Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.
Цель: развитие речи, через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
- развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;
- активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
- улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
- развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
- углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
- совершенствовать пропаганду театрализованной деятельности среди воспитателей и родителей.
Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.
Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность: долгосрочный – учебный год.
Ожидаемые результаты:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Структура проекта
1 этап – поисковый.
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.
2 этап – констатирующий.
Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи, их готовность к работе.
3 этап – формирующий.
Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.
4 этап – аналитический.
Содержание воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея – идея развивающего обучения.
Строя свою образовательную работу, я опиралась на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова.
Формы работы с детьми:
- Образовательная деятельность.
- Дополнительное образование «Смешарики».
- Показ спектаклей, драматизация сказок.
- Презентации разных видов театра.
- Выставки.
Методы и приемы:
- Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах).
- Игры-драматизации.
- Беседы после просмотра спектаклей.
- Упражнения по дикции.
- Игры-превращения.
- Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы.
- Театральные этюды.
- Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта).
- Индивидуальные беседы.
- Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- Посещение театра всей семьей.
- Фотовыставки «Театральные новости».
- Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»; совместная деятельность.
- Помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
Ребенок
1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
2. Идея – не навреди.
Продуктами проектной деятельности являются:
- Показ сказки «Теремок на новый лад».
- Показ сказки «Сказка на новый лад».
- Презентация сказки «Снежная королева».
- Показ спектакля «Мешок яблок».
- Показ сказки «Как дети помогли Федоре».
- Показ сказки «Муха цокотуха».
- Презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного через театрализованную деятельность»
№ п/п |
сроки | Содержание работы | Ответственные |
1-й этап – Подготовительный этап | |||
1 | Сентябрь 2018г. | Разработка перспективного плана на учебный год детей старшей группы. Родительское собрание «Театр – наш друг и помощник» Буклет «Театр» Памятка для родителей «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности» |
Воспитатели |
В течение года | Создание театрально-игровой среды фрагменты и предметы-носители природных качеств, различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски), в групповой комнате свой театральный уголок с масками, настольными театрами. | Воспитатели, музыкальный руководитель, | |
2 | Октябрь 2018г. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» |
Воспитатели |
Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по теме проекта:
|
Воспитатели | ||
3 | Октябрь 2018г. | Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей». | Воспитатели, музыкальный руководитель |
4 | Ноябрь 2018г. | Мастер класс по изготовлению кукол пальчикового театра. | Воспитатель Фещенко Н.С. |
2-й этап – основной | |||
1 | Октябрь 2018г. | Выпуск газеты «Почемучка» «Мнемотехника». См. приложение № 1. Проект «Дорожка в сказку «Теремок на новый лад»». См. приложение № 2. Консультация «Как научить ребёнка пересказу» Консультация «Как научить ребёнка говорить» Памятка по организации театрализованной деятельности в семье. Презентация «Путешествие в сказку». Презентация «Наш театр «Смешарики»» |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
2 | Ноябрь 2018г. |
Проект «Дорожка в сказку «Сказка на новый лад волк и семья козлят»». См. приложение № 3. Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста». Консультация «Мнемотехника в развитие связной речи у детей ». См. приложение № 4. |
Воспитатели Руководитель хора |
3 | Декабрь 2018г. |
Проект «Дорожка в сказку «Снежная королева»». См. приложение № 5. Презентация сказки Буклет «Мнемотехника: рассказы стихотворения, сказки» Памятка «Развитие речи детей дошкольного возраста». См. приложение № 6. Презентация «Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников» Презентация «Технология использования мнемотехники старшего дошкольного возраста для формирования связной речи» Консультация «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольника» |
Воспитатели |
4 | Январь 2019г. |
Проект «Дорожка в сказку «Мешок яблок»». См. приложение № 7. Презентация сказки. Консультация «Влияние оригами на развитие речи детей» |
Воспитатели |
5 | Февраль 2019г. |
Проект «Дорожка в сказку «Федорино горе»». См. приложение № 8. Консультация «Развитие диалогической речи с использованием игр драматизации» Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста». Консультация «Речевые игры с дошкольниками» |
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
6 | Март 2019 |
Проект «Дорожка в сказку «Муха цокотуха»». См. приложение № 9. Презентация спектакля. Выпуск газеты «Почемучка» «Играем в театр». См. приложение № 10. Консультация «Из истории театра» Выпуск газеты «Почемучка» «День рождения театра». См. приложение № 11. |
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
7 | Апрель 2019г. |
Проект «День рождения театра». См. приложение № 12. Театральные термины. Родительское собрание «Роль игры и сказок в жизни ребёнка» |
Воспитатели |
3-й этап – заключительный | |||
1 | Май 2019г. | Подведение итогов реализации проекта: Развлечение «Путешествие по сказкам» Презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педагогического совета. |
Воспитатели. |
Разработана программа дополнительного образования театр «Смешарики».
Цель программы:
Средствами театрального искусства развивать творческие и речевые способности детей в тесной взаимосвязи с участниками образовательного процесса.
См. приложение № 13.
Результат проекта:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Для группы:
1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
3. Создание картотеки театрализованных игр. См. приложение № 14.
4. Создание лэпбук «Театр». См. приложение № 15.
Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.
Список литературы:
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
- Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
- Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
- Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
- Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // Методические пособия.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
- Программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр» / Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
- Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
- Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
- Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
- Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
- Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
- Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
192 c.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...
«Теоретические основы организации обучения»
«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...