
 
22 Март «Фантазеры» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика. Свободное рисование. Мытье рук.
 
 
23 Апрель «Песочные фантазии» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Кинезеологические упражнения Рисунок «Превращения геометрических фигур». Мытье рук
 
 
24 Апрель «Сказочное дерево»» Приветствие. Повторение правил работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Попугайчики». Рисунок дерева с использованием дополнительного материала (пуговицы, бусины).
Прощание. Мытье рук.
 
 
25 Апрель «Замок» Приветствие. Повторение правил работы с кинетическим песком.
Кинезиологические упражнения «Ухо-нос», «Кулак-ладонь». Дезинфекция рук. Лепка из «живого» песка башен, разрисовывание их пластиковыми ножиками, палочками. Прощание. Мытье рук
 
 
26 Апрель «Рисование песком. Способ насыпания» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика
Отработка техники насыпания. Рисование железной дороги. Мытье рук.
 
 
27 Май «Песочная сказка. Баба-Яга» Приветствие. Повторение правил работы с цветным песком. Пальчиковая гимнастика «Стирка», «Апельсин». Дезинфекция рук. Рисуем избушку на курьих ножках. Используем трафарет Бабы-Яги. Прощание. Мытье рук
 
 
28 Май «Приключения в огороде» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата». Рисунок «Поросенок в огороде». Прощание Мытье рук.
 
 
29 Май «Цветущая яблоня» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук Кинезеологические упражнения. Рисунок цветущего дерева. Прощание. Мытье рук
 
 
30 Май «Песочный подводный мир» Приветствие. Повтор правил поведения во время работы с песком. Дезинфекция рук. Пальчиковая гимнастика «Я себе построю дом». Рисунок «Подводное плавание». Мытье рук.
 
 
 

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, экспресс-диагностика Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко и тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" проективная диагностика детей (для детей 4-5 лет)
и О.Н. Гончаренко (для детей 3-4 лет), результаты которых показывают уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

Ф.И. ребенка Возраст Уровни развития  
Развитие воображения Развития восприятия Развитие моторики руки Уровень тревожности
             

 

Литература.

  1. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.
  2. Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
  3. Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
  4. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.
  5. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
  6. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.-2000г.
  7. Вебинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии « Иматон».- 2016г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.jlady.ru

3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Читайте также

Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок…

Конспект занятия по подготовке к школе в старшей группе «Урок грамматики и математики в лесной школе» Цель: закрепить знания детей, полученные...

Формирование технических умений у детей дошкольного возраста в лепке

Формирование технических умений у детей дошкольного возраста в лепке Наверное, каждому воспитателю, работающему в нашем учреждении, приходилось много раз задумываться над...