Информационно-практико-ориентированный проект «Создание модели предметно-развивающей среды в группе компенсирующего вида»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители, дети группы №5.

Срок реализации проекта: 2019-2020 учебный год.

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое, информационное.

Актуальность:

Группу № 5 посещают дети, имеющие заключения ТПМПК и обучающиеся по АООП ДО для детей с РАС и АООП ДО для детей с ЗПР. Одно из основных условий успешной коррекционной работы в группе компенсирующего вида – грамотная, коррекционно-направленная организация предметно – пространственной развивающей среды, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

На начало учебного года среда группы № 5 не адаптирована под потребности контингента детей, посещающих группу (дети с РАС, ЗПР, интеллектуальными нарушениями), слабо выделены сектора активности, не прослеживаются акценты среды, ее структурные компоненты.

Мы считаем, что специальным образом организованная среда оказывает положительное влияние на развитие способностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, на раскрытие его потенциала, позволяет ребенку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Цель: создание модели акцентирующей, многоуровневой, многофункциональной предметно – развивающей среды для осуществления процесса коррекции и развития разных сторон жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Изучить имеющиеся в практике способы и методы организации развивающего пространства.
  2. Сформулировать основные принципы и условия организации пространства группы компенсирующей направленности.
  3. Спроектировать и организовать пространство группы с учетом особенностей детей (возрастных, гендерных, физиологических, психологических).
  4. Создать обогащённую мультисенсорную среду.
  5. Внедрить авторские, нестандартные, индивидуально-ориентированные пособия, игры.
  6. Способствовать развитию игровой, познавательной активности детей, удовлетворению их потребности в самовыражении.
  7. Обеспечить эмоциональный комфорт каждого участника образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

Изменение, преобразование пространства группы направлено на достижение следующих результатов:

  1. Создание модели акцентирующей, многоуровневой, многофункциональной предметно – развивающей среды в группе компенсирующего вида.
  2. Повышение у детей мотивации к игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
  3. Создание положительного эмоционального фона в группе.
  4. Активное участие родителей в преобразовании ППРС.

Этапы реализации проекта:

1.Организационно-подготовительный этап:

  • анализ имеющейся ППРС в группе;
  • изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по данной теме;
  • формирование проблемы, цели задач проекта.

Пространственно–предметное окружение, по определению исследователей (В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин, В.В. Давыдов, и др.), является образовательным ресурсом и представляет собой важную часть образовательной среды и в целом образовательного пространства. При этом предметно-пространственное окружение складывается не само по себе, для его создания и преобразования необходима специально организованная деятельность, в ДОО - это личностно-профессиональная деятельность педагога по моделированию и проектированию образовательного пространства в общем и предметно-пространственной развивающей среды - в частности.

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564;
  • Приказ Минобразования и науки РФ (Минобразования и науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) Регистр.N 30384;
  • Письмо Минобразования и науки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобразования и науки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений;
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Кроме известных принципов организации развивающей среды по ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность и безопасность), мы сформулировали и специфические, актуальные для нашего проекта:

Принцип педагогического оптимизма (учет зоны ближайшего развития), который не принимает теорию «потолка», когда развитие человека застывает на достигнутом уровне, и он не в состоянии подняться выше. Этот принцип реализуется и в работе с детьми, и в работе со взрослыми. Содержание среды должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Принцип социально-адаптирующей направленности, который позволяет сформировать у детей с ОВЗ различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей ребенка социокультурной среде.

Принцип исследовательского познания, которое помогает детям с помощью активно включенного взрослого и самостоятельно обогащать свой опыт в различных областях.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, регламентирующий проведение оптимального отбора стимулов среды по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Принцип формирования мотивации к взаимодействию всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Принцип максимального использования возможностей помещений группы для расширения образовательного пространства.

В проекте отмечаются такие составляющие ППРС, как пространство, предметное наполнение, функциональное использование детьми с различными образовательными потребностями.

Психофизиологические факторы, которые учитываются при создании ППРС:

  • зрительные ощущения - освещение, цвет как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника;
  • слуховые ощущения - совокупность звучания звуковоспроизводящих игрушек (акустическое оформление);
  • тактильные ощущения - объекты предметной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
  • физиологические - соответствие среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
  • антропометрические - соответствие ростовозрастных характеристик параметров предметной развивающей среды.

При этом основной целью было создание для ребенка трех предметных пространств, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука»), роста и предметного мира взрослых.

2.Основной этап (практическая реализация проекта):

  • разработка проектов центров в соответствии со спецификой и принципами организации ППРС по ФГОС;
  • проектирование модели и организация предметно - развивающей среды;
  • отработка взаимодействия с родителями и узкими специалистами в рамках преобразованной ППРС.

С целью полифункционального использования пространства группы, вся площадь игрового помещения условно разделена на три сектора – активный, рабочий и спокойный.

Активный сектор, или пространство для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п. (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:

1. Центр сюжетно-ролевой игры («Дом» «Магазин», «Гараж», «Больница», «Прикмахерская»).

2. Центр двигательной активности, физического развития.

3. Компрессионный тренажер «Обнимашка»

4. Центр конструирования.

5. Центр музыкально - театрализованной деятельности.

Спокойный сектор (релаксация, отдых, ограничение двигательной активности):

1. Центр чтения, библиотека.

2. Центр отдыха, уединения.

3. Центр природы.

4. Песочный стол.

5. Центр планирования деятельности (визуальное расписание).

Визуальное расписание может иметь различные виды:

- расписание всего распорядка дня;

- расписание определенных видов деятельности или занятий;

- расписание конкретных процессов или заданий

Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности).

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности, дидактической игры.

2. Центр продуктивной и творческой деятельности.

3. Центр развития речи и мелкой моторики.

4. Экспериментальная лаборатория.

Все части (сектора) пространства группы имеют условные границы, в зависимости от конкретных задач текущего момента; при необходимости есть возможность вместить всех желающих, так как наши дети часто «заражаются» сиюминутными интересами сверстников и присоединяются к ним.

Также пространство группы имеет маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, ширма, вешалка с костюмами, стойка-витрина магазина, макет улицы и тп).

Следует отметить, что для детей все центры, уголки, игровые зоны семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами – метками являются как специальные символы, знаки, картинки, обозначающие принадлежность игрового материала, так и сами материалы для разного рода подходящих видов деятельности (разложенные в определенном месте).

Группа насыщена объектами для экспериментирования в реальной детской практике (для исследования и систематизации) это широкий диапазон материалов, от искусственно созданных для развития ребенка (сенсорные игры и разнофактурные предметы) до «неоформленных» естественных природных материалов.

В группе достаточно большое количество так называемых «предметов оперирования» - игрушек, имитирующих реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, которые позволяют ребенку воссоздать алгоритм и смысл реального действия.

Дидактическая составляющая среды представлена образно-символическим материалом - так называемыми «дидактическими играми и игрушками», отражающими мир вещей и событий, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, развитию классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений и тп. Большое количество дидактических игр и упражнений подобрано и оформлено педагогами самостоятельно, с учетом особенностей детей группы.

Помещение спальни (строго разделенное на место для отдыха и на специально оборудованное место для коррекционной работы) является пространством индивидуального взаимодействия ребенка с узкими специалистами – учителем – логопедом и учителем – дефектологом.

Помещение приемной активно используется для взаимодействия с родителями – кроме шкафчиков с определителями индивидуальной принадлежности, здесь располагаются информационные стенды «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка), информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду, лифлеты, холдеры «Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома.. Также есть своеобразная «Стена славы», «Арт-галерея» - стенд, где располагается информация о достижениях детей, представлены их работы.

Центр безопасности («Мир ПДД» и «Мир без опасностей») также вынесен в приемную, представлен буклетами и памятками для детей и родителей.

Отдельным образовательным объектом, находящимся в приемной, является календарь. Это самостоятельно изготовленный календарь на определенное (текущее) время года – три месяца, разбитые на дни недели и даты. Каждый день недели имеет свой цвет. Каждый день месяца отмечается своим специфическим символом-знаком в контурном изображении. Дети совместно с воспитателем каждый день в определенное время (перед занятием) повторяют время года, месяц, день недели, и один из детей (дежурный) закрашивает фигурку текущего дня.

Размещение календаря в приемной способствует повышению уровня взаимодействия родителей с детьми, поскольку родители, приводя ребенка утром, могут поговорить с ним о календаре, о сегодняшней дате, побеседовать о планах на день.

Коррекционный центр намеренно не выделен нами в отдельную пространственную зону, поскольку все пространство группы является в той или иной степени коррекционным. В зависимости от того, какие задачи решаются педагогом в тот или иной момент, любой игровой центр может стать коррекционным.

Если в большинстве развивающих центров реализуются приблизительно одинаковые образовательные и коррекционные направления, то в нижеперечисленных центрах решаются специфические задачи, исходя из особенностей контингента детей (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Приоритетные коррекционные задачи, решаемые в разных игровых центрах группы

Части ППРС группы Дети с ЗПР Дети с РАС
Приоритетные коррекционные задачи
Компрессионный тренажер «Обнимашка» Смягчение эмоционального дискомфорта, эмоциональная разрядка.
Подъем общего эмоционального тонуса.
Развитие волевых качеств, выдержки.
Преодоление гравитационной неуверенности ребенка.
Нейтрализация страхов ребенка.
Формирование адекватных реакций на прикосновения.
Визуальное расписание, визуальная поддержка. Формирование навыков планирования деятельности, в том числе – планирующей функции речи.
Формирование процессов перекодирования симультанных процессов в сукцессивные.
Развитие способностей к коммуникации (помощь ребенку как в восприятии сообщений, так и продуцировании их с помощью наглядных средств).
Формирование элементарных навыков общения.
Расширение пассивного и активного словарного запаса.
Световой песочный стол Коррекция аффективных проявлений.
Развитие способов эмоциональной регуляции.
Развитие навыков коммуникации – взаимодействие с партнером
Смягчение эмоционального дискомфорта.
Развитие способности к произвольному сосредоточению и все более длительному удержанию внимания на совместной со взрослым деятельности.
Центр развития мелкой моторики Развитие мелких движений как основы развития речи.
Развитие способов произвольной регуляции деятельности.
Повышение уровня понимания инструкции.
Вывод механических действий из разряда аутостимуляции.
Расширение объема воспринимаемых сенсорных материалов.
«Растормаживание» речи, работа по активизации речевой инициативы.
Центр отдыха, уединения Создание «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, отдохнуть. Нейтрализация страхов ребенка.
Обучение приемам защиты от сенсорных перегрузок - наушники, ширмы, повязки на глаза, тоннели, др.
Центр сюжетно-ролевой игры Формирование умения создавать воображаемую ситуацию, использовать предметы-заместители.
Развитие ролевого диалога.
Развитие навыков соблюдения правил.
Обучение навыкам оперирования предметами быта.

Взаимодействие с предметно-пространственной средой ДОУ.

По мнению Л.С. Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо формировать и развивать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства группы обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка и взрослого. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция человека создает условия для его самореализации. Человек (ребенок или взрослый), являясь субъектом освоения пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.

Не секрет, что погодные условия в Сибири часто заставляют детей весь день находиться в помещении группы:

  • низкий температурный режим, не позволяющий в полной мере осуществлять организацию прогулок на свежем воздухе;
  • короткий световой день в осенне-зимний период.

На наш взгляд, дети с ОВЗ должны иметь возможность выходить за пределы группы – ходить в гости к другим детям, свободно посещать спортивный и музыкальный залы, изостудию, участвовать в работе Лаборатории и кружка Робототехники. Это не только расширит их представления об окружающем, но и будет способствовать формированию позитивного опыта социализации.

3. Заключительный этап:

  • подведение итогов; анализ выполнения поставленной цели проекта, уровень реализации поставленных задач;
  • оформление материалов по проекту;
  • создание презентации.

Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ППРС группы и мнения родителей.

Сравнительный анализ интегративных качеств воспитанников на различных этапах реализации проекта показал, что спроектированная модель организации ППРС в группе благотворно влияет на развитие детей с ОВЗ.

Родители активно участвуют в оформлении группы: изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, принимают участие в реализации образовательных проектов; помогают в пополнении дидактического и раздаточного материала для детей, участвуют в украшении группы к праздничным мероприятиям и др.

Результаты мониторинга будут использованы для дальнейшего совершенствования ППРС группы.

Список литературы.

  1. Гилева, Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гилева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1128-1139.
  2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. 2000.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1985.
  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
  5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  6. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. –187 с.
  7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор – Bennet – college. – М., 1997. – С. 177–184.
  8. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

15

16



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»

Экспериментирование в детском саду

Экспериментирование в детском саду С самого рождения дети – любопытные исследователи. Они учатся на практике. Исследовательская деятельность носит творческий характер, благодаря...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Читайте также

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития…

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» Цель Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе...

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…

Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития…

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце Танцевально-двигательная терапия «Танец — это живой язык, на котором...