Рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР)

 

Приложение к адаптированной образовательной программе воспитанника подготовительной группы

Срок реализации программы: 2 месяца (ноябрь-декабрь 2016) г.

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка.

Рабочая программа воспитателя с воспитанником подготовительной группы разработана на основе, следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа №1391;
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа № 1391 ДО № 1;
  • Устав ГБОУ Школа №1391.
Рабочая программа разработана на период – 2 месяца.

При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития воспитанника подготовительной группы Д/О № 1 с особенностями задержки психического развития, (далее - ЗПР). Рабочая программа воспитателя (далее -РПВ) для воспитанника с задержкой психического развития (далее – ЗПР) нацелена на создание условий для всестороннего развития ребенка с особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Цели и задачи программы.
Цель:
Повышение познавательной активности, посредством различных видов деятельности, формирование навыков речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- формирование познавательных процессов и речевой деятельности, посредством знакомства с окружающим миром;

- развитие мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления.

Срок реализации рабочей программы определен для воспитанника протоколом ППк ГБОУ Школа № 1391 № от 10.11. 2016.

Количество индивидуальных занятий воспитателя определены протоколом ППк 2 раза в неделю не более 30 минут. Содержание занятий предполагает интеграцию образовательных областей: познавательное развитие (окружающий мир); речевое развитие; игровая деятельность (разминка, дидактические игры).

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом определенных психолого-педагогических принципов:

1. Принцип целостности. Содержание воспитательно-образовательного процесса направлено на создание у воспитанника целостного представления о мире.

2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей. Содержание программного материала, методы, приемы и формы взаимодействия соответствуют возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям.

3. Принцип систематичности предполагает изложение материала который дается в определенной последовательности.

4. Принцип наглядности. Данный принцип основан на особенностях развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, схем, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

5. Принцип интеграции. Воспитательно-образовательной процесс строится посредством интеграции речевой, социально-коммуникативной, познавательной и продуктивной деятельности дошкольников.

Методы и формы взаимодействия с воспитанником:
- Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у воспитанника наиболее полного и конкретного представления об окружающем мире, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

- Словесный метод, обращенный к сознанию воспитанника, помогающий осмысливанию поставленной перед ней задачи и в связи с этим сознательному осмыслению материала, играющий большую роль в усвоении знаний об окружающем мире, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

- Практический метод, связанный с практической деятельностью воспитанника, обеспечивающий расширению кругозора ребенка посредством выполнения упражнений, заданий. Все это содействует лучшему освоению знаний, умений и навыков, развитию речи.

- Игровой метод, эмоционально – эффективный в работе с воспитанником, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно действенного мышления. В процессе игровых действий у воспитанника формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях, используются следующие формы работы:

- дидактические игры;

- рассказ взрослого и ребенка;

- разучивание стихотворения;

- беседа.

Целевые ориентиры воспитанника с ЗПР.
В результате индивидуального педагогического воздействия должны быть:

- обеспечены равные возможности для полноценного развития воспитанника;

- раскрыты потенциальные возможности воспитанника через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирования уровня готовности к школе;

- реализована преемственность содержания общеобразовательных программ

дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР;

- обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательного развития (окружающий мир), речевого развития, игровой деятельности (разминка, дидактические игры).

Планируемые результаты освоения программы:
К концу периода реализации программы воспитанник должен освоить:

- временные представления о зиме (как зимнем времени года);

- понимание существования трех зимних месяцев (декабрь, январь, февраль);

- умение устанавливать причинно-следственные связи (что была раньше, а что будет после относительно данного сюжета);

- выучить стихотворение о зиме;

- умение рассуждать и составлять связный рассказ о зиме.

Виды деятельности:
  1. Работа с картиной «Зима».
  2. Дидактическая игра.
  3. Разучивание стихотворения.
  4. Дидактическая игра.

Примерное перспективное тематическое планирование.

Вид деятельности

Цель

Методическое сопровождение

Кол-во игр

Форма

1.

Дидактическая игра.

Расширять и обобщать представление воспитанника о времени года (зима).

Лото «времена года»

2

 

Индивидуальная

 

Дидактическая игра.

Учить узнавать время года «зима» по характерным признакам,

развивать память

«Когда это бывает?»

2

 

Индивидуальная

 

Дидактическая игра.

Учить узнавать зимние месяца (декабрь, январь, февраль) по характерным признакам,

развивать память.

«Кто соседи?»

2

 

Индивидуальная

 

Дидактическая игра.

Научиться предполагать, что было раньше, а что будет после относительно данного сюжета

«Собери цепочку»

2

 

Индивидуальная;

 

Игра - драматизация

Развивать память, внимание, сообразительность.

«Теремок»

2

1

Индивидуальная

Подгрупповая.

 

Развитие речи

Развивать память посредством заучивания, внимание, выразительность.

«Зима»

2

 

Индивидуальная

 

Рассматривание картины на тему «Зима». Беседа, рассуждения.

Учить рассуждать и составлять связный рассказ. Обогащать словарный запас слов.

Картина «Зима»

3

 

Индивидуальная.

3.

Итого:

   

16

 

 

Организационный раздел. Материально-техническое оснащение

№ п/п

Наименование

Назначение

Особенности

Дополнение педагогами

Оборудование для образовательной деятельности

1.

Доска маркерная.

Демонстрация наглядного материала.

Рисование схем, знаков и др.

Расположение на уровне глаз воспитанника.

-

2.

Доска магнитная.

Демонстрация наглядного материала.

Игры с магнитной игрой.

Расположение на уровне глаз воспитанника.

-

3.

Доска с покрытием для рисования и письма мелом.

Рисование и запись знаков, и др.

Расположение на уровне глаз воспитанника.

-

Картины и плакаты

1.

Предметные - по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию.

Размер: разный (от А-1 до А-8).

Яркое и чёткое изображение.

Соответствие возрасту воспитанника.

Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью.

2.

Сюжетные - по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию.

Размер: разный (от А-1 до А-8).

Яркое и чёткое изображение.

Соответствие возрасту воспитанника.

Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью.

Игрушки и пособия

1.

Наборы игрушек и предметов по данной теме.

-

Из разных материалов.

Реалистичные.

Соответствие возрасту воспитанницы.

-

2.

Мяч маленький резиновый.

Для проведения игры - разминки.

Резиновый.

-

Оборудование для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия

   

1.

Прищепки.

Изготовление предметных изображений.

Разные по цвету и размеру.

Карточки-схемы для образца.

2.

Сухой бассейн (для рук).

Игры на нахождение и называние предметов.

Наполнение: цветные крышки.

-

3.

Дидактические и развивающие игры.

-

Мозаики, пазлы, лото, вкладыши и т.д.

В том числе и сделанные руками педагогов.

4.

Театрализованные разминки.

Игры для развития мелкой моторики.

Персонажи сказки «Репка»

В том числе и сделанные руками педагогов.

 

 

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы:

1. Коммуникация – Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада - В.В. Гербова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;

2. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.

3. Развитие речи для детей 5-6 лет. / автор – сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Москва, Изд. Цент: «Вентана-Граф 2010 г.

4. Картотека игр.

5. Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования: Институт детства: Кафедра дошкольного образования, Кафедра специальной (коррекционной) педагогики. - Санкт-Петербург, 2014 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «7 апреля – День здоровья»

Проект «7 апреля – День здоровья»

Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…

Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир» Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса. Задачи: Обучающие: Обобщить, закрепить знания детей...

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...