Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса
(Из опыта работы)
Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек» принял своих первых воспитанников в феврале 1983 году. И с тех пор, вот уже 38 года, звучит в саду звонкий и веселый детский смех.
Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 12 групп. Сегодня в детском саду работает 6 групп, в них 90 воспитанников, в возрасте от 2 до 7 лет. Возглавляет коллектив детского сада «Звоночек» заведующий Ткачева Татьяна Викторовна.
Приоритетным направлением работы ГДОУ ЛНР СДС №36 «Звоночек» является формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса. С целью реализации задач направления работы в нашем дошкольном учреждении создана программа по гражданскому воспитанию, которая является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, разработано перспективное планирование работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, ориентировочные конспекты занятий с детьми, диагностическая карта по теме «Патриотическое воспитание детей». В помещении ДОУ оформлены: мини-музей народного быта «Светлица», мини-музей «Историческое прошлое и настоящее родного края».
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае – Краснодонского района. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, обогатить образовательный процесс в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на краеведческом материале включает в себя следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.
2. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому – культурно – историческим фактам.
3. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности закладывает предпосылки развития способности ребенка в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.
4. Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
5. Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельностью по благоустройству города, охране природы и т.п.).
6. Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, День шахтера, 8 Марта и т.д.).
7. Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
8. Создание такой развивающей среды в группах и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей народного быта, предметы декоративно – прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
9. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом мы руководствуемся следующими принципами:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гумманизация. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п., в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, сочетанием всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Краснодона, Суходольска.
Работа по ознакомлению детей с родным городом ведется на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно – эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
1. Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
2. Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание. вызвать стремление что-то указать самостоятельно (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город?..».
3. Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как и вы»; или « Это было очень – очень-очень давно, когда ваших мам, пап и дедушек еще не было на свете».
4. Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Познакомившись с опытом работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования в детских садах городов Псков, Москва, С.Петербург и др., учитывая опыт своей работы, нами был сделан вывод, что занятия по ознакомлению с городом следует проводить один – два раза в месяц, по таким тематическим блокам:
1. Труд взрослых;
2. Отдых горожан;
3. Природа города;
4. Культура поведения в городе;
5. Защитники города;
6. Выдающиеся люди города;
7. История города;
8. Достопримечательности города.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
1. Формировать любовь к родному городу, краю и интерес к прошлому и настоящему.
2. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
3. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
Многолетний труд коллектива по формированию национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса дал положительные результаты:
1. Системный подход в работе: от близкого к далекому, от частного к общему, от простого к сложному, способствует формированию познавательных способностей и интересов дошкольников. 2. Воспитанники с большим уважением относятся к природе родного края, к людям, которые их окружают, к достопримечательностям родного города.
3. С целью закрепления знаний детей разработана серия развивающих заданий и игр «Мой край».
Читайте также |
---|
Конспект НОД итогового мероприятия на тему: «Кто в домике живет?»…
Конспект НОД итогового мероприятия на тему: «Кто в домике живет?» в разновозрастной группе Задачи: Закрепить знания о зверях и птицах, местах их обитания, жилье. Развивать наблюдательность...
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и…
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и кораблик» Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей создавать образ кораблика...
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет