Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория»

Возрастная группа: 8-11 лет.

Цель: Расширить представления о свойствах звука в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • расширить знания детей о свойствах звука;
  • совершенствовать музыкально-ритмические навыки.

2. Развивающие задачи:

Развить:

  • навыки игры на шумовых инструментах (самодельных) в соответствии с характером мелодии;
  • умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений;
  • чувство ритма и темпа движений,
  • навык пространственной ориентации;
  • навыки наблюдения;
  • мелкую моторику.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.

 

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей у входа в музыкальный зал, приветствует каждого ребёнка.

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята!

Предлагаю, в начале занятия, поделится своим настроением. Выберите ноту, которая отражает ваше настроение, и поставьте её на нотный стан. В конце занятия мы посмотрим, изменилось ваше настроение или нет. (У каждого ребёнка нота определённого цвета)

Давайте знакомиться. Я профессор музыкальных наук. Вы находитесь в моей лаборатории, но не в обычной, а в музыкальной.

Предлагаю поздороваться музыкально.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

Скажите, ребята, кто такие учёные?

Дети: Учёные – это люди, которые занимаются наукой, что-то изучают, экспериментируют…

Муз.рук.: Совершенно верно! Как вы считаете, что я изучаю в своей музыкальной лаборатории?

(Подсказка: играю на маракасе и колокольчике)

Ответы детей

Муз.рук.: Раз мы находимся в музыкальной лаборатории, значит мы будем изучать звуки. Ребята, что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы слышим.

Муз.рук.: 

Каждый звук - кусочек мира.
В каждом звуке - целый мир.

Муз.рук.: Правильно. Звук – это то, что мы слышим, воспринимаем на слух.

Звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети: Скучной, неинтересной.

Муз.рук.: Совершенно верно. Благодаря звукам мы полнее и ярче воспринимаем окружающий мир. Я приглашаю вас исследовать звук в своей лаборатории. По каким критериям мы определим, что цель нашего исследования достигнута?

Ответы детей

Сегодня мы проведём пять экспериментов, и получим ответы на пять вопросов о звуке. Я раздаю карточки с вопросами, но где какой, мы узнаем, решив примеры.

(Дети решают примеры и крепят карточку на доску)

Первый вопрос. От чего зависит окраска звука?

Проходим к экспериментальному столу №1

Давайте вспомним, что такое окраска звука?

Дети: Окраска звука – это тембр.

А от чего зависит тембр, мы сейчас узнаем, проведя опыт «Определи на слух, из чего сделан предмет». (Воспитанники на слух определяют шуршание бумаги, звон стекла, звучание металлических и деревянных предметов).

Как мы ответим на вопрос «От чего зависит окраска звука?»

Ответы детей

Муз.рук.: Любой звук имеет свою окраску. Окраска звука зависит от материала, из которого сделан предмет издающий звук.

(Дети крепят на доску картинку - ответ)

Второй вопрос. Почему всё звучит?

Проходим к экспериментальному столу №2

Предлагаю провести эксперимент с расчёской «Губная гармошка». Приложите к расческе салфетку, поднесите к губам и подуйте на неё. Что вы чувствуете?

Дети: Вибрацию

Муз.рук.: Правильно. Молодцы, ребята! Чтобы услышать звук, какого либо предмета, нужно заставить его вибрировать.

А откуда же берётся голос? Давайте положим руки на шею и произнесем вслух свое имя. Что вы чувствуете?

Дети: Вибрацию

Муз.рук.: Посмотрите ребята на экран. На слизистой оболочке гортани находятся голосовые складки. Когда мы произносим звуки, они начинают вибрировать.

Нам удалось ответить на второй вопрос?

Дети: Да

(Дети крепят на доску картинку - ответ)

Третий вопрос. Как появляется громкий и тихий звук?

Проходим к экспериментальному столу №3

Опыт «Появление громкого и тихого звука»

(На столе контейнеры, с одной стороны привязана резинка)

Ребята, что нужно сделать, чтобы появился звук?

(Для примера показываю гитару)

Дети: Натянуть резинку

Муз.рук.: Верно. Давайте попробуем немного натянуть резинку (работа парами). А если мы сильнее натянем резинку, звук изменится?

Дети:Да, чем сильнее мы натянем резинку, тем громче и звонче будет звук.

Муз.рук.: Верно, звук в зависимости от натяжения может быть громче и тише.

(Дети крепят на доску картинку - ответ)

Предлагаю провести музыкальную паузу. Шумовой оркестр (пластмассовые стаканчики)

Четвёртый вопрос. Как распространяется звук?

Проходим к экспериментальному столу №4

Опыт «Появление звуковой волны»

Ребята, посмотрите внимательно, я опускаю камешек в воду, что вы видите на поверхности?

Дети: Волны

Муз.рук.: Правильно. Попробуйте тоже опустить камешки и понаблюдать за волнами. Опуская в воду камешки, мы видим волны, а звуковую волну мы можем увидеть?

Ответы детей

Муз.рук.: Звуковая волна, ребята, невидимая.

Посмотрите на экран. В ухе у нас есть барабанная перепонка.

Что происходит с барабанной перепонкой когда проходит звук?

Дети: Барабанная перепонка дрожит.

Муз.рук.: Совершенно верно, барабанная перепонка дрожит, вибрирует. Именно так мы слышим звук.

Давайте проведём ещё один опыт «Распространение звуковой волны по твёрдым телам»

Возьмите стаканчики и потяните ленточку влажными пальцами. Когда пальцы скользят по ленточке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим его ещё громче. Что вам напоминает этот звук?

Дети: Трение воздушного шарика, «кукарекание» петуха.

Муз.рук.: Что мы можем узнать из этого опыта?

Ответы детей

Муз.рук.: Этот опыт показывает, что ленточка передает вибрацию, благодаря которой появляется звук. Эти два опыта показывают, что вода, воздух и твердые тела (ленточка относится к твердому телу) способны передавать вибрацию, которая вызывает звуковые волны.

Звук передаётся по воздуху, воде или по твёрдому телу.

Давайте проведём опыт «Телефон», с нашими гостями.

Твердые тела хорошо проводят звук. Принцип действия телефона заключается в том, что звук распространяется по нити. Известно, что у нити лучшая «звукопроводность», чем у воздуха. Звук распространяется направленно, не выходя за пределы нити. Для того чтобы передача звука по нити состоялась, необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, нить должна быть натянутой. Во-вторых, натянутая нить не должна ничего касаться. Иначе часть колебаний будет «гаситься» этим предметом и слышимость ухудшится.

Предлагаю взять «телефоны», подойти к гостям и пообщаться с ними.

Проводим опыт с гостями.

(Дети крепят на доску картинку - ответ)

Пятый вопрос. Можно ли изменить высоту звука?

Проходим к экспериментальному столу №5

Однажды в интернете мне попалось видео, где исполнялось музыкальное произведение на обычных стеклянных бокалах. И тогда мне стало интересно, как же получается такой звук? А вам хочется узнать? Давайте посмотрим видео.

Ребята, хотите тоже попробовать сыграть на стеклянных бокалах?

Дети: Да

Муз.рук.: Я прошу вас быть аккуратными, бокалы придерживать за ножку.

(Раздаю бокалы воспитанникам)

Что нужно сделать, чтобы появился звук?

Средним или указательным пальцем правой руки начните вкруговую водить по краю бокала, придерживая другой рукой ножку. Как вы считаете, если налить разное количество воды в бокалы, звук изменится? Давайте попробуем.

Дети: Если в бокалах разное количество воды, звук изменится.

Муз.рук.: Правильно, чем больше воды в бокале, тем звук выше и звонче.

Звучит танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

(Дети играют на бокалах) Ребята, можно ли изменить высоту звука?

Дети: Можно изменить высоту звука.

Муз.рук.: С помощью чего можно изменить высоту звука?

Дети: Высота звука меняется с изменением уровня воды в бокале. Чем уровень воды выше – тем звук тоже выше.

(Дети крепят на доску картинку - ответ)

Муз.рук.: Ребята, мы ответили на все вопросы. Как вы считаете, нужно ли нам знать свойства звука?

Ответы детей

(Зная свойства звука, мы можем им управлять – делая его выше или ниже, громче или тише – исполнять самые разные мелодии на музыкально-шумовых инструментах и даже сочинять собственные)

Муз.рук.: Ребята, перед вами два звонка первый звучит громко и звонко, а второй не издаёт ни звука. Если вам понравилось в музыкальной лаборатории, и вы с удовольствием изучали со мной свойства звука, нажмите на первый звонок, если вы не получили никакого удовольствия и вам многое осталось непонятным нажмите на второй звонок.

Взаимооценка

Каждый ребенок вручает значок тому, кто, по его мнению, проявил себя настоящим ученым – был внимательным, активным и т.д.

Благодарю каждого ребенка, за работу на занятии.

Ребята, выберите ноту, которая отражает ваше настроение после занятия, и поставьте её на нотный стан. (Дети выбирают ноту.)

Учёт эмоционального состояния на протяжении занятия.

Пора прощаться.

До свидания!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Читайте также

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Вход зал. (музыкальная композиция) 1. Что такое в нашем зале? Мы такого не видали! Это осень к нам...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...