Информационно-практико-ориентированный проект «Создание модели предметно-развивающей среды в группе компенсирующего вида»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители, дети группы №5.
Срок реализации проекта: 2019-2020 учебный год.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое, информационное.
Актуальность:
Группу № 5 посещают дети, имеющие заключения ТПМПК и обучающиеся по АООП ДО для детей с РАС и АООП ДО для детей с ЗПР. Одно из основных условий успешной коррекционной работы в группе компенсирующего вида – грамотная, коррекционно-направленная организация предметно – пространственной развивающей среды, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
На начало учебного года среда группы № 5 не адаптирована под потребности контингента детей, посещающих группу (дети с РАС, ЗПР, интеллектуальными нарушениями), слабо выделены сектора активности, не прослеживаются акценты среды, ее структурные компоненты.
Мы считаем, что специальным образом организованная среда оказывает положительное влияние на развитие способностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, на раскрытие его потенциала, позволяет ребенку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Цель: создание модели акцентирующей, многоуровневой, многофункциональной предметно – развивающей среды для осуществления процесса коррекции и развития разных сторон жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Задачи:
- Изучить имеющиеся в практике способы и методы организации развивающего пространства.
- Сформулировать основные принципы и условия организации пространства группы компенсирующей направленности.
- Спроектировать и организовать пространство группы с учетом особенностей детей (возрастных, гендерных, физиологических, психологических).
- Создать обогащённую мультисенсорную среду.
- Внедрить авторские, нестандартные, индивидуально-ориентированные пособия, игры.
- Способствовать развитию игровой, познавательной активности детей, удовлетворению их потребности в самовыражении.
- Обеспечить эмоциональный комфорт каждого участника образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
Изменение, преобразование пространства группы направлено на достижение следующих результатов:
- Создание модели акцентирующей, многоуровневой, многофункциональной предметно – развивающей среды в группе компенсирующего вида.
- Повышение у детей мотивации к игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
- Создание положительного эмоционального фона в группе.
- Активное участие родителей в преобразовании ППРС.
Этапы реализации проекта:
1.Организационно-подготовительный этап:
- анализ имеющейся ППРС в группе;
- изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по данной теме;
- формирование проблемы, цели задач проекта.
Пространственно–предметное окружение, по определению исследователей (В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин, В.В. Давыдов, и др.), является образовательным ресурсом и представляет собой важную часть образовательной среды и в целом образовательного пространства. При этом предметно-пространственное окружение складывается не само по себе, для его создания и преобразования необходима специально организованная деятельность, в ДОО - это личностно-профессиональная деятельность педагога по моделированию и проектированию образовательного пространства в общем и предметно-пространственной развивающей среды - в частности.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564;
- Приказ Минобразования и науки РФ (Минобразования и науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) Регистр.N 30384;
- Письмо Минобразования и науки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобразования и науки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Кроме известных принципов организации развивающей среды по ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность и безопасность), мы сформулировали и специфические, актуальные для нашего проекта:
Принцип педагогического оптимизма (учет зоны ближайшего развития), который не принимает теорию «потолка», когда развитие человека застывает на достигнутом уровне, и он не в состоянии подняться выше. Этот принцип реализуется и в работе с детьми, и в работе со взрослыми. Содержание среды должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.
Принцип социально-адаптирующей направленности, который позволяет сформировать у детей с ОВЗ различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей ребенка социокультурной среде.
Принцип исследовательского познания, которое помогает детям с помощью активно включенного взрослого и самостоятельно обогащать свой опыт в различных областях.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, регламентирующий проведение оптимального отбора стимулов среды по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Принцип формирования мотивации к взаимодействию всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Принцип максимального использования возможностей помещений группы для расширения образовательного пространства.
В проекте отмечаются такие составляющие ППРС, как пространство, предметное наполнение, функциональное использование детьми с различными образовательными потребностями.
Психофизиологические факторы, которые учитываются при создании ППРС:
- зрительные ощущения - освещение, цвет как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника;
- слуховые ощущения - совокупность звучания звуковоспроизводящих игрушек (акустическое оформление);
- тактильные ощущения - объекты предметной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
- физиологические - соответствие среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
- антропометрические - соответствие ростовозрастных характеристик параметров предметной развивающей среды.
При этом основной целью было создание для ребенка трех предметных пространств, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука»), роста и предметного мира взрослых.
2.Основной этап (практическая реализация проекта):
- разработка проектов центров в соответствии со спецификой и принципами организации ППРС по ФГОС;
- проектирование модели и организация предметно - развивающей среды;
- отработка взаимодействия с родителями и узкими специалистами в рамках преобразованной ППРС.
С целью полифункционального использования пространства группы, вся площадь игрового помещения условно разделена на три сектора – активный, рабочий и спокойный.
Активный сектор, или пространство для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п. (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр сюжетно-ролевой игры («Дом» «Магазин», «Гараж», «Больница», «Прикмахерская»).
2. Центр двигательной активности, физического развития.
3. Компрессионный тренажер «Обнимашка»
4. Центр конструирования.
5. Центр музыкально - театрализованной деятельности.
Спокойный сектор (релаксация, отдых, ограничение двигательной активности):
1. Центр чтения, библиотека.
2. Центр отдыха, уединения.
3. Центр природы.
4. Песочный стол.
5. Центр планирования деятельности (визуальное расписание).
Визуальное расписание может иметь различные виды:
- расписание всего распорядка дня;
- расписание определенных видов деятельности или занятий;
- расписание конкретных процессов или заданий
Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности).
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности, дидактической игры.
2. Центр продуктивной и творческой деятельности.
3. Центр развития речи и мелкой моторики.
4. Экспериментальная лаборатория.
Все части (сектора) пространства группы имеют условные границы, в зависимости от конкретных задач текущего момента; при необходимости есть возможность вместить всех желающих, так как наши дети часто «заражаются» сиюминутными интересами сверстников и присоединяются к ним.
Также пространство группы имеет маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, ширма, вешалка с костюмами, стойка-витрина магазина, макет улицы и тп).
Следует отметить, что для детей все центры, уголки, игровые зоны семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами – метками являются как специальные символы, знаки, картинки, обозначающие принадлежность игрового материала, так и сами материалы для разного рода подходящих видов деятельности (разложенные в определенном месте).
Группа насыщена объектами для экспериментирования в реальной детской практике (для исследования и систематизации) – это широкий диапазон материалов, от искусственно созданных для развития ребенка (сенсорные игры и разнофактурные предметы) до «неоформленных» естественных природных материалов.
В группе достаточно большое количество так называемых «предметов оперирования» - игрушек, имитирующих реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, которые позволяют ребенку воссоздать алгоритм и смысл реального действия.
Дидактическая составляющая среды представлена образно-символическим материалом - так называемыми «дидактическими играми и игрушками», отражающими мир вещей и событий, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, развитию классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений и тп. Большое количество дидактических игр и упражнений подобрано и оформлено педагогами самостоятельно, с учетом особенностей детей группы.
Помещение спальни (строго разделенное на место для отдыха и на специально оборудованное место для коррекционной работы) является пространством индивидуального взаимодействия ребенка с узкими специалистами – учителем – логопедом и учителем – дефектологом.
Помещение приемной активно используется для взаимодействия с родителями – кроме шкафчиков с определителями индивидуальной принадлежности, здесь располагаются информационные стенды «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка), информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду, лифлеты, холдеры «Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома.. Также есть своеобразная «Стена славы», «Арт-галерея» - стенд, где располагается информация о достижениях детей, представлены их работы.
Центр безопасности («Мир ПДД» и «Мир без опасностей») также вынесен в приемную, представлен буклетами и памятками для детей и родителей.
Отдельным образовательным объектом, находящимся в приемной, является календарь. Это самостоятельно изготовленный календарь на определенное (текущее) время года – три месяца, разбитые на дни недели и даты. Каждый день недели имеет свой цвет. Каждый день месяца отмечается своим специфическим символом-знаком в контурном изображении. Дети совместно с воспитателем каждый день в определенное время (перед занятием) повторяют время года, месяц, день недели, и один из детей (дежурный) закрашивает фигурку текущего дня.
Размещение календаря в приемной способствует повышению уровня взаимодействия родителей с детьми, поскольку родители, приводя ребенка утром, могут поговорить с ним о календаре, о сегодняшней дате, побеседовать о планах на день.
Коррекционный центр намеренно не выделен нами в отдельную пространственную зону, поскольку все пространство группы является в той или иной степени коррекционным. В зависимости от того, какие задачи решаются педагогом в тот или иной момент, любой игровой центр может стать коррекционным.
Если в большинстве развивающих центров реализуются приблизительно одинаковые образовательные и коррекционные направления, то в нижеперечисленных центрах решаются специфические задачи, исходя из особенностей контингента детей (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Приоритетные коррекционные задачи, решаемые в разных игровых центрах группы
Части ППРС группы | Дети с ЗПР | Дети с РАС | |
Приоритетные коррекционные задачи | |||
Компрессионный тренажер «Обнимашка» | Смягчение эмоционального дискомфорта, эмоциональная разрядка. Подъем общего эмоционального тонуса. Развитие волевых качеств, выдержки. |
Преодоление гравитационной неуверенности ребенка. Нейтрализация страхов ребенка. Формирование адекватных реакций на прикосновения. |
|
Визуальное расписание, визуальная поддержка. | Формирование навыков планирования деятельности, в том числе – планирующей функции речи. Формирование процессов перекодирования симультанных процессов в сукцессивные. |
Развитие способностей к коммуникации (помощь ребенку как в восприятии сообщений, так и продуцировании их с помощью наглядных средств). Формирование элементарных навыков общения. Расширение пассивного и активного словарного запаса. |
|
Световой песочный стол | Коррекция аффективных проявлений. Развитие способов эмоциональной регуляции. Развитие навыков коммуникации – взаимодействие с партнером |
Смягчение эмоционального дискомфорта. Развитие способности к произвольному сосредоточению и все более длительному удержанию внимания на совместной со взрослым деятельности. |
|
Центр развития мелкой моторики | Развитие мелких движений как основы развития речи. Развитие способов произвольной регуляции деятельности. Повышение уровня понимания инструкции. |
Вывод механических действий из разряда аутостимуляции. Расширение объема воспринимаемых сенсорных материалов. «Растормаживание» речи, работа по активизации речевой инициативы. |
|
Центр отдыха, уединения | Создание «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, отдохнуть. | Нейтрализация страхов ребенка. Обучение приемам защиты от сенсорных перегрузок - наушники, ширмы, повязки на глаза, тоннели, др. |
|
Центр сюжетно-ролевой игры | Формирование умения создавать воображаемую ситуацию, использовать предметы-заместители. Развитие ролевого диалога. Развитие навыков соблюдения правил. |
Обучение навыкам оперирования предметами быта. |
Взаимодействие с предметно-пространственной средой ДОУ.
По мнению Л.С. Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо формировать и развивать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства группы обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка и взрослого. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция человека создает условия для его самореализации. Человек (ребенок или взрослый), являясь субъектом освоения пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.
Не секрет, что погодные условия в Сибири часто заставляют детей весь день находиться в помещении группы:
- низкий температурный режим, не позволяющий в полной мере осуществлять организацию прогулок на свежем воздухе;
- короткий световой день в осенне-зимний период.
На наш взгляд, дети с ОВЗ должны иметь возможность выходить за пределы группы – ходить в гости к другим детям, свободно посещать спортивный и музыкальный залы, изостудию, участвовать в работе Лаборатории и кружка Робототехники. Это не только расширит их представления об окружающем, но и будет способствовать формированию позитивного опыта социализации.
3. Заключительный этап:
- подведение итогов; анализ выполнения поставленной цели проекта, уровень реализации поставленных задач;
- оформление материалов по проекту;
- создание презентации.
Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ППРС группы и мнения родителей.
Сравнительный анализ интегративных качеств воспитанников на различных этапах реализации проекта показал, что спроектированная модель организации ППРС в группе благотворно влияет на развитие детей с ОВЗ.
Родители активно участвуют в оформлении группы: изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, принимают участие в реализации образовательных проектов; помогают в пополнении дидактического и раздаточного материала для детей, участвуют в украшении группы к праздничным мероприятиям и др.
Результаты мониторинга будут использованы для дальнейшего совершенствования ППРС группы.
Список литературы.
- Гилева, Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гилева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1128-1139.
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. 2000.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1985.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
- Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. –187 с.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор – Bennet – college. – М., 1997. – С. 177–184.
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
Читайте также |
---|
Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…
Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»
Экспериментирование в детском саду
Экспериментирование в детском саду С самого рождения дети – любопытные исследователи. Они учатся на практике. Исследовательская деятельность носит творческий характер, благодаря...
Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»
Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...