Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса

(Из опыта работы)

Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек» принял своих первых воспитанников в феврале 1983 году. И с тех пор, вот уже 38 года, звучит в саду звонкий и веселый детский смех.

Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 12 групп. Сегодня в детском саду работает 6 групп, в них 90 воспитанников, в возрасте от 2 до 7 лет. Возглавляет коллектив детского сада «Звоночек» заведующий Ткачева Татьяна Викторовна.

Приоритетным направлением работы ГДОУ ЛНР СДС №36 «Звоночек» является формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса. С целью реализации задач направления работы в нашем дошкольном учреждении создана программа по гражданскому воспитанию, которая является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, разработано перспективное планирование работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, ориентировочные конспекты занятий с детьми, диагностическая карта по теме «Патриотическое воспитание детей». В помещении ДОУ оформлены: мини-музей народного быта «Светлица», мини-музей «Историческое прошлое и настоящее родного края». 

В.А.Сухомлинский утверждал, что детство каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае – Краснодонского района. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, обогатить образовательный процесс в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на краеведческом материале включает в себя следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.

2. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому – культурно – историческим фактам.

3. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности закладывает предпосылки развития способности ребенка в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.

4. Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

5. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельностью по благоустройству города, охране природы и т.п.).

6. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, День шахтера, 8 Марта и т.д.).

7. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

8. Создание такой развивающей среды в группах и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей народного быта, предметы декоративно – прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

9. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом мы руководствуемся следующими принципами:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического

порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гумманизация. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п., в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, сочетанием всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Краснодона, Суходольска.

Работа по ознакомлению детей с родным городом ведется на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно – эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

2. Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание. вызвать стремление что-то указать самостоятельно (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город?..».

3. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как и вы»; или « Это было очень – очень-очень давно, когда ваших мам, пап и дедушек еще не было на свете».

4. Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Познакомившись с опытом работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования в детских садах городов Псков, Москва, С.Петербург и др., учитывая опыт своей работы, нами был сделан вывод, что занятия по ознакомлению с городом следует проводить один – два раза в месяц, по таким тематическим блокам:

1. Труд взрослых;

2. Отдых горожан;

3. Природа города;

4. Культура поведения в городе;

5. Защитники города;

6. Выдающиеся люди города;

7. История города;

8. Достопримечательности города.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

1. Формировать любовь к родному городу, краю и интерес к прошлому и настоящему.

2. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

Многолетний труд коллектива по формированию национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса дал положительные результаты:
1. Системный подход в работе: от близкого к далекому, от частного к общему, от простого к сложному, способствует формированию познавательных способностей и интересов дошкольников. 2. Воспитанники с большим уважением относятся к природе родного края, к людям, которые их окружают, к достопримечательностям родного города.

3. С целью закрепления знаний детей разработана серия развивающих заданий и игр «Мой край».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рождественские колядки. Для детей старшего дошкольного возраста

Рождественские колядки Для детей старшего дошкольного возраста Цель: приобщать детей к традициям праздников русского народа. Задачи: Познакомить с традициями праздника Рождество и Святки. Дать представление...

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка»

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка» Конспект Месяц декабрь Возраст 6-7 лет Тема: И. Рослова «Обувашка» Культурная практика Чтение художественной литературы Источник/автор Завейборода Ж.М. Форма представления/ Тип исследования Тексты для непродолжительного чтения Культурно-смысловой...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Читайте также

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Педагогический проект «Волшебный магнит»

Педагогический проект «Волшебный магнит» Актуальность. «Вот перед Вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит». Что это за чудо камень - магнит и...