Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Сформулированы требования по взаимодействию с семьей, организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество. Требования ФГОС ДО являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В своей работе мы всегда использовали как традиционные формы работы с семьёй, так и инновационные. Применяя традиционные формы работы с родителями (семинары-практикумы, консультации, родительские собрания, беседы и т.д.), педагог выступает в роли Наставника, но в этом случае нарушается принцип сотрудничества. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такие формы работы с семьёй, которые устраивали бы не только педагога, но и семью. Ведь каждая семья индивидуальна, и подходы к воспитанию у каждой семьи свои. Педагогу необходимо учитывать все эти моменты и найти оптимальные направление работы. Тогда воспитатель становится сотрудником, единомышленником родителей в воспитании их ребёнка и реализует принцип сотрудничества. Применяя инновационные формы работы, мы старались разнообразить и привлечь как можно больше родителей (законных представителей) наши формы работы включали в себя: маршруты выходного дня, виртуальные экскурсии, квесты, фото-кроссы и многое другое. Но в условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам стали искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями.

В целях развития и обучения дошкольников и реализации задач ООП мы перешли на дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.

Представим некоторые из дистанционных форм работы с родителями. Основным помощником в такой работе конечно же стали социальные сети.

Социальные сети:

В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах, проводить дистанционные занятия и собрания.

Сайт учреждения:

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада. В период самоизоляции на сайте ДОУ была создана рубрика «Сидим дома».

Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.

В целом, подавляющее большинство педагогов ДОУ оказались в ситуации неопределенности и процесс дистанционного общения с семьями воспитанников происходил, в основном, спонтанно.

Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги нашего ДОУ, традиционно уверенно владеющие наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый материал, проводят праздники, развлечения, мастер-классы для родителей (законных представителей). Однако они в своем большинстве испытывали технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению. Тем не менее, педагоги нашего детского сада практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса начали проводить занятия, организовали конкурсы, акции для детей и родителей в дистанционном режиме. И на данный момент мы активно продолжаем работу с использованием цифровых образовательных ресурсов и информационно - коммуникационных технологий при работе с родителями.

Использование ИКТ позволяет педагогам в дистанционной форме обсуждать с родителями детей вопросы связанные с реализацией Программы; с ними ведется электронная переписка, где педагоги и родители обмениваются информацией, проводятся дистанционные консультации. По запросу родителей создаются анкеты в детском саду, благодаря ответам администрация может увидеть потребности родителей по той или иной проблеме.

Сегодня ни одно родительское собрание в нашем детском саду нельзя себе представить без использования информационных технологий, а именно с использованием различных презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям детский сад имеет возможность демонстрировать родителям слайды о реализованных проектах, которые проходят в каждой возрастной группе. В группах проведены мастер-классы «Возможности современного смартфона», в котором родители узнали, что на телефон можно не только снимать видео и делать фото своего малыша, но и участвовать в конкурсах, викторинах, проходить веб-квесты, а также создавать интерактивные игры.

Для заочных консультаций мы используем не только родительский стенд, но и современный способ получения расширенной информации – QR-коды.

В своей работе мы можем выявить следующие преимущества использования цифровых технологий во взаимодействии с семьями воспитанников:

  1. Минимизация времени доступа родителей к информации;
  2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  3. Обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

5. Рост объема информации;

6. Оперативное получение информации родителями;

7. Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников.

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают детскому саду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также повысить статус и авторитет детского сада в целом.

Обучение родителей приёмам общения со своим ребёнком, привлечение их к совместной деятельности даёт возможность каждому маленькому человеку почувствовать свою необходимость и значимость в семье. Родители же получают прекрасную возможность пообщаться со своим чадом и узнать его интересы, стремления и мысли. Таким образом, мы реализуем право каждого ребёнка на семью, любовь, внимание и понимание со стороны родителей.

Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам образовательных отношений больше возможностей.

 

Список литературы

1. Лазыкина Т.В. Использование информационных технологий в системе образования Санкт-Петербурга. – СПб: ГБУ ДПО «СПб ЦОКО и ИТ», 2016. - 103 с.

2. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 8. - С. 16- 25.

3. Третьяков А.Л. Современный ребёнок в дошкольном образовании Российской Федерации: особенности развития и интеграции в обществе знаний // Ребёнок в образовании: тематический сб. матер. всерос. науч.- практ. конф. – Москва, 2017. - С. 103-106.

4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.,1989. - 95 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных…

Обогащение эмоционально-чувственного опыта у дошкольников с ЗПР в условиях театрализованных игр Использование театрализованной игры в коррекционной работе с дошкольниками осуществляется по...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...