Рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР)
Срок реализации программы: 2 месяца (ноябрь-декабрь 2016) г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка.Рабочая программа воспитателя с воспитанником подготовительной группы разработана на основе, следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа №1391;
- Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа № 1391 ДО № 1;
- Устав ГБОУ Школа №1391.
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития воспитанника подготовительной группы Д/О № 1 с особенностями задержки психического развития, (далее - ЗПР). Рабочая программа воспитателя (далее -РПВ) для воспитанника с задержкой психического развития (далее – ЗПР) нацелена на создание условий для всестороннего развития ребенка с особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
- развитие мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления.
Срок реализации рабочей программы определен для воспитанника протоколом ППк ГБОУ Школа № 1391 № от 10.11. 2016.
Количество индивидуальных занятий воспитателя определены протоколом ППк 2 раза в неделю не более 30 минут. Содержание занятий предполагает интеграцию образовательных областей: познавательное развитие (окружающий мир); речевое развитие; игровая деятельность (разминка, дидактические игры).
1. Принцип целостности. Содержание воспитательно-образовательного процесса направлено на создание у воспитанника целостного представления о мире.
2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей. Содержание программного материала, методы, приемы и формы взаимодействия соответствуют возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям.
3. Принцип систематичности предполагает изложение материала который дается в определенной последовательности.
4. Принцип наглядности. Данный принцип основан на особенностях развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, схем, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.
5. Принцип интеграции. Воспитательно-образовательной процесс строится посредством интеграции речевой, социально-коммуникативной, познавательной и продуктивной деятельности дошкольников.
- Словесный метод, обращенный к сознанию воспитанника, помогающий осмысливанию поставленной перед ней задачи и в связи с этим сознательному осмыслению материала, играющий большую роль в усвоении знаний об окружающем мире, самостоятельном их применении в различных ситуациях.
- Практический метод, связанный с практической деятельностью воспитанника, обеспечивающий расширению кругозора ребенка посредством выполнения упражнений, заданий. Все это содействует лучшему освоению знаний, умений и навыков, развитию речи.
- Игровой метод, эмоционально – эффективный в работе с воспитанником, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно действенного мышления. В процессе игровых действий у воспитанника формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях, используются следующие формы работы:
- дидактические игры;
- рассказ взрослого и ребенка;
- разучивание стихотворения;
- беседа.
- обеспечены равные возможности для полноценного развития воспитанника;
- раскрыты потенциальные возможности воспитанника через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирования уровня готовности к школе;
- реализована преемственность содержания общеобразовательных программ
дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР;
- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательного развития (окружающий мир), речевого развития, игровой деятельности (разминка, дидактические игры).
- временные представления о зиме (как зимнем времени года);
- понимание существования трех зимних месяцев (декабрь, январь, февраль);
- умение устанавливать причинно-следственные связи (что была раньше, а что будет после относительно данного сюжета);
- выучить стихотворение о зиме;
- умение рассуждать и составлять связный рассказ о зиме.
- Работа с картиной «Зима».
- Дидактическая игра.
- Разучивание стихотворения.
- Дидактическая игра.
Примерное перспективное тематическое планирование.
№ |
Вид деятельности |
Цель |
Методическое сопровождение |
Кол-во игр |
Форма |
1. |
Дидактическая игра. |
Расширять и обобщать представление воспитанника о времени года (зима). |
Лото «времена года» |
2
|
Индивидуальная |
Дидактическая игра. |
Учить узнавать время года «зима» по характерным признакам, развивать память |
«Когда это бывает?» |
2
|
Индивидуальная |
|
Дидактическая игра. |
Учить узнавать зимние месяца (декабрь, январь, февраль) по характерным признакам, развивать память. |
«Кто соседи?» |
2
|
Индивидуальная |
|
Дидактическая игра. |
Научиться предполагать, что было раньше, а что будет после относительно данного сюжета |
«Собери цепочку» |
2
|
Индивидуальная; |
|
Игра - драматизация |
Развивать память, внимание, сообразительность. |
«Теремок» |
2 1 |
Индивидуальная Подгрупповая. |
|
Развитие речи |
Развивать память посредством заучивания, внимание, выразительность. |
«Зима» |
2
|
Индивидуальная |
|
Рассматривание картины на тему «Зима». Беседа, рассуждения. |
Учить рассуждать и составлять связный рассказ. Обогащать словарный запас слов. |
Картина «Зима» |
3
|
Индивидуальная. |
|
3. |
Итого: |
16 |
|
Организационный раздел. Материально-техническое оснащение
№ п/п |
Наименование |
Назначение |
Особенности |
Дополнение педагогами |
Оборудование для образовательной деятельности |
||||
1. |
Доска маркерная. |
Демонстрация наглядного материала. Рисование схем, знаков и др. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. |
- |
2. |
Доска магнитная. |
Демонстрация наглядного материала. Игры с магнитной игрой. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. |
- |
3. |
Доска с покрытием для рисования и письма мелом. |
Рисование и запись знаков, и др. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. |
- |
Картины и плакаты |
||||
1. |
Предметные - по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию. |
Размер: разный (от А-1 до А-8). |
Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту воспитанника. |
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью. |
2. |
Сюжетные - по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию. |
Размер: разный (от А-1 до А-8). |
Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту воспитанника. |
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью. |
Игрушки и пособия |
||||
1. |
Наборы игрушек и предметов по данной теме. |
- |
Из разных материалов. Реалистичные. Соответствие возрасту воспитанницы. |
- |
2. |
Мяч маленький резиновый. |
Для проведения игры - разминки. |
Резиновый. |
- |
Оборудование для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия |
||||
1. |
Прищепки. |
Изготовление предметных изображений. |
Разные по цвету и размеру. |
Карточки-схемы для образца. |
2. |
Сухой бассейн (для рук). |
Игры на нахождение и называние предметов. |
Наполнение: цветные крышки. |
- |
3. |
Дидактические и развивающие игры. |
- |
Мозаики, пазлы, лото, вкладыши и т.д. |
В том числе и сделанные руками педагогов. |
4. |
Театрализованные разминки. |
Игры для развития мелкой моторики. |
Персонажи сказки «Репка» |
В том числе и сделанные руками педагогов. |
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы:
1. Коммуникация – Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада - В.В. Гербова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
2. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.
3. Развитие речи для детей 5-6 лет. / автор – сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Москва, Изд. Цент: «Вентана-Граф 2010 г.
4. Картотека игр.
5. Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования: Институт детства: Кафедра дошкольного образования, Кафедра специальной (коррекционной) педагогики. - Санкт-Петербург, 2014 г.
Читайте также |
---|
Проект «7 апреля – День здоровья»
Проект «7 апреля – День здоровья»
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...
Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…
Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...