Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй группе раннего возраста

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является обогащение пассивной и развитие активной речи детей раннего возраста, через разные виды театрализованной деятельности во всех образовательных областях, в основе которых лежат русские народные сказки.

Система педагогических мероприятий по развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность, в основе которой лежит русская народная сказка, позволяет в игровой форме решать многие проблемы.

Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели.

За неделю дети погостят в русских народных сказках «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», « Теремок», « Репка».

В проекте представлен целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признаются субъективная позиция ребенка. Вовлечение малоактивных, застенчивых и скромных детей в процесс театрализованных игр.

В ходе реализации проекта расширена и систематизирована информационно-методическая база по театрализации русских народных сказок, разработаны занятия по пяти образовательным областям, обновлена и обогащена предметно-пространственная среда в группе: театральный, книжный и речевой уголки, оформлены папки - передвижки с консультациями для родителей: «Роль сказки в развитии речи детей», «Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников», «Театральная деятельность в детском саду», проведен конкурс-выставка «Обложка любимой сказки», проведена презентация «Театр русской народной сказки».

Участники проекта - дети раннего дошкольного возраста, родители, воспитатели второй группы раннего возраста.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Продолжительность: с 28.01.2019 – по 15.02.2019 (три недели).

Общая стоимость проекта: 56460 рублей, запрашиваемая сумма 4500 рублей.

Финансовое обеспечение: попечительские средства группы.

Постановка проблемы актуальность проекта.

Последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности и успешности. Развитие речи и овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, поэтому рассматривается в современном дошкольном воспитании как основа воспитания и обучения детей.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни эмоционально- практическим путем в различных видах деятельности: театрализованные постановки, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры и др.

Огромную помощь развитию речи может оказать русская народная сказка.

В современном мире незаслуженно занижается роль сказки в воспитании детей, а ведь это - просеянное сквозь сито веков народное культурное достижение, которое очень ценно и актуально во все времена.

Сказка способна быть источником множества познаний, человечности и развития способностей. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.

Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают и говорят в первую очередь именно их.

Дети любят сказку и с удовольствием играют со сказочными героями, получая положительный эмоциональный настрой, при этом лучше усваивают программу, быстрее развиваются. А знания и эмоции, полученные при проигрывании сказки, останутся в умах детей на всю оставшуюся жизнь.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детской деятельности и творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое проявление стихийно, потому и связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни, ребёнку хочется выложить в живые образы и действия.

Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, что его заинтересовало и получает при этом огромное эмоциональное наслаждение.

Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно - эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие речи дошкольников силу двух причин: в ней используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и её грамматический строй.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик героев сказок незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться активно пополняющимся словарём. Слово помогает ребёнку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия.

Сказочную театрализованную деятельность можно применять в виде игры в различных режимных моментах, в ходе наблюдений за окружающим миром, интегрировать со всеми образовательными областями.

При обследовании речевого развития детей стало понятно, что многие дети не знают народных сказок, после их прочтения не отвечают на вопросы по содержанию, не могут пересказать, очень застенчивые.

Поэтому возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность, в основе которой лежит русская народная сказка. Для решения выявленных проблем в нашей группе был создан проект «Театр русской народной сказки».

Цель и задачи проекта «Театр русской народной сказки».

Цель проекта: Создание условий для обогащения пассивной и развития активной речи детей раннего возраста, через разные виды театрализованной деятельности во всех образовательных областях, в основе которых лежат русские народные сказки.

Задачи:

  • Организовать творческую деятельность детей через различные виды театра.
  • Формировать у детей интерес и эмоционально - ценностное отношение к произведениям русской народной культуры и различным приемам театральной деятельности: кукловождению, театрализованным играм, разыгрыванию небольших сценок и др.
  • Развивать активную речь детей, интеллектуальные, творческие и эстетические способности, обогащать их словарный запас.
  • Воспитывать устойчивый интерес к русской народной сказке и театрализованной игровой деятельности.
  • Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Анализ готовности образовательного учреждения к реализации образовательного проекта «Театр русской народной сказки».

Кадровое обеспечение проекта.

Воспитатели имеют достаточные базовые знания в данной области:

  • Направление профессиональной деятельности воспитателя Сильченко И.А.:«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры»;
  • Направление профессиональной деятельности воспитателя Букиной Е.А.: «Игра-драматизация как средство развития речи у детей 2-3 лет»

Оба педагога имеют богатую информационно- методическую базу.

Материально-техническое обеспечение проекта.

В группе создана с учетом возраста детей, безопасная и здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда, в игровых уголках которой присутствуют дары народной культуры необходимые при театрализованной совместной и самостоятельной деятельности. (Приложение№1)

В методическом кабинете имеется выход в интернет пространство.

В работе с детьми используются технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбук, принтер, DWD-плеер, СD и DWD диски с музыкой и мультфильмами.

На территории ДОУ имеется музей «Русская изба», большое количество предметов русской народной культуры.

В дошкольном учреждении создана материально - техническая база: игровой материал; наглядные и учебные пособия в соответствии с возрастом детей и направлении деятельности; технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийное оборудование. Библиотека в методическом кабинете постоянно пополняется методической и художественной литературой и пособиями.

Анализ готовности образовательного учреждения к реализации данного образовательного проекта выявил, что ресурсное обеспечение достаточно для его воплощения в жизнь.

Этапы, содержание и методы реализации проекта.

Направление деятельности Сроки Ответственные
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (28.01.19 – 01.02.19)
  • Наблюдение за детьми. Диагностика
  • Анкетирование родителей
28.01.19 – 01.02.19 Воспитатели
  • Подбор и изучение литературы,
  • Подбор иллюстративного материала
  • Разработка проекта
28.01.19 – 01.02.19 Воспитатели
  • Создание ППРС
  • Подготовка различных видов театра
  • Подбор дидактических игр
  • Разработка конспектов занятий
28.01.19 – 01.02.19 Воспитатели и родители
Рекомендации и консультации для родителей:
  • «В чем сила сказки?»
  • «Роль сказки в развитии речи детей»
  • «Сказки и развитие речи детей»
  • «Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников»
Объявление конкурса «Обложка любимой сказки».
28.01.19 – 01.02.19 Воспитатели
  • Чтение русских народных сказок
« Три медведя», « Колобок»,
«Курочка Ряба», « Теремок»,
« Репка».
28.01.19 – 01.02.19 Воспитатели и родители
ОСНОВНОЙ ЭТАП (с 04.02.19 по 08.02.19)
Совместная деятельность педагога с детьми
Утренняя гимнастика «Колобок» Ежедневно Воспитатели
Рассказывание русских народных сказок: « Три медведя», « Колобок»,
«Курочка Ряба», « Теремок»,«Репка».
Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Загадывание загадок о героях сказок Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Продуктивная деятельность :
  • рисование «Курочка ряба»,
  • лепка «Репка»,
  • конструирование «Теремок», «Стульчик для Мишутки»
В соответствии с сеткой занятий Воспитатели
Просмотр и обсуждение спектакля поставленного воспитателем Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Дидактические игры и упражнения «Три медведя», «Кто пришел , кто ушел?»(по Колобку), « Расскажи сказку по картинкам», «Репка» (Блоки Дьенеша) Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Танцы «Курочка Ряба», «Репка» (Кукутики) В соответствии с сеткой занятий Воспитатели
Сюжетно-ролевые игры (с куклами, в масках, костюмах, игры – имитации ) Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Вышла курочка гулять», «Паровоз» В соответствии с сеткой занятий Воспитатели
Пение песен «Песенка Колобка», «Котенька-Коток» В соответствии с сеткой занятий Воспитатели
Пальчиковые игры Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Артикуляционная гимнастика Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Собирание пазлов Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Театрализованная игра «Теремок» 11.02.19 -14.02.19 Воспитатели
Самостоятельная деятельность детей
Игры в театральном уголке, рассматривание иллюстраций, собирание пазлов. Ежедневно в соответствии с темой дня Воспитатели
Взаимодействие с семьями воспитанников
Индивидуальные беседы с родителями о детях 04.02.19 – 08.02.19 Воспитатели
Консультации по теме проекта 28.01.19 – 15.02.19 Воспитатели
Конкурс «Обложка любимой сказки» 04.02.19 – 08.02.19 Воспитатели
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (11.02.19 -15.02.19)
Деятельность педагогов
Итоговая диагностика детей: наблюдения за игровой деятельностью, за их общением, анализ речи детей. 11.02.19 -15.02.19 Воспитатели
Подготовка к презентации, презентация для родителей 11.02.19 -15.02.19 Воспитатели
Постановка с детьми сказки «Теремок» для детей 15.02.19 Воспитатели
Взаимодействие с семьями воспитанников
Совместная с родителями организация постановки сказки «Теремок» 04.02.19 – 12.02.19 Воспитатели и родители
Презентация для родителей Педагогический проект «Театр русской народной сказки» 15.02.19 Воспитатели
Награждение участников конкурса «Обложка любимой сказки» 15.02.19 Воспитатели

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

  • Созданы условия для развития и совершенствования речи детей: пополнена ППРС - изготовлены и закуплены различные виды театров.
  • Заметный прогресс в развитии активной речи детей, интеллектуальных, творческих и эстетических способностей, обогащение их словарного запаса.
  • Появление устойчивого интереса детей и эмоционально - ценностное отношение к русской народной сказке и театрализованной игровой деятельности.
  • Родители активно участвуют в данном проекте: конкурс«Обложка любимой сказки»

Прогноз возможных негативных последствий (риски)

и способы их коррекции (возможности устранения).


п/п
Возможные риски при реализации проекта Способы коррекции (возможности устранения).
1 Родители не читают детям
русские народные сказки
Читать русские народные сказки в группе
2 Отсутствие заинтересованности родителей Попросить поделиться своими впечатлениями родителя, приглашенного на занятия
3 Родители не участвуют в конкурсе Провести совместное занятие
4 Родители не интересуются консультациями по данной теме Сделать более яркие папки-передвижки, обращать внимание на них, сделать рассылку на WhatsApp
5 Возможность травмирования детей во время подвижных игр и театральных постановок (столкновения, падения) Учить детей бегать не наталкиваясь др. на друга, врассыпную; учить детей, выполняя роли в театральной постановке, быть осторожными
6 Отсутствие актёра - ребёнка в день постановки спектакля Разучивать роли со всеми детьми

Практическая значимость результатов проекта

Данный материал может быть использован воспитателями, работающими с детьми младших групп.

Проект позволит создать оптимальные условия для развития речи детей, будет способствовать просвещению родителей, сближению всех участников проекта.

В результате реализации проекта в группе будет создана:

  • Информационно- методическая база: подобраны наглядные пособия, собраны картотеки пальчиковых игр, загадок, физ.минуток ,зарядок, разработаны и оформлены конспекты НОД по тематике русских народных сказок.
  • Оснащена и пополнена ППРС в группе: театральный, книжный, музыкальный, ИЗО и др.уголки.
  • Подготовлена презентация для родителей «Театр русской народной сказки».

Критерии и показатели эффективности реализации проекта.

Оценка эффективности работы проводится по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Оценку эффективности реализации проекта проводят методом диагностики детей в начале и в конце проекта, и отслеживают в ходе проведения различных видов совместной деятельности (организованной образовательной, театрализованной, игровой и др.) посредством наблюдений и бесед с детьми, (Приложение).

Оценка эффективности реализации проекта для пополнения РППС отслеживается по изменениям в центрах РППС(Приложение).

Оценка эффективности проекта для педагогов отслеживается в ходе проведения консультаций.

Оценка включенности родителей, их заинтересованности будет проанализирована в результате анкетирования, участия родителей в организации театральной постановки и в конкурсе. (Приложение).

Результаты по выполнению проекта будут подводиться на родительском собрании, на педсовете, корректироваться с учетом обратной связи с детьми и родителями.

Контроль за исполнением проекта осуществляет администрация ДОУ.

Ресурсы (бюджет проекта)

№ п/п Вид расхода Требуемые средства (руб.) Имеющиеся средства (руб.)
1 Иллюстрированный сборник русских народных сказок 1000 1000
2 Иллюстрированные книги для прочтения детьми 2000 2000
3 Сюжетные картинки по сказкам 1500 1500
4 Дидактические игры по русским народным сказкам 2000 1000
5 Различные виды кукольных театров 4000 4000
6 Детские театральные костюмы 6000 4000
7 Музыкальная MP3 колонка 1500  
8 Флеш-карта 500 500
9 Фланелеграф 1000 1000
10 Теневой театр (рамка, лампа) 1000 1000
11 Театральная ширма 1000 1000
12 Мягкие модули 3000 3000
13 пластилин 100 100
14 доски для лепки 300 300
15 салфетки 10 10
16 Кубики для конструирования 1000 1000
17 Маски ободки 300 300
18 Мягкие игрушки (зайчик и лисичка) 1000 1000
19 гуашь 30 30
20 Ватные палочки 20 20
21 Бумага формата А4 200 200
22 Принтер 12000 12000
23 Компьютер 17000 17000
  итого: 56460 51960
  Запрашиваемая сумма 4500

Функционал участников проекта

Функционал проекта Функции
Педагоги Разработка, организация, проведение, мониторинг, оформление результатов.
Родители Посильная помощь в организации, участие в анкетировании, конкурсе, в совместных мероприятиях.
Дети Активное участие

Использованные материалы и интернет ресурсы (перечень источников)

  1. «Конвенция о правах ребенка» Принята 20 ноября 1989 года. На территории нашей страны вступила в силу 15 сентября 1990г.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
  3. Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  4. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  5. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  6. Устав МАДОУ д/с №72от 15.12. 2015 г.
  7. Папкова Ю.А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.//Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции(г. Москва,2012)
  8. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности //Дошкольного воспитание.-2009.-№7.- с.66-70
  9. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) Москва: TЦ «Сфера», 2002
  10. Князева О.Л., Маханева М.Д., Программа. Учебно-методическое пособие, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  11. Ермолаева Н.В., Парциальная программа, «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство».
  12. Гаврилова И.Г., Методическое пособие, «Истоки русской народной культуры в детском саду».
  13. Шайдурова Н.В., Учебно-методическое пособие, «Весёлые матрёшки».
  14. https://vk.com/detizemlirusskoy ДЗР/Дети Земли РУССКОЙ
  15. http://hyaenidae.narod.ru Сборник народных сказок. Русские народные сказки о животных, волшебные бытовые.
  16. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/24/razvitie-rechi-posredstvom-teatralizovannoy-deyatelnosti-master-klass.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...

Литературный флэш-моб по русским народным сказкам

Литературный флэш-моб по русским народным сказкам Цель: Развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность. Закрепление у детей знаний об одном из жанров...

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

Читайте также

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»