Проект «Свадебный обряд на Руси»
(Логопедические группы старшего дошкольного возраста)
Работа содержит приложения:
1. Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1
2. Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2
Описание проекта
Творческий проект средней продолжительности по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским фольклором.
Актуальность темы проекта заключается в необходимости формирования духовного мира ребенка, живущего в мире ценностей более материальных, чем духовных, а так же в недостаточности развития эмоционально-волевых процессов, неадекватности самооценки и уровня притязаний, связанных с нарушениями речи. Развивать у таких детей коммуникативные навыки, создавать атмосферу непринужденности и комфорта необходимо с раннего дошкольного возраста. Реализация такой системы невозможна без традиционной национальной культуры. Знакомство с обрядами дает ребенку возможность не только узнать о жизни, обычаях наших предков, но и воспитывает их внутреннюю культуру на примере отношений, норм поведения содержащихся в фольклорном материале, а также способствует развитию творческой активности. Решая вопрос о развитии социального поведения и общения детей логопедических групп, поиск новых технологий помог найти интересный эффективный подход к решению этой проблемы. В основе технологии использования фольклорной деятельности в социальном и нравственном развитии детей-логопатов лежит воспитание эмоциональной сферы, духовности, коммуникативных навыков, творческих способностей и позволяет ребенку успешно адаптироваться в окружающем обществе.
По доминирующему методу данный проект следует отнести к категории – творческий проект. Он построен на фольклорном материале, содержащем в себе общественные культурные ценности.
Ребенок, по характеру участия в проекте, играет активную роль исполнителя.
Проект рассчитан на взаимодействие детей старших логопедических групп, педагогов и родителей.
По количеству участников относится к фронтальному типу.
Проблема, решению которой будет способствовать проект
- Оптимизация развития детей – логопатов через различные виды фольклорной деятельности, формирование адекватной самооценки и развитие эмоционально-волевой сферы.
- Создание условий, освобождающих от внутренней напряженности, адаптации детей в разных условиях, установление атмосферы непринужденной связи между ребенком и взрослым.
- Изучение фольклора, понимание его значимости в воспитании детей, умение применять в условиях современного мира.
- Воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников.
Задачи, решаемые внедрением проекта
- Знакомство с обрядом, его обычаями;
- Воспитание бережного отношения к родине, ее традициям;
- Знакомство с русским костюмом, предметами быта, жилищем крестьян;
- Углубление и расширение знаний о народных песнях
(лирические, шуточные, обрядовые и др.);
- Развитие познавательной активности, стимулирование к поиску дополнительной информации;
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат
Участие в проекте детей разновозрастных групп и коллектива педагогов позволит воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатит новыми впечатлениями.
В результате совместной творческой деятельности у детей сформируются коммуникативные навыки, появится уверенность в своих силах и способности к творчеству.
Содержание проекта
Данный творческий проект является мини-проектом долгосрочного проекта по ознакомлению детей с русской культурой.
Он включает в себя: 2 части непосредственно – организованной деятельности «Путешествие в прошлое», индивидуальные и подгрупповые репетиции, фольклорный досуг.
В I части осуществляется подготовительный этап проекта: формулируется проблема: Для чего? Зачем? А хотите узнать?; планируется дальнейшая деятельность (взаимодействие детей и сотрудников - подготовка фольклорного досуга, помощь семьи в поиске необходимой информации и пополнении развивающей среды предметами старины); происходит погружение в игровую ситуацию («путешествие в прошлое»- знакомство с деревенской избой, предметами быта, русским народным костюмом; рассматривание иллюстраций, слушание музыки по теме, беседа).
II/ практическая часть – это непосредственная работа над проектом: разучивание песен, хороводов, обыгрывание «свадебного обряда», русские народные игры. Второй этап проекта направлен на развитие познавательной активности, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса детей, на формирование коммуникативных навыков, воспитание духовности и патриотизма.
III/ заключительный этап проекта – презентация в форме творческого отчета – фольклорный досуг по мотивам старинного обряда «Свадьба на Руси».
Пополнение развивающей среды
В детском саду имеется достаточная развивающая база для знакомства дошкольников с народной культурой: музей «Русская изба», где размещены предметы старины, русские народные костюмы, собрание изделий народных промыслов, фонотека музыкального фольклора, русские народные музыкальные инструменты.
В результате осуществления проектной деятельности пополнена фонотека: приобретены аудиозаписи для слушания русской народной музыки в инструментальном, вокальном и оркестровом исполнении. Музею детского сада родителями воспитанников подарены вязаные изделия русских мастериц.
Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1
Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»
Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2
Самоанализ проектной деятельности
Непосредственно – организованная деятельность №1 «Путешествие в прошлое» носила ознакомительный характер, где дети познакомились с предметами быта крестьянской семьи, элементами русского народного костюма. Организованная деятельность имела огромное воспитательное значение – это и воспитание патриотических чувств, бережного отношения к родной культуре, её обычаям, а так же воспитание нравственных устоев.
Интерес детей к организованной деятельности поддерживался за счёт сочетания разных видов деятельности (слушание, игра на музыкальных инструментах и др.) и использования метода погружения в игровую ситуацию («Путешествие в прошлое»).
I часть непосредственно – организованной музыкальной деятельности – это подготовительный этап проекта. Здесь была сформулирована проблема и спланирована дальнейшая деятельность. В данном случае проблема определилась вследствие заинтересованности детей культурой и бытом русского народа и тем самым возникла необходимость в получении новой дополнительной информации. Была создана поисковая ситуация. Детям дано домашнее задание – узнать у родителей и других родственников о старинном свадебном обряде, принести, если имеются, в качестве экспонатов в музей «Русская изба», предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства.
Во II части непосредственно – организованной музыкальной деятельности использовались методы дифференцированной и индивидуальной работы с детьми. Например, при разучивании отдельных диалогов и танцевальных движений. Интерес детей к организованной деятельности поддерживался за счёт сюрпризных моментов («перевоплощение» в гримёрной комнате) и наглядности (использование русской народной музыки в записи, атрибута «карусель» к игре и оформление части музыкального зала в старинном стиле). Использовался интегрированный метод (при рассматривании репродукции картины и сравнении её, со звучащей, схожей по настроению музыкой). Так же был применён гендерный подход. Например, при разучивании отдельных сцен («сцена сватовства», «девичник» и др.). При подведении итогов непосредственно - организованной деятельности использовался бинарный подход (вопросы к детям о проведённой организованной деятельности и краткое повторение содержания деятельности педагогом).
Неоценимую помощь в реализации заключительного этапа проекта оказали педагоги – участницы фольклорной группы «Зорюшка». Участие в фольклорном досуге детей логопедических групп и коллектива педагогов позволило воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатило новыми впечатлениями. В результате совместной творческой деятельности у детей появилась уверенность в своих силах, а так же проявились способности к творчеству.
Практика показала, что внедрение в воспитательный процесс технологии проектирования является необходимым условием для дальнейшего саморазвития и самообразования.
Читайте также |
---|
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...
Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа
Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа
Педагогический проект «Кем быть?»
Педагогический проект «Кем быть?»