Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

1

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

2

Цель: развитие речи, через театрально-игровую деятельность.

Задачи:

  • развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;
  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
  • совершенствовать пропаганду театрализованной деятельности среди воспитателей и родителей.

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Продолжительность: долгосрочный – учебный год.

Ожидаемые результаты:

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

3

Структура проекта

1 этап – поисковый.

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап – констатирующий.

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап – формирующий.

Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.

4 этап – аналитический.

4

5

Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Основная идея – идея развивающего обучения.

Строя свою образовательную работу, я опиралась на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова.

6

7

Формы работы с детьми:

  • Образовательная деятельность.
  • Дополнительное образование «Смешарики».
  • Показ спектаклей, драматизация сказок.
  • Презентации разных видов театра.
  • Выставки.

8

9

Методы и приемы:

  • Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах).
  • Игры-драматизации.
  • Беседы после просмотра спектаклей.
  • Упражнения по дикции.
  • Игры-превращения.
  • Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы.
  • Театральные этюды.
  • Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

10

Работа с родителями:

 Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

11

12

Формы взаимодействия работы с родителями:

  • Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта).
  • Индивидуальные беседы.
  • Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
  • Посещение театра всей семьей.
  • Фотовыставки «Театральные новости».
  • Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»; совместная деятельность.
  • Помощь в изготовлении костюмов и декораций.

13

14

Работа воспитателей.

Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.

Формы работы:

- педсоветы, консультации;

- создание картотеки театрализованных игр;

- помощь в организации предметно-развивающей среды;

- работа с учебными наглядными пособиями;

- праздники и развлечения;

- выставки, фотоальбомы.

15

Ребенок

1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

2. Идея – не навреди.

16

Продуктами проектной деятельности являются:

  • Показ сказки «Теремок на новый лад».
  • Показ сказки «Сказка на новый лад».
  • Презентация сказки «Снежная королева».
  • Показ спектакля «Мешок яблок».
  • Показ сказки «Как дети помогли Федоре».
  • Показ сказки «Муха цокотуха».
  • Презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.

17

18

19

20

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного через театрализованную деятельность»


п/п
сроки Содержание работы Ответственные
1-й этап – Подготовительный этап
1 Сентябрь 2018г. Разработка перспективного плана на учебный год детей старшей группы.
Родительское собрание «Театр – наш друг и помощник»
Буклет «Театр»
Памятка для родителей «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности»
Воспитатели
В течение года Создание театрально-игровой среды фрагменты и предметы-носители природных качеств, различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски), в  групповой комнате свой театральный уголок с масками, настольными театрами. Воспитатели, музыкальный руководитель,
2 Октябрь 2018г. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
через театрализованную деятельность»
Воспитатели
Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по теме проекта:
  • «Культура и техника речи»;
  • «Ритмопластика»;
  • «Основы театральной культуры»;
  • «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста».
Воспитатели
3 Октябрь 2018г. Мастер-класс для родителей: «Играя, развиваем речь детей». Воспитатели, музыкальный руководитель
4 Ноябрь 2018г. Мастер класс по изготовлению кукол пальчикового театра. Воспитатель Фещенко Н.С.
2-й этап – основной
1 Октябрь 2018г. Выпуск газеты «Почемучка» «Мнемотехника». См. приложение № 1.
Проект «Дорожка в сказку «Теремок на новый лад»». См. приложение № 2.
Консультация «Как научить ребёнка пересказу»
Консультация «Как научить ребёнка говорить»
Памятка по организации театрализованной деятельности в семье.
Презентация «Путешествие в сказку».
Презентация «Наш театр «Смешарики»»
Музыкальный руководитель, воспитатели
2 Ноябрь
2018г.
Проект «Дорожка в сказку «Сказка на новый лад волк и семья козлят»».
См. приложение № 3.
Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста».
Консультация «Мнемотехника в развитие связной речи у детей ».
См. приложение № 4.
Воспитатели
Руководитель хора
3 Декабрь
2018г.
Проект «Дорожка в сказку «Снежная королева»». См. приложение № 5.
Презентация сказки
Буклет «Мнемотехника: рассказы стихотворения, сказки»
Памятка «Развитие речи детей дошкольного возраста». См. приложение № 6.
Презентация «Использование мнемотехники в развитие речи дошкольников»
Презентация «Технология использования мнемотехники старшего дошкольного возраста для формирования связной речи»
Консультация «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольника»
Воспитатели
4 Январь
2019г.
Проект «Дорожка в сказку «Мешок яблок»». См. приложение № 7.
Презентация сказки.
Консультация «Влияние оригами на развитие речи детей»
Воспитатели
5 Февраль
2019г.
Проект «Дорожка в сказку «Федорино горе»». См. приложение № 8.
Консультация «Развитие диалогической речи с использованием игр драматизации»
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Консультация «Речевые игры с дошкольниками»
Музыкальный руководитель,  воспитатели, родители
6 Март
2019
Проект «Дорожка в сказку «Муха цокотуха»». См. приложение № 9.
Презентация спектакля.
Выпуск газеты «Почемучка» «Играем в театр». См. приложение № 10.
Консультация «Из истории театра»
Выпуск газеты «Почемучка» «День рождения театра». См. приложение № 11.
Музыкальный руководитель,  воспитатели, родители
7 Апрель
2019г.
Проект «День рождения театра». См. приложение № 12.
Театральные термины.
Родительское собрание «Роль игры и сказок в жизни ребёнка»
Воспитатели
3-й этап – заключительный
1 Май 2019г. Подведение итогов реализации проекта:
Развлечение  «Путешествие по сказкам»
Презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педагогического совета.
Воспитатели.

Разработана программа дополнительного образования театр «Смешарики».

Цель программы:

Средствами театрального искусства развивать творческие и речевые способности детей в тесной взаимосвязи с участниками образовательного процесса.

См. приложение № 13.

Результат проекта:

Для детей:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Развитие речи, мимики, жестов.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателей:

1. Повышение профессионализма.

2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

3. Личностный профессиональный рост.

4. Самореализация.

Для родителей:

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

3. Самореализация.

Для группы:

1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.

3. Создание картотеки театрализованных игр. См. приложение № 14.

4. Создание лэпбук «Театр». См. приложение № 15.

21

22

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

23

 

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
  6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
  7. Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
  8. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
  9. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
  10. Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
  11. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
  12. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.
  13. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.
  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // Методические пособия.
  15. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
  16. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
  17. Программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр» / Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
  18. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
  19. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
  20. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
  21. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
  22. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
  23. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
  24. Матвеева, А.С.Яковлева, Н.Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
  25. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
  26. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
  27. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
    192 c.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...

«Теоретические основы организации обучения»

«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок