Коллективный познавательно-творческий проект «Азбука финансовой грамотности»


Вид проекта:
коллективный познавательно- творческий.

Реализация проекта: ноябрь – декабрь 2019 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), их родители, воспитатели.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Проблема. 1. Дети в ДОУ не умеют коллективно работать в разных видах деятельности особенно в коллективном творчестве, решая эту проблему развития, педагоги должны основываться на следующих принципах: творческая реализация каждого воспитанника; учет индивидуальных особенностей детей; комфортность пребывания ребенка в коллективе.
2. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, посредством детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности.

Задачи:

  • Формировать умения и навыки работать в коллективе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.
  • Формировать и развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Сформировать первичные экономические понятия.
  • Сформировать у детей правильное отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумного их использования.
  • Сформировать и совершенствовать навыки совместной работы.
  • Развивать у дошкольников потребности в эстетическом общении и интереса к изобразительной деятельности; эстетические чувства и художественный вкус.
  • Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.
  • Обогатить словарный запас.
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
  • Воспитывать чувство коллективизма

Ориентиры на этапе завершения работы над проектом (ожидаемый результат):

В ходе реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

3. Сплочение детского коллектива;
4. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности.

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме выставки творческих работ «Моя денежная единица», квест – игры для дошкольников «Гуси – лебеди» и презентации: «Азбука финансовой грамотности».


Перспективное планирование

Месяц Неделя Тема
ноябрь 1-я «Труд» «Профессии, предметы и продукты труда»
2 -я «Труд» «Заработная плата. Товар»
3 -я Что такое деньги? «Деньги, цена, стоимость»
4-я «Деньги. Монета. Банкнота»
декабрь 1-я «Бюджет семьи. Источники дохода (расхода)»
2 -я «Реклама»
3 -я «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
4-я «Как накопить на любимую игрушку»

В ходе реализации проекта был оформлен уголок «Юные экономисты», в котором разместились: Царица (кукла) Финансовой грамотности; макеты банкоматов; лэпбуки по финансовой грамотности дошкольников; музей денег; полочка занимательных книг, где собраны сказки, загадки, пословицы, стихи, поговорки, интересные истории и удивительные факты о деньгах, специальные упражнения, дидактические и развивающие игры; атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Банк», «Аукцион», «Рекламное агентство» и др.

В результате работы над темами «Труд», «Профессии, предметы и продукты труда», дети реализовали полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной и коллективной творческой деятельности (изобразительной и др.)

Для закрепления понятий: «деньги», «элементы защиты денег», «номинал», «зарплата», «цена», «товар», «банк», «профессия», «кредит», я использовала продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в форме индивидуального и коллективного творчества.

Прежде чем познакомить детей с сюжетно - ролевыми играми «Банк» и «Аукцион», мы провели предварительную работу: изготовили совместно с детьми чеки, деньги, банковские карточки, кошельки, товары («лоты»). Прочитали сказку, провели беседу, и на примере кукольного театра показали, как у лесных зверей проходит аукцион. Дети узнали, что товар на аукционе называется «лот» и что существует такая профессия как аукционист, человек, который ведёт аукцион, он с молотком стоит за трибуной и объявляет лоты. Дети были заинтересованы и с радостью приняли участие в играх.
По прочитанным сказкам и мультфильмам дети составляли коллажи, рисовали, лепили, конструировали из бумаги копилки и кошельки, из строительного материала строили банки.
Активно проявили себя в реализации проекта родители. Приняли участие в подборе художественной, энциклопедической литературе, использовали электронные ресурсы Интернета по теме проекта. Помогли в создании объёмных и плоскостных композиций: «Банкомат», «Банк», коллаж «Что такое банкомат», книжки-малышки. Совместно с детьми приняли участие в фотоконкурсе «Как потратить деньги правильно». А также приготовили презентации о деньгах и истории возникновении денег на электронные носители; изготовили книжки-малышки и лэпбуки. Также некоторые родители параллельно с групповым проектом реализовали домашний проект «Моя копилка. Накопление денег на любимую игрушку».
На итоговом этапе была организована выставка творческих работ «Моя денежная единица» и квест – игра по сказке «Гуси – лебеди». Игра состояла из 6 этапов движения по сюжету. Группа детей составляет единую команду, которая передвигается по помещению детского сада и выполняют различные творческие задания, тем самым, помогая герою достичь конечной цели. В данной квест – игре дети закрепили полученные знания в процессе реализации проекта.

С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами.
Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в экономическом воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс и как метод обобщения знаний и умений воспитанников позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. 

Выставка творческих работ «Моя денежная единица»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука»

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с технологией посадки лука. Задачи: Обучающие: - формировать знания об особенностях и полезных свойствах лука; -...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Макет по ПДД

Макет по ПДД Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими детьми и...

Читайте также

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...