Формирование технических умений у детей дошкольного возраста в лепке

Наверное, каждому воспитателю, работающему в нашем учреждении, приходилось много раз задумываться над следующим: «А что я могу сделать для этих детей? Как помочь им? Как сделать так, чтобы хоть как – то наши дети могли приспособиться к жизни, к тем условиям, в которых они живут?». Я не задумываясь, отвечаю: «С детьми надо играть!». Хотя в представлении некоторых взрослых игра – это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле? Конечно же, нет, игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В ней есть всё, что необходимо для развития ребёнка. И именно в этом её незаменимое значение. Имея за плечами опыт работы с детьми, я могу твёрдо сказать, что в игре создаются условия, в которых ребёнок проявляет особую активность, пробует свои возможности.

Но существуют разные игры, и я остановилась на развивающих, и нетрадиционной технике лепке пластилином, которым придаю особое значение в своей работе. Занятия лепкой очень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, художественный вкус, усидчивость. Сплошные плюсы. Добавим сюда еще тот факт, что, работая с пластилином, глиной или солёным тестом нельзя обжечься, порезаться или пораниться. Так же лепка из пластилина заключает в себе большие возможности в развитии творчества. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И я поощряя любознательность сообщаю детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствую расширению детского опыта и знаний. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме, того мышление детей дошкольного возраста более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно, ещё задавлено догмами и стереотипами более независимо. Взрослому важен результат, а для ребёнка первостепенное значение имеет сам процесс.

Новое направление творчества в изобразительной деятельности. Одна из разновидностей нетрадиционной техники рисования пластилином это пластилинография. Объединила наиболее востребованные виды творчества: лепку и рисование. И мы получили идеальное творческое занятие с детьми дошкольного возраста. Пластилин – один из самых любимых материалов ребёнка, а детские ручки - основной и главный инструмент в работе.

Из пластилина можно создавать настоящие шедевры. Немного фантазии, воображения, детского творчества, усидчивости и получаются необыкновенные работы: панно, картины, открытки, мозаика, разнообразные выпуклые фигурки. Рисунки создаются по замыслу или шаблону.

В качестве основы берут картон, плотную бумагу, пенопласт или линолеум и т. д. Восковой пластилин – он более мягкий, пластичный, легко разминается и размазывается по поверхности, не липнет к рукам. У него яркие и насыщенные цветы. Изображения могут быть плоскостные, полуобъемные, объемные, гладкие, шероховатые, выпуклые и рельефные.

Дополнительно в работе можно использовать: Бусинки, бисер, ленточки, камушки, пуговицы, нитки, веточки, лоскутки, различные природные материалы

Необходимо не забывать, что учить нужно с самых простых и незамысловатых сюжетов: цветочек, солнышко, радуга, улитка, дождик, листик, грибок, мячик и прочее). Дети очень быстро учатся лепить, разминать, отщипывать, скатывать маленькие шарики и полосочки.

Далее малыши учатся: сплющивать, размазывать, скатывать, плавно соединять, сочетать и смешивать цвета, правильно подбирать цвета для работы, плавно переходить от одного цвета к другому.

К лепке можно подключить развивающую игру. Смысл развивающих игр в том, чтобы продвинуть вперёд на сколько это, возможно, психическое развитие ребёнка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение. З. М. Богуславская утверждает, что развивающие игры – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательно учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий. Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и е близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат. В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Формы организации детей в этих играх, как и во всех других разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппой и индивидуально. Учитывая возрастные особенности наших детей, я использую подгрупповые и индивидуальные формы работы. Своё педагогическое руководство вижу в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельности поисков решений задач, стимулировании инициативы. Свою задачу вижу не только в том, чтобы дать определённые знания и навыки, но и в том, чтобы развивать детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. А развивающие игры и лепка из пластилина – это, по – моему, находка для решения этой задачи, развивающие игры и нетрадиционные техники лепки из пластилина вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в выкладывании фигур, в их преобразовании, складывании узоров. Задания выполняются по заданному образцу, при желании – по собственному замыслу. Развивающие игры формируют важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывают усидчивость, развивают конструктивные умения. В ходе работы я увидела, что необходимо взять игры, в которых решение задачи представляет перед ребёнком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, т. е. в виде видимых осязаемых вещей. Это позволяет детям сопоставлять наглядно «задание» с «решением», что вызывает ещё большой интерес.
Таковы игры, предлагаемые детям З. Михайловой. Они интересны по своему содержанию, занимательны по содержанию, по форме, отличаются необычностью решения. Эти игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. На эти фигуры можно научить ребёнка пальцами размазывать пластилин, разного цвета и добавлять к пластилину вспомогательный материал разного рода. Они интересны взрослым и детям. Детей увлекает результат – составлять увиденное на образце.
Для своей работы с детьми я выбрала одну из таких игр, адоптировав с учётом возможностей моих воспитанников. Это игра – «Танграм», одна из несложных игр. Называют её «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Эти названия игры раскрывают её содержание.
На первом этапе знакомлю детей с набором фигур к игре, составленных из геометрических форм. Выбор форм по образцу, группировка по форме, определение форм независимо от величины и окраски: треугольник, квадрат, параллелограмм – вот первые задачи, которые мы решаем с детьми.
На втором этапе задачи усложняются. Осваивая игру дальше, я пытаюсь научить детей составлять фигуры – силуэты по расчленённым образцам. Это детям очень нравится. Мы анализируем образец, его составные части. Образец не убирается до конца работы, и дети могут вновь и вновь обращаться к нему в случае затруднения. Часто предлагаю детям образцы на выбор. Это вызывает особую заинтересованность у детей. В этом случае желаемый результат достигается менее болезненно и не вызывает особых затруднений.
Когда мне в руки попала книга Б. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», я поняла, что их можно попробовать использовать в нашей работе объединив пластилинографию с развивающими играми, предлагаемые автором. Ну, хотя бы, самые простые или в упрощённом варианте. Ведь игры Б. Никитина развивают разные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию; пространственное представление и воображение. А ведь в совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью и изобретательностью. И мне захотелось попытаться добиться этого от своих воспитанников. Хорошим подспорьем в этой работе оказались две игры, которые я выбрала: «Сложи узор» и «Сложи квадрат». Игра «Сложи узор» состоит из шестнадцати кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по- разному, в четыре цвета. В нашем случае это вырезанные фигурки из раскатанного пластилина и наклеенные на картон. Это позволяет нам составлять узоры в громадном количестве вариантов по образцу, а в некоторых и по замыслу. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которые мы с детьми любим, давать названия.
В этой игре предлагаю два варианта: сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из раскатанных из пластилина кубиков, затем ставлю обратную задачу: глядя на сложные кубики, найти в образцах узор, который они образуют. С некоторыми из детей возможен вариант самостоятельного придумывания узора. На способах игры сказываются возможности наших детей, уровень их развития. У детей развита способность копировать, обезьянничать, делать как я, или другие дети. И я этим пользуюсь для достижения цели игры. Каждый раз как бы «для разгона» надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Для наших детей это особенно важно. Ведь в основном весь процесс игры строиться у них на запоминании. Вообще, переход к составлению трудных узоров доступен не каждому воспитаннику. Самое лёгкое преодоление какого – либо узора – «забыть», о нём на некоторое время, вернувшись к сравнительно лёгким узорам, вновь подбираясь к сложным.
Игра «Сложи квадрат» возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков раскатанного пластилина различной формы сложить квадрат. Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», каждый ребёнок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. В этой игре дети начинают понимать, что из частей, иногда даже странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать кусочки другими сторонами или подбирать по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. В игре наблюдается очень интересный момент, когда все части квадрата перемешаны на столе, то ребёнку предстоит, во-первых, рассортировать по цвету, отыскивая в этой кучке необходимый. Этот момент очень привлекает детей. Тут ребёнок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и значит, развивает цветовое зрение. В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Свою главную задачу вижу в том, чтобы исходить из уровня развития каждого ребёнка, индивидуально подбирая каждое задание. Начинаю обязательно с заведомо лёгких и посильных задач, чтобы каждого ребёнка можно было похвалить одобрить.
Я совершенно убеждена в том, что начало каждой новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребёнка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали. Не все развивающие задачи в играх, взятых мною в работу, доступны нашим детям. Многим из них не доступны задания, требующие опоры на предложенный образец, например: ребёнок может собрать достаточно сложную разрозненную картинку, подбирая один элемент к другому, с удовольствием выложит собственную «картинку». Именно поэтому я постаралась отобрать игры по принципу занимательности, простоты и доступности организации, учитывая и то, развитию каких качеств в целом она способствует. А самое главное – возможность вариации заданий. Для маленьких детей это имеет огромное значение.

Мы все знаем очень хорошо, что игра ребёнка – важный показатель его развития. Не случайно К. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детской игрой. Если ребёнок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность – это серьёзный симптом неблагополучного развития и, к сожалению, неутешительный прогноз для дальнейшего развития. Все, кто работает с детьми, прекрасно понимают ещё и то, как важно своевременно уделить особое внимание развитие мелкой моторики. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отличают большое стимулирующее значение функции руки. Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений, наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Известный педагог В. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Так, на основе проведённых опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, и даже выше нормы. Поэтому, работая над задачей по развития мелкой моторики и дальнейшей подготовке руки к письму, а это немало важно, я одновременно работаю над проблемой развития речи. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка. Ведь большинство маленьких детей имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики. Движение рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Малыши не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Их также необходимо учить выполнять действия по подражанию, по образу и по элементарной словесной инструкции. Но думаю, что ни для кого не будет новостью то, что всякий ребёнок развивается в процессе общения с взрослым. В процессе работы я увидела, что в основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием наших детей. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребёнок хочет и может его усвоить. Именно поэтому и стремилась сделать игровой процесс в работе развитию мелкой моторики и по подготовке руки к письму эмоционально действенным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт. Проще говоря, игры - упражнения должны быть интересными и несложными. И это было моей первой и основной задачей. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы. В качестве основы берут картон, плотную бумагу, пенопласт или линолеум и т. д. Восковой пластилин – он более мягкийпластичный, легко разминается и размазывается по поверхности, не липнет к рукам. У него яркие и насыщенные цветы. Из пластилина можно создавать настоящие шедевры. Немного фантазии, воображения, детского творчества, усидчивости и получаются необыкновенные работы: панно, картины, открытки, мозаика, разнообразные выпуклые фигурки. Рисунки создаются по замыслу или шаблону. Изображения могут быть плоскостные, полуобъемные, объемные, гладкие, шероховатые, выпуклые и рельефные. Успешность в овладении художественно – эстетической деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое бережное отношение к ребёнку к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов.

Для того, что бы с младшего возраста ребёнок научился легко ориентироваться в многообразии изобразительного материала и средств на каждое занятие выставляются на столы мольберты, гуашь, всех цветов, акварель, кисти, карандаши, мелки, кусочки паралона напоминающий по форме облака, шишки, веточки, листики, пуговки, бусинки и другие вспомогательные материалы, помимо пластилина. Используя нетрадиционные техники рисования: кляксография, оттиски смятой бумагой, восковые мелки, плюс акварель, набрызг, отпечатки листьев, ниткография, тканевые изображения, коллажи пластилинография и т.д.

Прежде чем приступить к моделированию необходимо дать ребёнку почувствовать свойства бумаги, пластилина и других материалов. Для этого проводим различные эксперименты сравниваем бумагу по свойствам, фактуре, цвету, толщине и т.д.

Большую в отличие от предлагаемых классических техник свободу дают иные техники и методы работы с пластилином. Например игра.

Важным условием результативного использования игр – упражнений в работе по подготовки руки к письму является соблюдение последовательности в их подборе. С учётом особенностей развития наших детей, прежде всего, необходимо стремиться учитывать следующие принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Учитывая всё это, я в первую очередь детям с ослабленной функцией руки ставлю цель – закрепление и совершенствование навыков и умений, корректирующих и восполняющих несовершенства развития.
Предлагаемые игры и лепка из пластилина позволяют тренировать мышцы рук, отвечающие за работу кисти рук. Это в дальнейшем способствует написанию букв, рисованию и развитию творческих способностей.

В своей работе я применяю следующие виды лепки: предметная; сюжетная; декоративная.

Предметная лепка предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом передо мной появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка, знакомит малышей с народным прикладным искусством, является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. В процессе работы над декоративной поделкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.

«Пластилинография»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Во время работы с пластилином реализуются следующие задачи совершенствуется зрительное восприятие.

Лепка способствует познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:

  1. развивается восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;
  2. развивается мелкая моторика кисти руки, синхронизируется действий обеих рук;
  3. развивается фантазия, воображение, пространственное мышление;
  4. формируется эмоционально-волевая сфера детей, развиваются навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.

Лепка способствует социализации детей: развивает у них трудовые навыки планирования работы по реализации замысла, умение предвидеть результат и достигать его.

Также развитию мелкой моторики и логическому мышлению способствуют развивающие игры с пластилином, такие как:

«Счётные палочки скатанные из пластилина» или игры с дополнительными вспомогательными материалами пробками, кругами и цветными кубиками, спичками, в которых на первом этапе детям даются очень простые задания. Малыши неусидчивы, часто инертны. Они не всегда быстро могут ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная особенности своих воспитанников, я пытаюсь не торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может привести к излишней скованности и потере инициативы. А ведь тогда цель игры не будет достигнута, и у детей пропадает интерес к игре, а ведь это немаловажно для дальнейшего процесса обучения, где задания усложняется.
В начале детям приходится трудновато, в играх со спичками. Ведь их пальцы не так послушны, как хотелось бы. Именно поэтому в первую очередь детям предлагаются игры с пробками и кубиками, которые мы наклеиваем на размазанный по картону пластилин. И лишь после этого, как у детей появляются первые навыки, мы переходим к цветным спичкам. Эти игры – упражнения, в которых дети действуют путём проб и промеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, эти свойства в практической деятельности. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребёнка в окружающем предметном мире, лежит в основном многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой изобразительной.
Наблюдая за детьми, я отметила, что по – настоящему восприятие складываются только тогда, когда дети видят в окружающих предметах форму, величину. Могут выделять существенные части предмета.
Мы знаем, что у малышей формирование целостного образа ещё не развито, они практически не способны создать предметный рисунок. В данной ситуации им можно предложить игру «Фигура из геометрических форм», в которой существует так же два этапа обучения: первый узнавание, второй – создание (по замыслу, по образцу). Дети не создают рисунок карандашом или кистью, они это делают из пластилина, раскатывая его и разминая. Мышцам рук приходится кропотливо трудиться, чтобы достичь желаемого результата.
Развитие мелкой моторики и дальнейшей подготовки руки к письму – длительной, трудоёмкий процесс, где развиваются такие качества, как точность произвольных движений рук, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

В нетрадиционную технику пластилинография входят игры с нитками и шнурками, мелками, красками, карандашами. Эти игры, так же хорошо развивают мелкую моторику, и направлены на подготовку руки к письму, требуют особого усердия у детей. Но, несмотря на это они привлекают их на первый взгляд своей простатой и доступностью. Задачи поставленные перед детьми в этих играх, решаются через привлекательные игровые сюжеты, что особенно интересно детям. Точность и ловкость движений пальцев, требуемая здесь от детей, достигается настойчивостью – качествами, так необходимыми для письма. Очень важно научить детей раскрашивать. Это я не раз отмечала в своей работе. А ведь это самый простой и эффективный способ разработать мелкую моторику рук и подготовить ребёнка к письму. В процессе такой деятельности ребёнок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает её движения более сильными и координированными. Конечно же, нашим детям мне хотелось найти более простой вариант «рисование». Тогда я предложила детям линейки – трафареты, с помощью которых они составляют предметные картинки, обыгрывают их и закрашивают. В отдельных случаях детям предлагается штриховка картины, и замазка их пластилином, что требует особой точности и уверенности движений рук. На первый взгляд может показаться, что дети не справятся, но линейки – трафареты заинтересовали их, штриховка и размазывание пластилина по заданному контуру привлекла их внимание. Вначале ребёнок проводит линии штриховки просто пальцем, выбирая направление, обыгрывая сюжет, а затем в руки берётся карандаш. Дети всегда с неподдельным интересом относятся к этой работе.

Хотелось бы обратить внимание на фломастеры, которые так любят все дети. Но я не ошибусь, если буду утверждать, что пользоваться в рисовании или штриховке фломастерами не желательно, так как они не требуют приложения даже незначительных усилий. Отказываться от того, что интересно детям мне не хотелось. И тогда я решила предложить детям копировать рисунки, (сюжетные картинки, различные орнаменты) на плёнку с помощью фломастеров. Это привлекло детей, заинтересовало. А ведь интерес – важный фактор для достижения любой желаемой цели.
Эта игра с фломастерами ценна тем, что в образцах для копировки присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошим подспорьем в работе по подготовке руки к написанию букв.
Также в своей работе я использую рисование по клеткам (по образцу). Эта работа требует от детей особого внимания. Здесь важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения, даже самых простых заданий.
Для развития движения руки, кисти, пальцев, я взяла работу с бумагой, по технике «Квилинг». Где полоски цветной бумаги дети накручивают на стержень, получаются разнообразные формы, заготовки. Эти цветные формы напоминают мозаику, с помощью которых дети выкладывают рисунок, узор.
А также познакомила детей с работой из гафрированной бумаги по техники «Торцевание», где также дети пальцами накручивают маленькие квадратики на стержень, приклеивают клеем узоры и всё закрепляют пластилином.
При подготовке руки к письму необходимо уделить большое внимание общему развитию движений руки, кисти, пальцев. И мне, конечно же, хотелось достичь этого в своей работе.

Будь то развивающие игры Б. Никитина и З. Михайловой, игры – упражнения для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, я знала точно то, что поможет детям.

Правильная и современная организация работы с малышами помогает развитию различных процессов, в особенности, развитию подражания и внимания. А это очень важно для наших детей.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком. Научить ребёнка подражать – одна из важнейших задач начального этапа обучения, подражание важно для усвоения необходимых ребёнку практических умений. Внимание же является одним из основных усилий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений, навыков и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться подражать, действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию. Поэтому в играх с пластилином, предложенных мной детям, наряду с задачами, обеспечивающими эмоциональный контакт ребёнка с взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действие по образцу, в первую очередь стремилась решать задачи, способствующие формированию внимания.

На основе всего этого ребёнок учится управлять своим поведением, быть уверенным в себе и в своих силах, ведь за плечами у него какой никакой опыт, накопленный в процессе общения с взрослыми и сверстниками в играх и в быту. Он учится строить свои отношения с окружающими, ведь он теперь много умеет, а значит, я трудилась не зря.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий и разного вида техник в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществить текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью на повышение эффективности воспитания и обучения детей на снятие отрицательных последствий образования, как говорит М.М. Поташник.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно – двигательная координация необходимая для подготовки ребёнка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображение не по частям, а одной линией контура в рисовании в декоративной лепке и декоративном рисовании. Лепка позволяет изобразить предметы в трёх мерном пространстве. В ходе лепки ребёнок может передать форму человека, животных птиц, фруктов, посуды и т.д. Именно развитию способности передачи выразительного образа в лепке необходимо уделять особое внимание. Важно, что бы ребёнок учился в этом возрасте и в последующем умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определённого возраста, героев конкретной сказки. Он должен уметь передать движение человека, животных, отражая их характер образов и динамику действий. Дети учатся аккуратности, усидчивости и осваивают не, только основные приёмы лепки, но и осваивают новые технологии в лепке, вырезания занимаясь пластилинографией.

Формированию технических умений у детей дошкольного возраста в лепке, способствуют новые технологические приёмы работы позволяющие развить фантазию ребёнка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоциональную сферу, позволяющие смело воплощать собственные замыслы. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своём творчестве, тем богаче выразительнее их поделки и рисунки. Изобразительная деятельность ребёнка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями восприятия, памятью, мышлением, воображением, но и личностью в целом. В ней проявляются интересы ребёнка, темперамент.

 

Литература:

  1. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Под ред. Т.В. Башаева. Ярославль: Академия развития 2007- 240 с.
  2. Дидактические игры в детском саду. Под ред. А.К. Бондаренко М. Просвещение 2001 – 169 с.
  3. Лыков И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет/ И.А. Лыков М. 2009.
  4. От рождения до школы (Программа воспитания и обучения в детском саду) Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Москва Мозаика Синтез 2015.

1

Коллективная работа детей подготовительной группы "Резвящиеся лошадки".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Читайте также

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем…

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем цвета» Цель: Закрепить основные цвета и познакомить с оттенками. Задачи: образовательные: - обогащать...

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы»

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы» (Для детей старше-подготовительной группы и их родителей) Цель: Обобщение представлений детей о значении природы в жизни людей;...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...