Проект «Мы – Русичи»

«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла

и Русь жила бы и расцветала»

Владимир Мономах

 

Вид проекта: Практико–ориентированный

Актуальность темы: Ничего нет для человека в жизни светлее материнского чувства. Человек – сын родной земли – живущий, кормящийся её щедротами, дышащий единым дыханием с природой, обычаями, поверьями, сказаниями. Поэтому, ознакомление детей с копилкой народной мудрости должно начинаться с детского сада.

Цель проекта: Познакомить детей с истоками русской народной культуры.

Задачи:

1. Развивать духовно – патриотическое воспитание и образование детей.

2. Получить представление о возникновении государства Российского, о верности народа Отечеству своему, о Богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта предков.

3. Обогатить знания детей любовью к Отчизне, вызывать стремление быть похожими на наших предков, любить и уважать семью.

4. Развивать любовь и понимание окружающей природы, наблюдать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и событиями. Развивать историческую память, представление о доброте и красоте.

5. Прививать понимание, что воспитатель, как образ всего светлого, доброго для ребенка: человек, который умеет и знает всё.

Участники проекта дети от 5 до 7 лет

Продолжительность проекта: Долгосрочный – 2 года

 

Работа над проектом

Первый этап «Древняя Русь» - Славяне

1. Богатыри земли русской

2. Хлеб наш насущный

3. Сказание о русской каше

 

Второй этап «Русь – изначальная»

1. Человек и природа

2. Князь Игорь и княгиня Ольга

3. Царь – государь

 

Третий этап «Русские праздники»

1. Крещенские сказания

2. Рождество Христово

3. Честная госпожа – Масленица

4. Сказ о Благовещении и Герасиме Грачевнике

5. Страстная неделя, Светлое Христово воскресенье

6. Троица – зелёные Святки. Духов день

7. Спас – пчела Божья работница

8. Царство зверей и птиц

9. Царство рыб

 

Для души и разума

Беседа «Богатырская наша силушка»

Был на Руси такой богатырь как Илья Муромец, воевал, врагов побеждал, и слава о нём по всей земле русской летела.

В давние времена жила семья около г. Мурома в селе Карачаево, и родился сын, Ильёй его назвали, и случилась беда, занемог Илья – отнялись у него руки, ноги, и 30 лет и 3 года просидел он на полатях, молясь и горькую думу думая:

«Ах, тесен мир здесь для меня!

Вдаль бы за моря!

Стремиться мне за облако высоко,

Сражаться с недругом жестоко,

За Родину, за веру, за народ!

А встретивши врага с душою ясной

Всё проявить, отвагу, доблесть, мужество

и честь!

И победить!»

Много молился Илья, прося помощи у Бога! Постучались однажды к нему божьи люди, которые знали целительство, было им открыто будущее! Обратились они к Илье, о том, что на земле нашей враг горе творит, жжет дома, людей русских убивает, а умельцев русских и девиц – красавиц в плен угоняет. Стонет Земля Русская, а ты Илья сидишь. И заставили они его выпить живой воды, съесть святой Хлебец. Дали они ему дар, плёточку шёлковую, которая не раз помогла ему в трудную минуту.

«Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, врагом и ложью

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью!»

Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец от врагов. А когда совсем состарился, ушел в монастырь – в Киево-Печерскую Лавру. И продолжал защищать Россию – Родину нашу своей чистой и сильной молитвой.

Были на Руси и другие богатыри: Микула Селянович, Святогор, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Каждый из нас читал былины о могучем Илье Муромце, но мало кто знает, что он не выдуманный сказочный чудо – богатырь, а действительно живший в XII веке славный защитник Руси. Уже семь веков в Киево-Печерском монастыре не гаснет лампада возле его святых, нетленных мощей. С темной иконы у него в изголовье спокойно, с достоинством глядит русский воин.

1 Января (19 декабря по старому стилю) празднуется светлая память Ильи Муромца. В этот день наш святой богатырь незримо ходит по всей заснеженной Руси и, если вы зажжете свечу и тихо помяните его, он неслышно войдет, и будет охранять ваш дом от черного зла и нежданной беды.

 

Образ Алёши в былинах

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора).

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными, однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванов и В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». и тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — деревная Селище Ростовского района Ярославской области.

 Добры́ня Ники́тич— второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. В былинах Добрыня прямо называется богатырем рязанским. С его именем связан Добрынин остров на р. Оке в Шиловском районе и Добрынин курган близ р.п. Шилово. Согласно преданию, на Добрынином острове богатырь держал дозор, иногда грабил проплывавшие купеческие суда, а иногда перебрасывался топорами с Ильей Муромцем (в других вариантах легенды — с богатырем Володей), который сидел на острове Пупки. В Добрынином кургане богатырь был похоронен после своей гибели в бою с татарами (это отсылает нас к летописному рассказу о битве на Калке, где среди погибших богатырей упоминается Добрыня Рязанич Злат пояс). Оставшиеся в живых соратники привезли тело Добрыни на родину и похоронили в местечке Дубки возле устья р. Пара. Курган Добрыни был раскопан в конце 20-ых годов прошлого века шиловскими крестьянами. По рассказам очевидцев, в кургане нашли кольчугу, пояс с накладками, шлем. Вещи до войны хранились у местных жителей. По местным преданиям, мать Добрыни с особым заговором опустила меч богатыря в воды Оки у Шиловской церкви.

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью.

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке.

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыни Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае

 

Три богатыря (мультипликационный цикл)

1. Илья Муромец и Соловей-Разбойник

2. Алёша Попович и Тугарин Змей

3. Добрыня Никитич и Змей Горыныч

4. Три богатыря и Шамаханская Царица

 

Хлеб насущный

«Хлеб – дар Божий», - говорит русский народ и относится с вполне понятным благоговением к этому спасающему от голодной смерти дару, составляющему почти единственное его богатство. Немалым наказанием на Руси считается уронить хлеб на пол и не поднять его.

Думает – гадает о хлебе – урожае народная Русь и весной теплою, и знойным летом, и осенью ненастной, и зимой студеной.

В стародавние времена, хлеб являлся для русского народа, да и вообще для всех славян – земледельцев даром Земли и Неба. Эта могущественная сила возлагала на себя заботу о зарождении хлеба насущного для народа – земледельца. Обнимая землю со всех сторон, небо орошает её животворным дождём, пригревает её лучами солнечными и отвечает Мать Сыра Земля на эти ласки плодами земными (Урожаем).

Изо всех хлебов ближе и родней для русского пахаря – рожь. Зовёт он её «матушкой», «кормилицей».

«Матушка – рожь кормит всех сплошь, пшеничка по выбору».

«Не кланяюсь богачу, коль свою рожь молочу».

«И год хорош, коль уродилась рожь».

По старинной народной примете Рожь поспевает из закрома в закром. Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, да две недели хозяину поклоны бьёт, жать себя просит: «Торопись – говорит, а то зерно уплывёт!».

Гречневая каша слывёт с незапамятных времён вторым хлебом на Руси. «Без гречневой каши мужику нивчёмспорины нет», «Каша – пища наша».В древние времена на праздник Акулину – Гречишницу варилась «мирская каша». Благодарили убогие гости хлебосольных хозяев особым причетом: «Спасибо Вам, хозяин с хозяйкой, со малыми детками и со всем честным родом – на хлебе, на соли, на богатой каши». «Без хлеба, да без каши – ни во что и труды наши».

 

Практическая часть: Чтение сказки «Крупеничка»

Пословицы и поговорки о хлебе

1. «Каравай катается, каравай валяется, каравай на лопату сел, каравай на ножки встал»

2. «Хлеб за брюхом не ходит!» - молвит русский народ, всю жизнь ходящий за хлебом и около хлеба.

3. «Ищи – как хлеба ищут!» - указывает на трудность добывания хлеба.

4. «Как хочешь, зови, только хлебом корми» - вылетает окрыленный голосом голодной нужды прибауток.

5. «И пёс перед хлебом смиряется!»

6. «Что нам хлеб – были бы пироги»

7. «Где хозяин прошел, там и хлеб уродился», - приговаривает русский народ.

8. «Народ не считал деньги за главный двигатель жизни. «Не держи денег в углу, держи хлеб в углу!»

9. «Ел бы богач деньги, кабы убогий хлебом не кормил» - говорит словами народа житейский опыт.

10. «И беду можно с хлебом съесть»

11. «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»

12. «Калач приестся, а хлеб никогда»

13. «Хлеб, да вода – мужицкая еда»

14. «Хлеб (ржаной) калачу (пшеничному) дедушка

15. «Хлеб на стол, и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

 

Силы природы

Сегодня мы поговорим с вами о силах природы, о том, как они помогали человеку.

В старину вся земля была покрыта лесами, водой. Это помогало нашим предкам выживать и бороться с врагами. Вода и лес были помощниками и защитниками наших людей. За что же русские любили лес? За его богатство, за высокие сочные травы и удивительные цветы и деревья. Одни травы и цветы лечили людей, другие оберегали от болезней и бед. А ещё в лесах было много зверей и птиц – они тоже оберегали людей от болезней и бед, давали им еду.

Что лучше на Земле может быть,

Чем зелёный волшебник лес?

И не надо нам самоцветов и злата

В обмен на чудо из чудес –

Сокровищ полный русский лес!

Русь всегда славилась родниками, они лечили людей своей особой водой. Да и в наше время многие верят, что некоторые из этих родников по-прежнему помогают людям в болезнях, бедах, печалях снимая их.

Если тебя неудача постигла,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой

Выйди скорей к моему роднику.

За родником – белый храм,

Кладбище старое

Этот намоленный край

Русь нам оставила.

(О.Роман – Тамберг)

 

Князь Игорь и княгиня Ольга

Сегодня мы с вами поговорим о старинной Руси, где правили князь Игорь и княгиня Ольга. Посмотрите ребята кругом русские берёзки, а среди них князь Игорь молодой и сильный, смелый. Ребята, посмотрите у него лук, щит, колчан со стрелами.

Верно! Князь Игорь отличный охотник, стреляет очень метко, действует быстро и легко попадает в цель: в зайцев, лис, медведей.

Дети надевают шапочки зверей. П/и «Замри», «Догонялки с увертыванием». (можно с лентами, которыми стреляет князь Игорь)

По окончании игры дети обсуждают охоту Игоря.

И вот однажды около реки, он познакомился с Ольгой. Ребята посмотрите на портрет Ольги. Какая она красивая, умная. Она все время думает о чем-то важном. Лицо у неё сосредоточенное, решительное, высокий лоб, сжатые губы. Все говорит о том, что она умеет принимать и выполнять решения.

Она была такой прекрасной

Что, красотой её пленясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жёны взял Великий Князь.

Мирно жили Князь и Княгиня, у них родился сын Святослав. Она учила его всему доброму и мудрому: ездить на лошади, стрелять из лука, быть ловким и смелым. Но однажды случилась беда. Поехал князь Игорь со своей дружиной собирать дань с древлян (древнерусский народ). Были они слабее Русичей, да и собрали слишком много, жадность их попутала. Возмутились Древляне и убили Игоря и дружину его. Долго горевала Ольга, жестоко отомстила за смерть мужа. Приказала древлянам с каждого дома дать 1 голубя и 1 воробья. Она раздала птиц каждому воину. Те подожгли пучки соломы, прикрепив её к хвосту птиц. Птицы возвратились к своим домам и невольно подожгли их. Весь город Древлян сгорел.

Вот так Ольга отомстила за смерть своего мужа. Ольга была не только красивой, но и умной. Она изъездила всю Русь, вникала в жизнь народа, защищала землю Русскую от врагов – разумно правила Землёю Русской. А помогала ей в этом вера в Бога.

 

Царь – государь

«Русской земле нельзя без государя быти!» Облетало всю Русь вещее слово истинно русских людей в смутное время (беды, голод, войны).

Царь – государь, добрый, ласковый, властитель народа – пахаря.

Последнее слово «Князь» заменится в народной речи на слово «Царь».

«Государь – батюшка – надежда православных», «Царь – красно солнышко», «Царь – ласковый, славный, грозный, великий», - вот, что повторят в продолжении многих веков русский народ. Слово «Царь» является в его устах наиболее ярким воплощением необычной силы, необычного ума, необыкновенной красоты телесной и духовной.

(Иллюстрации Древнерусского Герба, Державы, Скипетра, одежды Царя; картины С. Иванова «Державный Царь – государь»)

 

Русские праздники

Январь – «перезимье», морозами пугает лютыми, зимнею стужей весточку о весне подает, жива – де светлая Лада – весна, не властвуют над нею тёмные силы, спит она до поры до времени под среброкованою белоснежной парчой.

«Январь – году начало, зиме середина»

«Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг»

«Январю – батюшке – морозы, февралю – метелица»

В Январе есть праздник Василия Святого, архиепископа Кесарийского. В этот день всегда на Руси резали «Свинку да боровка – для Васильева вечерка!» - говорит деревня, приговаривая: «ВВасильев день – свиную голову на стол!»

«Щетинку – огонь снастит, а Василий освятит!»

На Руси было такое правило, подВасильев день варить гречневую кашу, варить её нужно было спозаранку, до белой зорьки. Крупу должна брать из амбара самая старшая женщина в доме. В ожидании гостьи – каши, коротают время с играми, песнями у стола. Ну, вот каша поспела, все идут смотреть в горшок. Ходит по людям поверье, гласящее, что полезет из горшка каша, то жди беды, плохо, если треснет горшок, не обойтись хозяйке тогда без порук! Снимут пенку, опять новое предвещание - красно каша упреет – полная чаша всякого счастья в дом, белая каша – всякое лихо неожиданное. Если хорошие приметы – съедают кашу дочиста, а плохие вместе с горшком в прорубь бросают.

Шумят весёлые Святки от Рождества Христова до Крещения Господня.

Играми, плясками, песнями на святорусском просторе – что ни день на Святках – то свод поверья, что ни час – новый сказ, приросший к сердцу народному.

День Крещения Господня (Богоявления) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит. До широкой – разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается. В этот день из храма Божия несут освящённую Богоявленскую воду, считают её целебной ото всех болезней, памятуя вековые обычаи предков – ставят на дворах мелом знаки креста, чтобы оградить своё жилище от посещения нечистой силы.

На Крещенье люди почтенные принимались за пиры – беседы, молодежь – за песни – игры утешные, слыло в этот день по всей Руси присловие «Чару пити – здравубыти!»

 

Приметы

1. «Снег хлопьями – к урожаю»

2. «Коли прорубь на Крещенье полна воды – к большому разливу»

3. «В Крещенский полдень голубые облака на небе – к урожайному году»

4. «На Крещенье день тёплый – хлеб будет тёмный»

5. «Собаки лают на Крещенье – будет полно всякой дичи»

6. «Много снега – много хлеба»

7. «На каком амбаре плотнее снег на Крещенье – целее в том и батюшка – хлеб»

8. «Если на Крещенье попадется молодой девушке по дороге молодой парень – жди удачи, если старец – к беде»

 

Февраль – бокогрей–широкие дороги

Самым веселым праздником с незапамятных времен на Руси слыла Масленица. Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной и скорую гибельМораны- зимы.

Солнышко начинает пригревать в полуденную пору, совсем по – весеннему, оно словно тешится, играет, заставляя плакать белые снега.

И в наши дни ещё говорят в народе вместо «широко живешь» - «масленно ешь», «Что выше неба, что шире Масленицы?»

Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников русского народа, удалому размаху которого, открывается такой простор в живучих обрядах и обычаях старины стародавней. На Масленицу существует обычай – печь блины. Тесто на блины стараются ставить с вечера, приговаривая: «Месяц ты месяц – золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на тесто!» Кто не забудет сказать это - у того блины выйдут рыхлые и белые, не блины, а объеденье!

С появлением первой зорьки высыпала детвора строить снежные горы, крепости, приговаривая масленичную песню: «Душа ль ты моя Масленица перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться!»

Вторник звался «заигрышем», в этот день начинали собираться масленичные игрища, не знавшие ни ладу, ни удержу. Улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, старцев – гусляров.

Масленая среда славилась лакомством блинов, другими яствами. В четверг шёл самый широкий разгул – блины запивались. Пятница, суббота слыли под именем тёщиных вечерок, в эти дни было принято ходить в гости к родителям. Воскресенье последний день Масленицы носит имя «Проводы», «Прощанье», «Целовальник», «Прощеный день». В этот день все просили друг у друга прощенье. После него и «Честная госпожа Масленица» уходила. Русский народ приговаривал: «Масленица обьедуха, денег приберуха». Целую неделю пела, плясала, ела, кдруг дружке в гости захаживала, Крещеная Матушка Русь, с гор каталась, на Тройке мчалась, в блинах валялась, сжигалось чучело зимы – Мораны. Провозглашалась победа Весны – Красавицы.

Говорят, раньше на Земле зимы и в помине не было. Но вот стало на земле холодать, то в одном краю, то в другом. Это Зима – холодунья на свете объявилась. Пошла себе дом выбирать.

Куда не придет зима, встречают ее с поклоном, да долго не задерживают. Так и до наших мест добралась.

Народ у нас гостеприимный. Рады все, радешеньки.

Зима то ведь с подарками пришла. Покрывало из снега на поля накинула. Реки, озера льдом затянула. Ребятишкам раздолье! На коньках, на лыжах катаются, в снежки играют, снежные крепости строят.

Видит зима – все ей рады. Она и загостилась. Месяц гостит, другой, третий… Уходить и не думает.

Закручинились люди. Зима на время пришла. Решили люди зиму перехитрить. Стали ее замаливать и замасливать. Иди – ка ты, Зима, восвояси. Мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С блинами, да с песнями.

Стали люди блины печь, круглые, румяные, да на солнце похожие, как огонь горячие.

Веселились все, от мала до велика. Неделя уже к концу близится, а Зима уходить и не думает.

Сделали тогда люди куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили, Масленицей назвали. А как воскресенье подошло, развели костер, начали Масленицу в огне палить, знак Зиме подавать: уходи мол, надоела всем. Заплакала Зима. И потекла с крыш капель.

 

Масленица

Понедельник масленицы называется «Встреча»

В этот день всех гостей надо встречать блинами. Раньше ходили по домам ряженые.

Вторник – «Заигрыши»

Веселые и разнообразные уличные гулянья, строительство снежных крепостей, игра в снежки, катания на санках.

Среда – «Лакомка»

Этот день – семейный. Тещи угощают зятьев блинами и другими кушаньями.

Четверг

Опять же идут разные зимние забавы. В старину в их числе были честные кулачные бои (но без синяков и крови).

Пятница – «Тещины вечерки»

Бабушки отдыхают: зятья угощают тещ.

Суббота – «Золовкины посиделки»

Золовкой называют папину сестру. Она – то и устраивает в этот день угощение для всех родных.

Воскресенье – «Прощеный день»

Самый последний и самый важный день масленицы. Родные и знакомые приходят, друг другу в гости. И пред праздничным обедом и после него просят друг у друга прощения и извиняют все большие и маленькие обиды.

 

Пословицы

1. «Февраль три часа дня прибавил»

2. «Февраль – воду подпустит, Март – подберет»

3. «В Феврале зима с весной встречаются впервые»

4. «Февраль солнце на лето поворотит»

5. «Вьюги, метели под Февраль полетели»

6. «В Феврале от воробья стена мокра»

7. «Февраль – медведю в берлоге бок согреет, пчелиному воеводе и корове, и коню, и седому старику»

8. «Пришёл батюшка – Февраль, так и мужик зиму перерос»

9. «Пируй – гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай»

10. «Если напоследней недели (масленичной) тепло и ясно, значит, будет ранняя весна»

11. «В прощеное воскресенье пойдет дождь, жди большого урожая грибов»

 

На смену февралю – бокогрею и Март – месяц из-за горы – из-за Чужедальних стран с теплого моря – океяна на светлорусское раздолье широкое выйдет, Красно солнышко лучами честному люду улыбнётся.

С этого месяца на Руси весна начинается.

Март – прозвище не русское, завезённое в старину, к народу русскому от византийцев.

В это время солнышко начинает пригревать, и поселковая молодежь сходится на пригорке за околицей, а детвора влезает на амбары и сараи. И те, и другие кликали весну:

Весна – Красна!

Что ты нам принесла?

Тёплое солнышко…

Весна – Красна!

Что ты нам принесёшь?

Красное летичко!

Есть на Руси древний праздник «Герасим – грачевник» - не одного грача на Русь ведет, Грачи прилетели – весну на крыльях принесли». А со Святой Руси Кикимору гонит.

Кикимора – это дух, летающий в воздушном пространстве. Если Кикимора облюбует чей-нибудь двор, беда грозит хозяевам, если они не позаботятся на Герасимов день поклониться об изгнании не прошеной гостьи знахарю. Он обметает все углы в доме, выгребает золу из печки, домовничает в избе до самого вечера, затем объявляет, что нечистая сила ушла.

За «Герасимом Грачевником», идут «Сороки», в этот день по русскому поверью прилетают сорок птиц.

«Сколько проталинок – столько и жаворонков»

В этот день, в ознаменование прилета звонкоголосых певцов полей пекут по сорок жаворонков из теста. С этого дня отсчитывают сорок – морозов утренников и сеют любимую русским народом крупу – «Гречу».

В марте празднуют один из самых больших религиозных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. С этим праздником связано у русского народа много обычаев и поверий, связанных с весной, с Матерью Пресвятой Богородицей. Одно из них о плакун – траве, славящейся целебной силой. В некоторых местностях это редкая трава так и зовется – Богородицыными слезками.

Плакун – трава – всем травам мать:

Когда жидовья Христа распяли

Святую кровь его пролили

Мать Пречистая Богородица

По Иисусу Христу сильно плакала

По своему сыну, по возлюбленному.

Роняла слёзы пречистые

На матушку, на сырую землю

От тех слёз от пречистых

Зарождалась Плакун – трава

Поэтому Плакун – трава – травам мать!

«На Благовещенье и ворон гнезда не завивает»

Заведено на Руси не работать в этот весенний праздник, а и с огнём не засиживаться.

«Завьёт на Благовещение гнездо птица – ослабнут у неё крылья, ни летать, ни порхать ей!» То и человек: не будет ему безбожному ни в чем удачи, «Как птице без крыльев!»

С Незапамятных времен выпускают на Благовещенье птиц из клеток на вольную волю.

Этим празднуется приход весеннего тепла победившего зимнюю стужу.

 

Пословицы и поговорки

1. «Какого Благовещение – такого и теплое Христово воскресенье!»

2. «На Благовещение дождь – уродится рожь!»

3. «На Благовещение солнышко с утра до вечера – об яровых тужить нечего; благая весть – будет что поесть!»

4. «Если на Благовещение день красный, то весь год будет пожарный».

 

Апрель

Пословицы и поговорки

«Март зиму кончает – Апрель весну начинает»

«Апрель шумит да дует, бабе тепло сулит, а мужик глядит, что – то ещё будет?!»

«Апрель обманет, под май подведёт»

«Не латай печи, ещё апрель на дворе»

«Ни в Марте воды, ни в Апреле травы»

 

Праздник весны

Весна сама вся как праздник, Верно? Хорошо весной: солнышко прибывает, сосульки льют горькие слёзы, день все длиннее и длиннее и гулять можно дольше.

Праздников весной много. Самый главный, конечно, Пасха – день, когда Бог наш Иисус Христос воскрес из мертвых.

А 7 апреля празднуют Благовещенье.

Много –много лет назад в этот день Ангел Божий открыл Деве Марии тайну, что скоро у неё родится сын – Иисус Христос, Спаситель мира.

В этот день в прежние времена в честь праздника выпускали из клеток на волю птиц. Праздник так уж для всех.

За неделю до Пасхи – Вербное воскресенье. Веточки вербы в этот день освещают в церкви и берегут целый год, до следующего Вербного дня. Освященная верба охраняет дом и людей, которые в нём живут, от болезней и бед.

Потом идет Пасха!

Великие дни страданий Спасителя воспоминаемые всеми людьми в мире на Страстной недели или Страшной, эти дни связаны с особыми поверьями и обычаями.

С Понедельника на Страстной недели начинает Русь крещёная мыться, чиститься, ко встречи Святого праздника Пасхи.

Светлое воскресенье праведного солнца – Христа объединяется в народном воображении с весенним возрождением природы. В этот день выходят люди на пригорок любоваться игрою солнышка красного. Взойдет око, заиграет на небе безоблачном – быть, по примете старых людей, Красному лету, богатому урожаю, счастливым свадьбам. Детвора в этот день при появлении солнышка начинает кричать и приговаривать: «Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко покажись, Красное снарядись!» В древней Руси существовало придание о том , что когда востал из мертвых Спаситель мира, солнце не заходило целых восемь суток. Накануне этого праздника красят яйца, пекут пасхальные куличи.

«Великая радость в мире явись, Христос воскрес, смерть умертвил. Христос заплатил за род наш, Кровь Свою пролил, ради нас спасенных, С Собою нас из ада вознёс…»

«Дорого яичко, ко Христову дню!» Но к Пасхе оно и в самом деле дорого, без него не похристосоваться, без него и праздник не праздник. Первое яичко полученное в Христов день, никогда не портится.

Праздник Пасхи длиться до Вознесеньева дня. «Дошла Весна - Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос воскрес», «поют – тут ей и конец пришёл, сбросит с плеч Весна – Красна Лень, летом обернется – прикинется – за работу в поле примется».

Через неделю после Пасхи русские люди праздновали Красную горку. Красивое название, правда? В субботу перед Красной горкой, Все ходили на кладбище, чтобы помянуть предков, а в воскресенье, знаете, что начиналось? Свадьбы! Ведь всю Весну, до Пасхи, жениться было нельзя: шёл Великий Пост – это время, когда человек размышляет о своих грехах, и старается стать лучше. Чтобы светлый праздник Христова Воскресения встретить с чистой душой.

 

Народные приметы

Апрельский скворец – весны гонец

Заканчивается март, начинается апрель. Как и со всяким другим месяцем, с ним связано немало примет, накопленных народом за многие века. И поэтому им следует доверять больше, чем предсказаниям различных астрологов, появившихся в последнее время без всякой меры. Итак:

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

Днем жарко, ночью холодно – к хорошей погоде.

Апрель открывает ключи и воды.

В апреле заготавливали соковицу – сладкий березовый сок, поэтому в Древней Руси апрель назывался «березозол». Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Но, помимо этого, существуют приметы и на каждый день.

Например, если 4 апреля при восходе солнца видны на небе красные круги, то этот год обещает плодородие.

Если 6 апреля ночь теплая, то весна будет дружная.

Какова погода 1 апреля, такова и на 1 октября, и наоборот.

 

Первые вестники

Где же отыскать самых первых вестников весны? Конечно же, в лесу. Весна сначала поселяется в нем, но, не смотря на это, зима последней покидает его чертоги. Искать весну нужно в лесу – там зацветают деревья.

Прежде всего, стоит заглянуть в ольшанник. С самой поздней осени стоял он мертвым, засохшим.

В один яркий солнечный день сережки сразу выросли, стали рыхлыми и длинными. Тронешь чуть ветку – и золотое облачко пыльцы повиснет в воздухе. Вот она, весна, - золотая, солнечная!

То же открытие ждет и в орешнике. Коричневые сережки стали желтыми. Ветер качает их, а они рассеивают свою желтую пыльцу.

Одну из первых приметила весна и вербу – рассадила на ее вишнево – коричневых веточках стайку веселых, пушистых птенцов. Порой и метель метет, и мороз трещит, а им все нипочем – прижались белые комочки к веткам, пережидают непогоду.

Ярко – красными и зелеными сережками разукрасилась осина.

Да, если побродить по лесу, немало встретишь весенних чудес. Выглянет из снега зеленая веточка – это вереск, и копытень, и брусника.

Где же можно найти весну?

Да везде, даже в белом пушистом сугробе. В бетоне пока прячется маленькое желтое солнышко мать – и – мачеха, весенний первоцвет – подснежник. Появятся проталинки – и раскроются они, засверкают.

 

Троица – зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. Конец Мая, начало Июня приходится Троицын день, особенно подходит к чествованию весеннего возрождения земли, покрывающейся наиболее пышной растительностью, ещё не потерявшей свою обаятельную свежесть.

Девушки целыми хороводами отправляются в рощу завивать венки, играть песни, пировать.

Венки бросают в воду, загадывая, чтобы венок попался понравившемуся парню. Повсюду на Руси в этот день украшали дома, церкви берёзовыми веточками.

Следующий день после Троицы называется – Духов день (Показать икону Святой Троицы).

«С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт»

«Не верь теплу до Духова дня!»

«Придет Духов день – будет на дворе, как на печке!»

Троица повсеместный праздник цветов. На Духов день все полы в доме устилались травой и цветами. Считалось на Руси, что Духи Воды, Земли, Травы помогают человеку справляться с различными трудностями (болезнями, бедами и т.д.)

На первых Духов день не прикасались к Траве, деревьям. На второй день с уважением относились к земле.

На третий день не трогали воду, то есть не убирали, не стирали, не ходили на огород поливать.

Троица, Троица

Лес травой покроется

Ко мне праздник наш придет

Сердце успокоится!

 

Пчела – Божья работница

Наш пахарь – народ был пчеловодом с древнейших времен своего существования. Но русское пчеловодство сосредоточилось на Юге светлорусского простора, оттуда мед и воск перевозили Днепров на другие просторы Руси. Пчела – работница в это время ютилась в бортях (дупло) и была в диком состоянии до XIV века. В старину мёдом и воском выплачивались разные дани, налоги, наравне с зерном и ценным мехом. Со времен просвещения Руси, пчелку, доставляющая не только мед, но и воск – «Богу на свечку», стали называть её Божьей работницей.

Святые люди, живущие в Соловецком храме (Божьем доме – обители), Зосима и Савватий, первыми научили русский народ более или менее правильному пчелиному хозяйству, устроив на Руси пасеки – пчельники.

Пчела настолько уважаема в Божьем мире, что даже сам Пророк, метающий грозные молнии не может ударить в пчелиный улей.

Убить пчелу – грех на шею повесить.

Украсть пчелиную колоду (улей) – это святотатство.

По старинному приданию, пчёлы потому стали, пред Богом святы, что в то время, когда на Голгофе распяли Сына Божия, они прилетели роем (стайкой) к Спасителю и выпивая кровавый пот, проступавший на Божественном челе (лоб), облегчали его страдания.

«Без пчелы (без восковых свеч) и обедню поп не служит»

По другому преданию, пчелы жалили руки, бичевавшим Христа.

Третье сказание рисует их разносящими первую весть по всему миру о Светлом Воскресении Христовом.

 

Пословицы и поговорки

1. «Работящ, как пчела»

2. «И на себя, и на людей, и на Бога трудится»

3. «Ни пчелы без жала, ни розы без шипов»

4. «Не на себя пчела работает, на Бога»

5. «Скупые – ровно пчелы: мед собирают, а сами умирают»

6. «И пчела летит на красный цветок»

 

Загадки

1. «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлов»

2. «Сидят девушки в горенках (комнатах) без нитки, без спицы вяжут вязеницы»

3. «Точит скатерти бархатные, ставит яства сахарные»

4. «Ни солдатка, ни вдова, ни замужняя жена, много деток уродила, Богу угодила»

5. «Маленькая собачка не лает, не бает, больно кусает»

 

Спас – Воздвиженьев день

Наравне с хлебом русский народ ставит в один ряд – капусту. Этот вкусный и полезный продукт выращивали на Руси с давних пор. Капуста связана с очень старым церковным праздником Воздвиженьем. Праздник Воздвиженья слывет «капустницами».

Воздвиженские капустники и в наши дни – собирают деревенскую молодежь, девушек и парней, все надевают лучшие наряды, приглядывали себе женихов и невест.

Собираясь на капустник, девушки читали особого рода приговор: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвижьев день в сердце доброго молодца любовь ко мне девице красной, чтобы этой любви не было конца – веку, чтобы она в воде не тонула, огне не горела, чтобы зима – студеная не ознобила!»

 

Поговорки

1. «Смекай баба про капусту – Воздвиженье пришло»

2. «Воздвиженье – капустницы, капусту рубить пора»

3. «У доброго мужика на Воздвижениев день пироги с капустой»

4. «На Воздвиженье – чей, чей праздник, а у капусты поболе всех»

5. «На Воздвиженье – первая барыня – капуста»

6. «Щи да каша – пища наша»

7. «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты щи не живут»

8. «Хлеб, да капуста – плохого не пустят»

 

Загадки

1. «Не шит, не кроен, а весь в рубцах»

2. «Без счету одежек и все без застежек»

3. «Маленький попок, сорок ризок отволок»

4. «Шароватый, кудрявый, на макушке плешь, на здоровье съешь!»

 

Когда приходит Новый год?

Всегда ли Новый год праздновали 1 января? Нет, не всегда. В древней Руси Новый год встречали 1 марта по старому стилю. Евдокия – весновка (а это был именно ее день) открывала весну, то есть Новый год, который праздновали всегда весело и торжественно: провожали зиму и зазывали тепло.

Затем, примерно с середины XIV столетия, Новый год считали с 1 сентября, дня Симеона – Столпника, лесопроводца. И это продолжалось целых два века, до указа Петра I начать новое столетие 1 января 1700г. По старому стилю это был день Василия Великого.

Но так как Петр принял юлианский календарь, а не григорианский, который был принят в Европе, то кXX веку Россия «отстала» от остального мира на целых 13 суток. Это и было исправлено в 1918г., но многие люди до сих пор отмечают Новый год еще и по старому стилю, на Василия Великого, который выпадает на 14 января.

Вот так и празднуем мы теперь два чудесных Новых года – новый и старый.

 

Преданье старины глубокой

Рождество 7 января

Колядование

Сею – сею посеваю

С Новым годом поздравляю!

Рождество твое, Христе Боже наш…

Ребятишки славили хозяев, поздравляли с Рождеством.

Маленький клопик

Принес Богу снопик

Отпирайте сундуки,

Вынимайте пятачки,

Либо гривенники!

Хозяева одаривали ребят.

Коляда, коляда

Не дашь пирога,

Я корову за рога,

Коня за хвост

Уведу на мороз!

Рождество отмечалось веселыми песнями.

Рождественские праздники – Святочные Вечера, Колядки. На Крещенье святочные веселья заканчивались; с 7 – 18 Святки, 19 – Крещенье Иисуса Христа.

 

Рождество Христово

Это было две тысячи лет назад во время римского императора Августа, когда страна Иудея была под его владычеством.

Император повелел произвести перепись всех своих подданных, и каждый должен был записаться там, где обитали его предки.

Иосиф и Мария жили тогда в Назарете, но родиной их был Вифлеем. Шли пешком и добрались до города лишь под вечер. Долго пытались усталые путники найти себе ночлег в Вифлееме, но безуспешно. Тогда Иосиф и Мария упросили одного человека, чтобы он дозволил им переночевать в пещере, куда в плохую погоду загоняли скот.

И вот ночью в этой пещере на соломе родился давно обещанный Богом Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.

Первыми о рождении Спасителя узнали Вифлеемские

пастухи. Вдруг, их осиял несказанный свет Божий и предстал перед ними ангел. Испугались пастухи, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился Спаситель рода человеческого».

Так пришел в наш мир Иисус Христос. Сын Божий. С тех пор этот день считается величайшим праздником на земле. В России он отмечается 7 Января.

 

Царство зверей и птиц

Разное царство зверей, как и разноголосое царство птиц, населяющих обступающее человека поля, луга и горы не обойдено живучим словом народной Руси. И сказы, предания, песни, пословицы, загадки, поговорки рассказывают об этих двух царствах, во всем их пестром многообразии.

Русский народ признает за царя зверей – могучего льва; про тигра, кровожадного соседа царь – зверя, только и знает народная Русь, что он – «лютый». Но зато из этой сильной, грозной породы облюбовали мы нашу красавицу домашнюю кошку. О своем домашнем тигре – льве народ сложил много пословиц, поговорок, загадок.

Кошка у древних египтян считалась священным животным. У всех народов она есть спутницей колдунов. Народ приписывает ее глазам необычную силу, которые видят не только в темноте. Трехшерстная кошка приносит счастье дому. По словам русских сказок, кошка самое смышленое, умное животное. По простонародной примете кошка свертывается клубочком к холоду, спит брюхом кверху к теплу, скребет лапами стену к ветру, лижет хвост к дождю. Кто любит и бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой напрасной беды.

Одним из самых любимых зверей русского народа является так же – медведь. Окрестил его народ Мишкой, Михайлой Иванычем, Топтыгиным. Характеризуют его незлобивым и по-медвежьи добрым. Но если выйти против него с топором, рогатиной, ружьем, то на доброту его полагаться не стоит, умеет он быть грознее грозного воеводы, того и гляди из косолапого Мишки превратится в свирепое лесное чудище. В давние времена водили медведя на цепи, заставляли народ потешать, плясал медведь, ходил на задних лапах, кувыркался. Угощали его за это медком, да винцом.

Заяц на Руси не только воплощение трусости, но и олицетворение быстроты. Поэтому быстрое, едва заметное мелькание отблеска солнечного света на стенах, называется «зайчиком».

Волк – является воплощением злобного хищничества.

Русский народ говорил про волка: «Из-под кустика хватыш» (волк). Очень хорошо характеризует волка поговорка: «Не за то волка бьют, что сер, а что овцу съел».

Волк, по народным сказаниям является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты.

«Пришел волк – весь народ умолк»

Практическая часть: Чтение сказки «Иван – царевич и серый волк».

«Не бывать волку лисой!» - говорит старая пословица. И впрямь, весь ее нрав – на свою особую стать. Зовет ее народ «кумушкой», «Патрикеевна» величает. Говорят, «Лисой пройти» - значит схитрить. Лиса – слабосильнее волка, но куда сытнее его живет. Как не стережет собака двор, а она все равно в курятник влезет. О хитрых людях говорят: «У него лисий хвост».

 

Симурги, соединяющие в себе свойства птицы, зверя и человека, представляли соединение трех царств: неба, земли и царства подземного

Пословицы и поговорки

«Без кошки не изба, без собаки двор не двор»

«На мышку и кошка зверь»

«Кошки дерутся – мышкам приволье»

«Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет»

«Любит кошка молоко, да рыльце коротко»

«Экий медведь – так и прет, не разбирая»

«Медведь - лешему родной брат, не дай Бог с ним встретиться»

«По медвежьему хотенью зима холодная длится: как повернется он в своей берлоге на другой бок, так зиме ровно половина пути до весны осталась»

«Покуда зайца догонишь, с пару зайдёшься»

«Рубль бежит – сто догоняют»

«Где был заинька? Что делал серенький? Я капусту ломал, зеленую поглодал!»

«Волка ноги кормят!»

«Не за то волка бьют, что сер, а что овцу съел»

«Видать волка и в овечьей шкуре»

«Лиса и во сне кур у мужика считает»

«Лиса семерых волков проведет»

«У лисы и во сне ушки – на макушке!»

«Где я лисой пройдусь, там три года куры не несутся»

«Когда ищешь лису впереди, она – позади!»

 

Загадка

«Коровка безрога, лоб широк, глаза узеньки, в стаде не пасется, и в руки не дается» (Медведь)

Древние говорили, что для абсолютного счастья необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него.

Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Не показное «Сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Надо начинать с создания в детском саду комнаты русского быта. Интерьер комнаты составляют подлинные предметы русского быта.

Лапти лыковые, берестовики, шоптовики. Эти названия дети слышали не раз, но совсем другое дело – померить их, да пройтись в них – никогда не перепутаешь, почему зайчишка в сказках ходит в лыковых, а медведь в шоптовиках.

Или «… полное лукошко дам тебе горошка», «… дождь сквозь сито моросит», «… позолоченнаяпрялица». Эти строчки знакомы каждому ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки, образы оживают, становятся понятными и разными, а речь приобретает чувственную эмоциональную окраску.

Предметы русского быта:

Прялки, люльки, кухонная утварь – используются, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, на занятиях по художественному творчеству, а также в различных играх.





Новые публикации

Лэпбук «Зимние сказки»

Лэпбук «Зимние сказки» Сказки — это один из компонентов, используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей...

«Мастер – класс педагога ДОО». Тема: Подарок для мамы в…

«Мастер – класс педагога ДОО» Тема: Подарок для мамы в технике аппликация «Я твоё солнышко» Назначение мастер-класса: подарок для мамы к празднику. Цель:...

Конспект беседы в средней группе на тему «Деревья нашего края»

Конспект беседы в средней группе на тему «Деревья нашего края» Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории...

Читайте также

Проект «Выходной здоровья: вместе весело шагать»

Проект «Выходной здоровья: вместе весело шагать»   Цель проекта: организация планирования и проведения выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения...

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса

Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса   Понятие «взаимодействие» в самом общем значении является универсальной, общей формой движения, позволяющем влиять объектам друг...

Конспект НОД музыкально-двигательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. Тема:…

Конспект НОД музыкально-двигательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленностиТема: Волшебный цветок «Здоровья» {pdf=download/files/presentation/file551.pdf|90%|700|native}


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

«Использования развивающей предметно пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников».

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика встречается и используется...

Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе …

Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе «Проказница лиса и огоньки» Под музыку дети цепочкой заходят в зал. Выстраиваются вокруг елки. Ведущая: Как мы рады, ребята, что снова наступил веселый, сказочный новый год и в гости к нам пришла наша...

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе "Сказочное королевство"

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы «Сказочное королевство» Под музыку дети входят в зал 1ребенок Под музыку веселую мы вбежали в зал, И лесную гостью каждый увидал. Зелена, красива, высока, стройна, Игрушками нарядными светится она! 2ребенок Собрались мы здесь сегодня...

ООД Познавательное развитие. Тема: «Чистые ладошки»

Цель:  Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки; расширять представления детей о том, насколько важно следить за чистотой своего тела, рук, лица и т. д. ; продолжать приучать детей внимательно слушать рассказ воспитателя, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций; обучать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство