Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в логопедической группе «Сказочное путешествие»

Тема: «Сказка к нам приходит»

Цель: Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

Образовательные задачи:

- учить характеризовать героя сказки, его действия;

- расширять и обогащать словарный запас детей;

- закрепить знания детей о русских народных сказках;

- продолжать учить определять тип и вид сказки;

- продолжать учить кратко в распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу, отвечать на вопросы;

- развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи;

- способствовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- продолжать учить подбирать слова антонимы, определяющие героев.

Развивающие:

- развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

 - развивать мелкую моторику рук через сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью;

- продолжать развивать интерес к аппликации, учить правильно передавать характерные особенности птицы;

- развивать фонематическое восприятие и дикцию; 

- развивать артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление и внимание у детей;

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку;

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Оборудование: 1.Картинки с эпизодами из сказок: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и журавль», «Гадкий утенок».

Словарная работа:

Пересказ сказок, заучивание стихотворений, проговаривание физминутки.

Активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.

 

Ход занятия.

Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! А вы любите сказки? Что такое сказка?

Дети: 

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста на какие типы групп делятся сказки?

Дети: 

Воспитатель: правильно народные и авторские. А что вы можете сказать про авторские сказки?

Дети: 

Воспитатель: Все верно, авторские сказки, написанные автором.

А что можно сказать про народные сказки?

Дети: .

Воспитатель: Молодцы все правильно их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом стали собирать и записывать. Вот так сказочные истории дошли и до нас. Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные. Сегодня мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Воспитатель Сказки о животных это самые известные и знакомые вам по содержанию. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать.

Игра: «Угадай и назови»

1. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка и серый волк».)

2. Эта рыжая плутовка обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок, хорошо, что спас дружок.

(«Кот, лиса и петух».)

3. Что за домик на опушке дал приют Ежу, Лягушке, Мышке, Зайцу, Петуху? Дом с трубою наверху, из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...(Теремок.)

4. На болоте оба жили, друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться, упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля».)

5. Что за гостья в дом пришла к трём лесным медведям?
Там поела, попила, в трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – еле ноги унесла! («Три медведя».)

6. Жили-были семь ребят белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла, перехитрить его смогла. И всех детей своих спасла. (Волк и семеро козлят.)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста кто герои этих сказок? 

Дети: 

Воспитатель: Молодцы — это животные и птицы. Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

В сказках они умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети:

Воспитатель: очень много сказок вспомнили: «Байка про тетерева», «Бык, баран, гусь, петух и волк», «Бобовое зернышко», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк».

А сейчас давайте отдохнем с помощью физ. минутки.

Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:– Станет талия осиной, если будем наклоняться влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:– Чтоб была спина пряма, поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять, повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 

Воспитатель: отдохнули немножко, теперь скажите мне пожалуйста ребята в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?

Дети: 

Воспитатель: верно: Лиса всегда хитрая плутовка. О ней говорят, что она лживая, хитрая обманщица.

Волк всегда глупый и жадный.

Медведь — это сила, он обладает властью над другими животными.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых.

Только кот и петух выступают в роли положительных героев.

Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я познакомлю вас с таким видом сказок как Бытовые. Они очень похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Сейчас мы сделаем пальчиковую гимнастику, а затем поиграем в игру на время:

«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
Но однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки».)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики».)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй».)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок».)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки».)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник».)

Воспитатель: Вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил …. раз, два, три игру начни!!!
Дети собирают пазлы-сказки.

Трудно сказочку сложить,

Но не будем мы тужить,

Смело дружно, и умело,

Мы взялись за это дело!

Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

1

Воспитатель - Молодцы ребята, справились и с этим заданием! А какой остался последний вид сказки? Верно, 1 сказки. Кто знает почему они волшебные? В этих сказках волшебство так давайте проверим волшебство на сказке «Царевна Лягушка». Воспитатель: сейчас мы вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка подсказка.

2

Воспитатель: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство

А теперь давайте немножко отдохнем, проведем физ. Минутку для глаз:

«Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тысячу раз!

Воспитатель: ну что ребята, продолжаем путешествие по волшебным сказкам? В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

С какими нечистыми силами там сражается герой? Верно, с Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем. Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

Вы очень хорошо знаем сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

- «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

- «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».

Воспитатель: молодцы мы решили с вами проблемные ситуации.

А теперь давайте мы с вами сыграем в игру: на досках прикреплены герои сказок, к ним вам надо правильно подобрать его незаменимый атрибут.

МОРОЗКО - посох, сундук с подарками;
БАБА ЯГА - избушка на курьих ножках, ступа;
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ - огонь, две головы;
ЕМЕЛЯ - щука, ведра.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием!

Воспитатель: назовите еще сказки, где есть волшебство? Правильно, «Снегурочка и лиса», «Морозко».

Заключительная часть.

Воспитатель: А как вы думаете, сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году относятся?

Дети

Воспитатель: правильно! к времени года зима. А у нас за окном какое время года?

Дети

Воспитатель: А зимой какое волшебство наступает?

Дети

Воспитатель: верно: Новый год и Рождество.

По восточному календарю каждый наш новый год приходит под знаком какого-то одного из двенадцати животных, Новый год и Рождество.

В этом году – год Тигра. А что дарят на Новый Год?

Дети:

Воспитатель: на новый год дарят подарки. Так давайте и мы с вами вместе сделаем чудесный коллективный подарок для наших гостей, под названием «Добрый Тигренок».

Звучит музыка.
Дети выполняют коллективную работу с помощью воспитателя.

После выполнения работы воспитатель подводит итоги занятия:

Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Мы на занятии познакомились с такими видами сказок как сказки о животных, бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса.

Воспитатель:

Я хочу пожелать всем вам, дети, чтобы вы выросли такими же

- удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич;

- добрыми, как Емеля;

- обаятельными, как Чебурашка;

- хозяйственными, как Матроскин;

- трудолюбивыми, как Золушка;

- находчивыми, как Кот в сапогах.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Чтение художественной литературы. Мастер-класс для младших воспитателей

Чтение художественной литературы Мастер-класс для младших воспитателей Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя...

Музыка и дети

Музыка и дети В России детская музыка берет своѐ начало в XIX веке. В это время происходит обращение к детской теме...

Распространение опыта по изучению цветов. Проект «Цветная неделя» в средней…

Распространение опыта по изучению цветов. Проект «Цветная неделя» в средней группе Участники проекта: Дети, родители, воспитатель средней группы. Тип проекта: По доминирующей...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...