Проект по патриотическому воспитанию для детей ясельной группы «История нашего Елизаветинского сельского поселения»

Введение

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

К. Симонов «Родина».

Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

Актуальность

Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории возникновения и становления родного села и края, обычаев местного

населения Донского края, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России.

Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Проблема

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость: «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным селом и краем должен быть разнообразен и регулярен.

Гипотеза

Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем наших детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории нашего поселения, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселение, будут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать впечатления в продуктивной деятельности, и мы заинтересуем детей и их родителей, к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта:

• воспитанники ДОУ;

• педагоги;

• родители;

• совместная деятельность с детьми и родителями.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселения, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

- Развивать бережное отношение к поселению, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

- Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.

- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально- ценностное отношение к краю.

- Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.

- Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа, села;

Роль родителей в реализации проекта:

• Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания.

• Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».

• Выставка фото - рисунков «Моё родное село» (совместно с родителями).

• Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Данный проект рассчитан на 3 месяца с 1 ноября 2023г. по 31 января 2024 года.

Проект содержит пять основных разделов:

Первый раздел: «История родного края», где детям даются начальные

сведения о прошлом родного поселения, Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с гербом, флагом Ростовской области.

Второй раздел «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и

растительным миром Елизаветинского сельского поселения, Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды. Заповедники и национальные парки на территории нашего поселения.

Третий раздел «Достопримечательности Елизаветинского сельского поселения», где дети знакомятся с историческими объектами родного села.

Четвертый раздел «Народные традиции нашего поселения», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.

Пятый раздел «Люди, прославившие Донской край», где дети знакомятся с героями Великой отечественной войны, героями СВО, писателями, артистами.

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

2. Основной этап проекта «История нашего Елизаветинского сельского поселения».

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1) Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

3) Дидактические игры.

4) Выставка книг со стихами местных поэтов.

2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Ноябрь

1 неделя

Составление плана работы и разработка конспектов занятий, развлечений и бесед по выбранной тематике проекта, подбор методической и художественной литературы о достопримечательностях Елизаветинского сельского поселения.

Анкетирование для родителей: «Родной свой край мы любим и знаем».

2 неделя

Пополнение и подборка материала по теме. Сбор информации о культурно - историческом наследии поселения.

Интегрированное занятие на тему: «Знакомство с историей Елизаветинского сельского поселения».

Цель: Ознакомить детей с историей родного поселения. Воспитывать патриотические чувства, любви к Родине, к родному селу через познание историко - национальных и природных особенностей родного края, сопричастность к окружающему, развивать такие качества как честь, достоинство, доброжелательность, совесть, гражданственность, милосердие.

Беседа «День народного единства»

Цель: воспитать чувство гордости за свою страну, село, ее достижениями, людьми.

3 неделя

Беседа «Моё Елизаветинское сельское поселение» рассматривание иллюстрации.

Цель: Познакомить с историей названия улиц, совместно с родителями посетить наиболее интересные места поселения.

Фото – выставка на тему «Достопримечательность Елизаветинского сельского поселения»

Цель: Создать условия для визуального, наглядного восприятия детьми памятников культурного наследия родного села, достопримечательностей.

4 неделя

Беседа на тему: «Елизаветинское поселение, моя малая Родина».

Цель: Расширять знания детей о национальностях народа, проживающего в нашем поселении. Способствовать формированию гражданско – патриотического отношению к селу, к людям разных национальностей, проживающих в поселении, к сверстникам других национальностей.

Прогулка в мини музей ДОУ «Казачий дом»

Цель: Знакомство детей с казаками, с казачьим куренем, старинными предметами. Воспитывать чувство уважения к прошлому.

Декабрь

1 неделя

НОД на тему: «Природа родного поселения»

Цель: Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.

Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные

Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».

Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».

2 неделя

Беседа: «Традиции Елизаветинского сельского поселения»

Цель: познакомить детей с русскими народными традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям поселения.

3 неделя

Беседа: «Никто не забыт и ничто не забыто»

Цель: Формировать представления детей о героизме, подвиге. Воспитать чувство уважения и гордости к людям, которые отстояли мир на нашей земле. Формировать у детей чувство патриотизма.

Экскурсия: « Стена памяти»

Цель: формировать у детей чувство патриотизма, уважения и чести.

4 неделя

Досуг: «Праздник Новый год»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать чувство уважения к русскому фольклору.

Январь

1 неделя

Беседа, рассматривание фотографий на тему: «Рождественские праздники».

Цель: продолжать знакомить детей с традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям в родном поселении.

Художественное творчество: рисование на тему «Маршрут движения от дома до детского сада».

2 неделя

Беседа: «Творческие люди нашего края»

Цель: Познакомить детей с местными писателями, актёрами, передовиками производства.

(А.П. Чехов, М.А. Шолохов, В. Закруткин), художнике М. Грекове, музыканте Ю. Башмете, актрисе Ф. Раневской, Н.В. Переверзевой

3 неделя

Чтение художественной литературы: «Нахаленок».

Цель: Способствовать развитию художественного восприятия текста; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память.

4 неделя

НОД: «Моя Родина - Россия!»

Цель: Продолжать знакомить детей со своей страной, символикой – гербом, флагом, гимном России.

Аппликация «Флаг Ростовской области».

Цель: продолжать воспитывать чувство любви к Родине.

Предполагаемые результаты:

• Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

• Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной город, желание сохранить его чистым и красивым.

• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

4. Список использованной литературы

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

2. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В.И., Стульник Т.Д., М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е.А. Поздняков. Волгоград: Учитель,2008

4. Мое Отечество – Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева В.И. и другие М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004

5. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова.

6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы М.: ТЦ Сфера,2005

7. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. Писарева А.Е., Уткина В.В. М.: ТЦ Сфера,2007

8. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

9. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.

10. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

12. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А., Некрасова Т.А. «Методические рекомендации к изданию дополнительного образования для детских образовательных учреждений «Моя Югра. Край, в котором я живу», – Москва: ООО «Аст-Пресс школа», 2020. – 47 с.

 

Приложение

Приложение № 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Родной свой край мы любим и знаем»

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?

_____________________________________________________________

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?

_____________________________________________________________

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы? _______

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?

_____________________________________________________________

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?

_____________________________________________________________

5. Какие места нашего города вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

_____________________________________________________________

6. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?

_____________________________________________________________

7. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое,  интересное об истории, культуре, природе родного края?

_____________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Спасибо за сотрудничество!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Читайте также

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй…

Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй группе раннего возраста Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обогащение пассивной...

Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория»

Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория» Возрастная группа: 8-11 лет. Цель: Расширить представления о свойствах звука в ходе экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Обучающие задачи: расширить знания...