Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Введение

Актуальность.

Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать гораздо легче, чем в пресной. Папа сказал: «Солёная вода держит». Я предположил, что соль изменяет свойства воды и решил исследовать эту проблему. Соль встречается в нашей жизни повсеместно и ежедневно. Часто приходится слышать от взрослых противоположные мнения о соли: одни говорят, что это «белая смерть», другие, что без соли жизнь невозможна, это доказывают исторические факты и литературные источники: в старину соль стоила дороже сахара, имея соль, люди могли долго сохранять свежее мясо.

Я решил разобраться в этом вопросе.

Цель моего исследования: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

  • исследовать свойства соли,
  • узнать об использовании соли в различных областях жизнедеятельности;
  • доказать, что соль – интересный материал для творческой деятельности. 

Объект исследования: соль.

Гипотеза проекта: Если соль очень широко применяется как пищевой продукт, то возможно, она может применяться и для других целей.

Продукт проекта: Выращивание кристалла.

Поисково-исследовательская деятельность:

  • беседы с мамой и папой;
  • рассматривание энциклопедий, книг, иллюстраций;
  • просмотр видеороликов, мультфильмов;
  • эксперименты, опыты.

Основная часть.

Свою работу я начал с опытов.

Опыт № 1 «Соль растворяется в воде».

В стакан с водой я насыпал ложку соли и перемешал. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Я попробовал воду на вкус. Она стала соленой.

Соль используется при приготовлении пищи для улучшения вкусовых качеств.

3

Опыт № 2 «Плавающее яйцо».

В два одинаковых стакана я налил пресную и соленую воду. Опустил в них сырые яйца. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно стакана. А вот в стакане с соленой водой яйцо не утонуло. Это происходит потому, что соленая вода имеет большую плотность. Значит, в солёной воде легче научиться плавать, чем в пресной.

Опыт № 3 «Плавающая картофелина».

То же самое я проделал с картофелем. В стакане с пресной водой картофелина опустилась на дно стакана. А вот в стакане с соленой водой картофелина не утонула.

И у меня не осталось никаких сомнений, что соль повышает плотность воды. В Соль-Илецких озёрах большая концентрация соли в воде. Человек, лёжа в воде, не тонет – эффект «поплавка».

Опыт №4 «Незамерзающая соль»

Я налил в две тарелки разноцветной воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе тарелки я поставил в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная (синяя) вода превратилась в лёд, а солёная (зелёная) немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу. Соль не дала воде замерзнуть!

2

Опыт № 5 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур. Для опыта мне понадобились стакан соленой воды, нить, проволока. Из проволоки мы с мамой сделали цветок, обмотали нитью. Поместили цветок в стакан с солёной водой, накрыли CD диском и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на цветке, и кристаллы соли на CD диске.

6

Опыт № 6 «Снежная ветка сосны».

Я для опыта взял ветку сосны, налил в тазик горячей воды, положил в него ветку и насыпал соли. На следующий день я вынул из тазика ветку и положил её сохнуть.

Через 3 дня я увидел, что веточка стала серебристая, как после мороза. На ней тоже образовались кристаллы.

4

Соль – интересный материал для художественного творчества.

Рисование солью.

Клеем наносим узор на картон.
Затем посыпаем его солью.
Лишнюю соль надо стряхнуть.
Получилось очень красиво.

5

Лепка из солёного теста.

Поваренная соль – не только пищевой продукт, но издавна распространенный консервант. Засоленные продукты хранятся долго. Так же из соленого теста делают поделки.

Из бесед с взрослыми, чтении книг, энциклопедий, информации из интернета я узнал, что:

1. Соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу; без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь человека невозможна.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

2. Она может быть использована по хозяйству в любом месте нашего дома. Она может помочь нам при стирке, устранить неприятные запахи и засоры в трубах и многое другое.

3. Без технической соли не может обойтись и производство стекла, бумаги, соды и стирального порошка. Наибольшее распространение соль техническая получила как довольно эффективное орудие борьбы с обледенением дорог в зимний период.

4. Соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной.

Заключение

В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась.

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи, чтобы еда была вкуснее. В ходе исследовательской работы я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Я пришёл к следующим выводам: соль - жизненно важное вещество. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Но в случае передозировки соль - вредна и оказывает неблагоприятное действие на здоровье человека.

Соль сохраняет продукты от гниения. Соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников\ Под ред., О.В. Дыбиной.- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2016.- 192 с.. (Ребёнок в мире поиска).
  2. Нищева Н. В.: «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры»/ сост. Н.В.Нищева, СПб: ООО Издательство: "Детство-Пресс" 2015: 240 стр.
  3. Пироженко Н.А.:«Почему море солёное?»: Издательство: "АСТ" 2017: 48 стр.
  4. http://kraeved.opck.org/towns/sol_ileck/sol_ileck.php
  5. http://fb.ru/article/188522/gde-v-rossii-dobyivayut-sol-dobyicha-soli-v-rossii
  6. https://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html
  7. http://uralmines.ru/iletskij-solyanoj-rudnik/

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек»

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек» (Старшая группа - третий год обучения)

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет)…

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» (с 1 - 3 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Современное общество требует от человека применения широкого...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...