«Теоретические основы организации обучения»

Введение

Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения лекций, практических занятий, лабораторных работ и т.д., и как правило, разрешаются здесь же. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. [17] В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса. Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения. Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося. Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки. Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т.е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.

Цель контрольной работы по теме – ознакомиться с педагогической ситуацией и ее алгоритмом.

Задачи:

Изучить понятие «педагогическая ситуация»

Ознакомится с характеристикой и классификацией педагогических ситуаций, а так же с различными фазами педагогической ситуации.

Раскрыть причины возникновения педагогической ситуации.

Выявить Алгоритм анализа педагогической ситуации.

Объект: педагог и обучающиеся.

Предмет: изучение педагогической ситуации.

Характеристика и классификация педагогических ситуаций. Фазы протекания педагогических ситуаций.

Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.

Фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации. Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.

Что затрагивают педагогические ситуации? Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания. Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости.

Педагогическая ситуация всегда объективна. В ее основе лежит конфликт:

  1. недовольство (отриц.отношение к чему-либо или кому-либо);
  2. разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях и взглядах); 
  3. Противодействие (противостояние одного действия или явления против другого);
  4.  противостояние (сопротивление для кого или чего-либо);
  5. разрыв (нарушение связи, согласованности).

Алгоритм анализа педагогической ситуации

1. Характеристика педагогической системы. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие. Дайте оценку уровня развития педагогической системы. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе? 

2. Выявление объектов и субъектов воспитания. Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную). Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов. Определите стили отношений, руководства, общения педагога Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе. Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом. 

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации. Конкретизируйте задачу, которую следует решить [15].

Классификация педагогических ситуаций:

  1. по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
  2. по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
  3. по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  4. по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
  5. по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);
  6. по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
  7. по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.

Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).

  1. по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

Причины возникновения педагогической ситуации

Почему возникают педагогические ситуации. Конечно, и у опытных учителей, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в школе. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях учителей и учащихся, а также ученического и педагогического коллективов. Считается, что если ученик бросил вызов по отношению к учителю, значит, у него есть на это какая-то потребность. Ведь ученик - как лакмусовая бумажка, и нужно быстро среагировать на детский сигнал. А различные негуманные действия со стороны учителя способны вызвать противодействие. Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них – это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива. Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.

Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом. Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива. Значимость правильного решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической подготовки будущего учителя. В психологическом умении учителя главное - не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция учителя на неподобающее поведение школьников. Получается, что ученик недостойно ведет себя, а учитель прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что ученик и весь класс настраиваются против учителя. Правила педагогического общения. Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил: [16].

  • Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.
  • Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.
  • Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя
  • Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.
  • Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.
  • Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.

Педагогическая задача как способом разрешения педагогической ситуации

Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

Педагогическая задача - результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности. Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению» и др.

Решение педагогической задачи - процесс сложный, а результат - неоднозначный, потому что осуществляется в системе «педагог-обучающийся». Перевод человека из одного состояния в другое можно осуществить несколькими способами и различных людей по-разному. Следует различать понятия педагогическая задача и функциональная задача. Последние связаны с выполнением педагогом своих функций (чтение лекций, проведение лабораторных работ, организация производственной практики, руководство курсовым и дипломным проектирование и др.). В педагогических задачах идет поиск ответа на вопрос: «Как лучше в данной ситуации выполнить профессиональные функции и достичь поставленной цели?». Педагогические задачи делятся на три больших класса: задачи по обучению, задачи по воспитанию и задачи по организации совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и обучающихся. Существуют другие классификации педагогических задач. Важно понимать, что это всегда осознанная педагогом «проблемная ситуация, выход из которой субъект решения ищет с учетом ограничений и предписаний, накладываемых искомым результатом, нормами и правилами самой профессии, производственными условиями, в которых задача решается, а также собственных возможностей» [16].

Алгоритм решения педагогической задачи.

1. Выдвижение гипотезы. Выбор направления действий педагога, видов деятельности общих методов воспитания. Прогнозирование их результативности. Рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога. Выбор методов педагогического воздействия. Определение соответствующих методических приемов. Выбор организационных форм. Подбор необходимых средств, способствующих решению задача.

3. Детализация. Продумывание оперативной структуры действий педагога.

4. Анализ предполагаемых результатов. Характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи. 

Выводы

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения Педагогическая ситуация всегда объективна. В ее основе лежит конфликт: Классификация педагогических ситуаций: разнообразна: по месту возникновения и протекания; по степени проективности; по степени по участникам; по заложенным противоречиям; по содержанию. Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения); по характеру. Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Существует четыре фазы протекания педагогической ситуаций. Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия учителей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, - это и есть педагогические задачи. В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.

 

Список использованых источников

1. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. — Воронеж, — М., 1997

2. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997.

3. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — 1996. 

4. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.

6. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — 1994. 

7. Козлова, А. М. Дошкольное образование: психолого-педагогическая практика : учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Козлова. — М., 2002. — 234 с.

8. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего ребенка [Текст] / Л. В. Кузнецова. — М., 1999. — 136 с.

9. Куликова, Т. А. Семейная педагогика [Текст] / Т. А. Куликова. — М., 1999. — 284 с.

10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. — Воронеж, 1999. — 157 с.

11. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. — М. : Владос, 1999. — 308 с.

12. Основы дошкольной педагогики [Текст] / А. В. Запоро- жец ; под ред. А. В. Запорожца. — М. : Просвещение, 1980. — 248 с.

13. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] / Л. Ф. Островская. — М. : Просвещение, 1990. — 160с.

14. Петроченко, Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике [Текст] / Г. Г. Петроченко. — Минск, 1994. — 120 с.

15. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова. — М. : Владос, 1997. — 304 с. 20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие [Текст] / Г. А

16.Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации

[электронный ресурс] – Режим доступа:

https://www.syl.ru/article/170477/new_pedagogicheskaya-situatsiya-analiz-pedagogicheskoy-situatsii-primeryi-pedagogicheskih-situatsiy (11.04.2018)

17. Педагогика и основы педагогической профессии Методически указания к практическим и семинарским занятия.

[электронный ресурс] – Режим доступа:

http://window.edu.ru/resource/668/67668/files/tula_tsu_027.pdf ( 24.04.2018)

18. Педагогические ситуации и педагогические задачи. Учебный материал.

[электронный ресурс ] – Режим доступа: http://txtb.ru/82/33.html (22.04.2018)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Решение педагогической ситуации

В группу пришла девочка четырех лет, не знающая основных цветов, названий геометрических фигур. В разговоре воспитателя с мамой девочки выяснилось, что это её тоже беспокоит. В то же время мама рассказывает, что дома девочка просит то краски, то фломастеры, то пластилин. Но она только пачкается, у неё ничего не получается, а после таких занятий много уборки. Мама перестала давать девочке изобразительные материалы, она считает, что в детском саду проводятся специальные занятия с детьми и этого достаточно. 

Дети 3 – 4 лет зачастую путают цвета, геометрические формы, например, синий и зелёный цвета, квадрат и прямоугольник. В этом нет ничего страшного, овладение детьми сенсорными эталонами цвета, формы, величины происходит постепенно. Вместе с тем нужно создавать определенные условия для сенсорного развития ребёнка дома. В основе сенсорного развития детей лежат два психических процесса – ощущение и восприятие. С помощью ощущений воспитанники учатся распознавать цвет предметов, их форму, величину, характер поверхности. .Восприятие позволяет увидеть предмет в целом и целиком. Хорошо развитое восприятие может наблюдаться в виде наблюдательности ребёнка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали черточки. Следовательно, если в процессе воспитания ребёнок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста под влиянием разнообразной деятельности, поэтому необходимы все занятия с ребёнком: рисование, лепка, конструирование, физическая культура, чтение книг, слушание музыки, прогулки. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в ходе которой ребёнок активно познает свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направленные прежде всего на развитие восприятия и мышления. Следует отметить, что все дети без исключения любят рисовать, лепить, конструировать. И в домашних условиях необходимо давать детям возможность заниматься любимым занятием. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Читайте также

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста (Обобщение опыта работы воспитателя Даньщиковой В.В.) Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность...