Коллективный познавательно-творческий проект «Азбука финансовой грамотности»


Вид проекта:
коллективный познавательно- творческий.

Реализация проекта: ноябрь – декабрь 2019 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), их родители, воспитатели.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Проблема. 1. Дети в ДОУ не умеют коллективно работать в разных видах деятельности особенно в коллективном творчестве, решая эту проблему развития, педагоги должны основываться на следующих принципах: творческая реализация каждого воспитанника; учет индивидуальных особенностей детей; комфортность пребывания ребенка в коллективе.
2. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, посредством детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности.

Задачи:

  • Формировать умения и навыки работать в коллективе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.
  • Формировать и развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Сформировать первичные экономические понятия.
  • Сформировать у детей правильное отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумного их использования.
  • Сформировать и совершенствовать навыки совместной работы.
  • Развивать у дошкольников потребности в эстетическом общении и интереса к изобразительной деятельности; эстетические чувства и художественный вкус.
  • Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.
  • Обогатить словарный запас.
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
  • Воспитывать чувство коллективизма

Ориентиры на этапе завершения работы над проектом (ожидаемый результат):

В ходе реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

3. Сплочение детского коллектива;
4. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности.

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме выставки творческих работ «Моя денежная единица», квест – игры для дошкольников «Гуси – лебеди» и презентации: «Азбука финансовой грамотности».


Перспективное планирование

Месяц Неделя Тема
ноябрь 1-я «Труд» «Профессии, предметы и продукты труда»
2 -я «Труд» «Заработная плата. Товар»
3 -я Что такое деньги? «Деньги, цена, стоимость»
4-я «Деньги. Монета. Банкнота»
декабрь 1-я «Бюджет семьи. Источники дохода (расхода)»
2 -я «Реклама»
3 -я «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
4-я «Как накопить на любимую игрушку»

В ходе реализации проекта был оформлен уголок «Юные экономисты», в котором разместились: Царица (кукла) Финансовой грамотности; макеты банкоматов; лэпбуки по финансовой грамотности дошкольников; музей денег; полочка занимательных книг, где собраны сказки, загадки, пословицы, стихи, поговорки, интересные истории и удивительные факты о деньгах, специальные упражнения, дидактические и развивающие игры; атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Банк», «Аукцион», «Рекламное агентство» и др.

В результате работы над темами «Труд», «Профессии, предметы и продукты труда», дети реализовали полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной и коллективной творческой деятельности (изобразительной и др.)

Для закрепления понятий: «деньги», «элементы защиты денег», «номинал», «зарплата», «цена», «товар», «банк», «профессия», «кредит», я использовала продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в форме индивидуального и коллективного творчества.

Прежде чем познакомить детей с сюжетно - ролевыми играми «Банк» и «Аукцион», мы провели предварительную работу: изготовили совместно с детьми чеки, деньги, банковские карточки, кошельки, товары («лоты»). Прочитали сказку, провели беседу, и на примере кукольного театра показали, как у лесных зверей проходит аукцион. Дети узнали, что товар на аукционе называется «лот» и что существует такая профессия как аукционист, человек, который ведёт аукцион, он с молотком стоит за трибуной и объявляет лоты. Дети были заинтересованы и с радостью приняли участие в играх.
По прочитанным сказкам и мультфильмам дети составляли коллажи, рисовали, лепили, конструировали из бумаги копилки и кошельки, из строительного материала строили банки.
Активно проявили себя в реализации проекта родители. Приняли участие в подборе художественной, энциклопедической литературе, использовали электронные ресурсы Интернета по теме проекта. Помогли в создании объёмных и плоскостных композиций: «Банкомат», «Банк», коллаж «Что такое банкомат», книжки-малышки. Совместно с детьми приняли участие в фотоконкурсе «Как потратить деньги правильно». А также приготовили презентации о деньгах и истории возникновении денег на электронные носители; изготовили книжки-малышки и лэпбуки. Также некоторые родители параллельно с групповым проектом реализовали домашний проект «Моя копилка. Накопление денег на любимую игрушку».
На итоговом этапе была организована выставка творческих работ «Моя денежная единица» и квест – игра по сказке «Гуси – лебеди». Игра состояла из 6 этапов движения по сюжету. Группа детей составляет единую команду, которая передвигается по помещению детского сада и выполняют различные творческие задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели. В данной квест – игре дети закрепили полученные знания в процессе реализации проекта.

С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами.
Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в экономическом воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс и как метод обобщения знаний и умений воспитанников позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. 

Выставка творческих работ «Моя денежная единица»



Новые публикации

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Сценарий праздника «Посвящение в эколята» Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Задачи: Образовательные: расширять, пополнять и уточнять...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Читайте также

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста…

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа...

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Читайте также

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»