Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками»

Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.

Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения в освоении опыта работы педагога - мастера с дошкольниками по игре с песком и рисования песком.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с опытом работы, по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Обучить участников мастер – класса приёмам игры с песком и рисования им.

3.Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование:

  • водонепроницаемые деревянные ящик «малая педагогическая песочница» - 3 шт.;
  • деревянные подносы-3 шт.
  • Специальный песка - стол с подцветкой
  • Пластмассовые подносы 2 шт.
  • Коллекция миниатюрных фигурок, куколки, дикие и домашние животные, насекомые, листья, цветы, ленты, камни искусственные, ракушки, машинки, трубочки, яхты игрушки, перья и т.д.
  • фото-презентация.
  • Компьютер
  • Проектор с экраном
  • Песок: речной и кварцевый.
  • Влажные салфетки

1. Вводная часть.

Знакомство с актуальностью данной технологи в современном детском саду (проблема).

Просмотр фото - презентации «Волшебный песок» об опыте работы с играми с песком и его пользе.

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть (постановка проблемы)

Добрый день уважаемые коллеги.

В последние годы в системе воспитания и обучения дошкольников стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка.

При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что современные дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника.

При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия или игры с песком.

А так как нашем, дошкольном учреждение нет психолога мы решили включить в свою работу игры с песком и рисования им.

Играя с ребёнком с песком, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение - «взгляду со стороны».

2. Теоретическая часть.

Предлагаю Вашему вниманию фото - презентацию

«Волшебный песок». Данная презентация даст полную информацию о пользе игр с песком и рисования песком используемых на занятиях в ДОУ.

(просмотр презентации)

1 слайд. «Волшебный песок»

2 слайд. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности само исцеления, заложенные в человеческой психике»

Карл Густов Юнг

3 слайд. «Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой. Способ снятия внутреннего напряжения»

Наталья Александровна Сокович

4 слайд. «Картины на песке изображение душевного состояния»

Дора Калфф

5 слайд. Песок-это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека.

6 слайд. Нас сегодня ждёт песок

7 слайд. Песок бывает разным. Он бывает и непослушный, непостоянный, и фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться.

8 слайд. Здравствуй, наш песок желтенький дружок. Так приятно к тебе прикасаться.

9 слайд. Все эти свойства песка, можно успешно использовать и в терапевтических целях.

10 слайд. Именно игра, помогает строить отношение с внешним миром, развивает воображение и творческие способности.

11 слайд. Познавать его, чувствовать, выражать свои чувства

12 слайд. Игры с песком – позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, способны стабилизировать эмоциональное состояние.

13 слайд. Для детей игра с песком - это естественная и доступная форма взаимодействия.

14 слайд. Играя в песочнице, ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми.

15 слайд. Через песок вы сможете помочь своему ребёнку передать то, для чего порой трудно подобрать слова.

16 слайд. Что нужно для игры в песок? Водонепроницаемый деревянный ящик с песком называется «малая Педагогическая песочница» Дно и борта окрашены в голубой цвет. Что символизирует небо и воду.

17 слайд. Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребёнок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится, возможно.

18 слайд. Для игры в песочнице можно использовать: - Миниатюрные фигуры людей и сказочных героев

19 слд. Миниатюрные фигуры хищных и травоядных животных, птиц, насекомых.

20 слайд. Различный транспорт и здания.

21 слайд. Дополним - это всё камнями.

22 слайд. Шишками и листьями.

23 слайд. А также средствами для моделирования.

24 слайд. Чтобы ребёнок мог сам создать то, чего ему не достаёт.

25 слайд. Предложите ребёнку выбрать фигуру и построить их страну.

26 слайд. Попросите рассказать ребёнка про его страну, про его жителей. Что они делают? Что любят делать?

27 слд. Старайтесь не давать оценку рисункам детей

28 слайд. Поиграйте с малышом в его мире понаблюдайте за судьбой его героев

29 слайд. Неожиданно для себя вы вдруг получите ключик к разгадке детской тайны.

30 слайд. В подносе с песком переживание ребёнка, его тревоги, надежды и внутренние конфликты приобретают зримую форму.

31 слайд. Вы можете узнать в этих фигурках себя и обратиться к этому неизвестному, что есть в нас самих.

32 слайд. На занятиях с игрой с песком и рисованием на песке можно использовать разнообразные игры и упражнения: Рисование указательным пальцем на песке (рисуем дорожки и волны).

33 слайд. Создание рисунка на песке трубочками для коктейля. Игра «Песочный ветер» Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.

34 слайд. Иллюстрирование своих историй.

35 слайд. Игра «Необыкновенные следы» и «Змейка». Рисование ребром ладони и кулаком.

36 слайд. Упражнение «Песочный дождь».

37 слайд. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.

38 слайд. Спасибо за внимание!

 

3 часть. Практическая часть.

Прошу выйти 4 желающих. Окунемся в совместную творческую деятельность. Подойдём к «малым педагогическим песочницам» и подносам с песком. Опустите руки в песок, закройте глаза и расслабьтесь. (Звучит музыка шум моря Слайд 1картинка пляж)

Что вы вспоминаете?

Когда Вы слышите слово - песок.

Многие из вас вспоминают: золотой пляж, лазурное море, шум прибоя, крики чаек, а кто-то легкий бриз. Все - это завораживает. Позволяет расслабиться и отдохнуть от забот. Забыть о проблемах. Наверняка каждой из вас приходилось находиться на пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку. Чувствуете теплый и приятный на ощупь песок. Строите из него волшебные замки. Не замечаете, как исчезают тягостные мысли, проблемы. Дело в том, что податливость песка помогает избавиться от плохих мыслей.

А в девстве, кто не играл в песок!

Открываем глаза.

Мы сейчас Вами отправимся на экскурсию в необычную страну «Песочной феи». Чтобы попасть в нее нужно совершить необычное путешествие по морю. (Слайд 2 море)

А чтобы оно появилось его надо нарисовать. (Слайд 3. Образец как рисуем.)

Игра «Рисуем море»

Нарисуем море.

Рисуем волны указательным пальцем.

Море готово, молодцы! (Слайд 4 море.)

Отправляемся в путь на яхта (Слайд 5. Яхта). Ставим яхты в правом нижнем углу песочницы, поплыли по нашему морю (музыка шум моря слайд 6. Картинка яхта плывет по морю).

Представьте, что мы плывём на яхтах, а наши паруса подгоняет южный спокойный, тёплый ветер.

Возьмём трубочки для коктейлей и подуем на наши яхты.

Чтобы мы быстрей добрались до страны «Песочной феи».

Упражнение «Песочный ветер»

Берём трубочки для коктейля. Набираем в себя немного воздуха и тихонько подуем его через трубочки.

Вот и приплыли в страну «Песочной феи» вот и она. (Слайд 7 Картинка «Песочная страна» и фея).

«Песочная фея» хочет нам показать много интересного.

Она любит, когда к ней приходят гости! Однако в это стране есть правила, которые мы должны с вами соблюдать.
Здесь нельзя кусаться, драться.

И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Давайте поздороваться с песочком. Как можно поздороваться с песком? (ответы) (Слайд 8)

Правильно ладошками.

Упражнение «Чувствительные ладошки»

Положите кисти рук на песок и оставляйте отпечатки ваших кистей рук - внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. Прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к песку? «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуете вы?».

Теперь переверните руку ладонью вверх. (Слайд 9. Руки на песке)

Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?» (ответы)

Поздоровались с песком.

В «Песочной стране» у феи живёт много животных. И они оставляют свои следы на песке. Мы сегодня с этими животными встретимся. Чтобы с ними встретится, надо отгадать загадку феи: Внимание на экран. (Слайд 10)

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Слайд 11 Медведь)

А что вы можете рассказать про медведя?

Какой он? Что у него есть? (ответы)

Правильно! Медведь большой, тяжелый и следы у него большие.

Превращаю Вас в Мишек.

1.Игра «Необыкновенные следы» (звучит музыка Слайд 12)

Нарисуем следы медведя кулаками с силой надавливая на песок.

Повторяйте движения за мной и слова.

«Мишка косолапый по песку идёт.

Топ-топ-топ…»

Какие следы у вас получились? (Ответы.)

Равняем поверхность песка при помощи линейки.

Внимание на экран следующая загадка от феи.

2. Никого не обижает, а всех сам боится. (Слайд 13 заяц)

«Прыгают зайцы легко по песку» — рисуем следы, двумя пальцами (указательным и средним). Рисуем на поверхности песка следы зайцев и повторяем слова.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок. (Звучит музыка)

Равняем поверхность песка при помощи линейки.

Следующая загадка: (Слайд 14. Заяц)

3.Сама рыжевата

Мордочка хитровата.

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка. (Слайд 15. Лиса)

Что мы знаем про лису?

Какая она? Как она бегает по лесу?

Правильно она хитрая и у неё пушистый хвост?

А лисичка бегает везде и ищет зайчика.

Приготовили указательный пальчик и рисуем следы лисы.

(звучит музыка)

Молодцы! Посмотрите на следы лисы. Какие они?

Побежала лисичка снова, только хвостик низко опустила и следы свои заметает. (Показывает, ребром ладони равняем поверхность песка) (Музыка звучит)

Продолжаем нашу экскурсию. Фея предлагает в горы отправиться.

(Слайд 16. Горы). Делаем горы из песка. Горы какие бывают? ( Высокие и низкие) Нагребаем руками горки песка. Посмотрите, какие горы у вас получились!

Отправляемся в путь в горы в стране «Песочной феи». Приготовили два пальца - это наши ноги. Мы будем ими шагать и проговаривать, куда мы поднимаемся вверх в гору, вниз с горы.

Предлагаю продолжить экскурсию.

Фея предлагает нам нарисовать её страну песком. Чтобы нарисовать надо с начало раздвинуть песок в песочнице на края на лево и право.

Чтобы начать рисовать, надо отгадать загадку, рисуем ответы на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

(звучит музыка спокойная)

Игра «Картина из загадок».

1. Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Слайд 17.Солнце)

2. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (Слайд 18. Облака)

3. Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (Слайд 19. Речка)

4.Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной Чудо мостик подвесной (Слайд 20. Радуга)

5. Она под осень умирает. И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. Коровам без неё - беда: Она их главная еда. (Слайд 21. Трава.)

Фея. Вот какая получилась удивительная у каждого своя страна, где изображена красота «Песочной страны». Посмотрим дуг у друга.

Все молодцы!

Равняем песок.

Предлагаю вам при помощи различных предметов создать сваю страну и рассказать о ней. Что в ней есть? Кто там живёт? И что они делаю?

(Заучит песня "Маленькая страна".) Предлагает подойти и взять предметы с растениями, зданиями, животными ит.д.)

Расставляют миниатюрные фигуры и игрушки на песок. (Рассказывают.)

Попрощаемся с «Песочной страной» и фей.

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Сделать -это можно так. Протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

Педагог: До следующей встречи в Песочной стране!

- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие, в мастер - классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вам вручить сертификаты участников мастер-класса.

3. Рефлексия

(оценка)

Педагог: - Коллеги, скажите, где мы сегодня побывали?

- В гостях у Песочной Феи.

Воспитатель: - А что мы делали в Песочной стране?

Коллеги: - Рисовали следы животных. Рисовали картины на песке. Создавали свою страну.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось делать в «Песочной стране?» (ответы)
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. 
Надеюсь вы на себе ощутили положительный эффект игр и упражнений с песком на себе. Такие песочницы помогут вам в работе с детьми круглый год. Свой мастер – класс я хочу, закончит стихотворением……

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желание, добра,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру….

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Спасибо за внимание!



Новые публикации

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое…

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето»...

Читайте также

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Дидактическая игра «Фрукты и овощи» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Фрукты и овощи» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Фрукты и овощи» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена...

Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в период подготовки…

Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в период подготовки ребенка к школе Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Хищные животные нашего края»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности. Задачи: создать условия для: - формирования умения сопоставлять, сравнивать; - развития наблюдательности, внимания, мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; - развития связной речи детей. Ход Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам стихотворение –загадку:...

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» В группе компенсирующей направленности №1 МАДОУ ДС №473 г. Челябинска, для детей с нарушением интеллекта.   Составил: Бондаренко Н.В., воспитатель Высшей категории   Название проекта: «Неделя добра и толерантности» в группе 1, компенсирующей направленности для...

" Рождество да Святки, все поют колядки"

  "Рождество да Святки - все поют колядки" Взаимосвязь народных календарно-обрядовых и православных традиций в подготовке детских праздничных мероприятий.   На протяжении многих веков после Крещения Руси народные календарно-обрядовые и православные праздники имели между собой неразрывную связь. Это прослеживается в...