Проект «Свадебный обряд на Руси»

(Логопедические группы старшего дошкольного возраста)

 

 

Работа содержит приложения:

1. Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1

Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

2. Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2

Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

Описание проекта

Творческий проект средней продолжительности по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским фольклором.

Актуальность темы проекта заключается в необходимости формирования духовного мира ребенка, живущего в мире ценностей более материальных, чем духовных, а так же в недостаточности развития эмоционально-волевых процессов, неадекватности самооценки и уровня притязаний, связанных с нарушениями речи. Развивать у таких детей коммуникативные навыки, создавать атмосферу непринужденности и комфорта необходимо с раннего дошкольного возраста. Реализация такой системы невозможна без традиционной национальной культуры. Знакомство с обрядами дает ребенку возможность не только узнать о жизни, обычаях наших предков, но и воспитывает их внутреннюю культуру на примере отношений, норм поведения содержащихся в фольклорном материале, а также способствует развитию творческой активности. Решая вопрос о развитии социального поведения и общения детей логопедических групп, поиск новых технологий помог найти интересный эффективный подход к решению этой проблемы. В основе технологии использования фольклорной деятельности в социальном и нравственном развитии детей-логопатов лежит воспитание эмоциональной сферы, духовности, коммуникативных навыков, творческих способностей и позволяет ребенку успешно адаптироваться в окружающем обществе.

По доминирующему методу данный проект следует отнести к категории – творческий проект. Он построен на фольклорном материале, содержащем в себе общественные культурные ценности.

Ребенок, по характеру участия в проекте, играет активную роль исполнителя.

Проект рассчитан на взаимодействие детей старших логопедических групп, педагогов и родителей.

По количеству участников относится к фронтальному типу.

Проблема, решению которой будет способствовать проект

- Оптимизация развития детей – логопатов через различные виды фольклорной деятельности, формирование адекватной самооценки и развитие эмоционально-волевой сферы.

- Создание условий, освобождающих от внутренней напряженности, адаптации детей в разных условиях, установление атмосферы непринужденной связи между ребенком и взрослым.

- Изучение фольклора, понимание его значимости в воспитании детей, умение применять в условиях современного мира.

- Воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников.

Задачи, решаемые внедрением проекта

- Знакомство с обрядом, его обычаями;

- Воспитание бережного отношения к родине, ее традициям;

- Знакомство с русским костюмом, предметами быта, жилищем крестьян;

- Углубление и расширение знаний о народных песнях  

(лирические, шуточные, обрядовые и др.);

- Развитие познавательной активности, стимулирование к поиску дополнительной информации;

- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат

Участие в проекте детей разновозрастных групп и коллектива педагогов позволит воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатит новыми впечатлениями.

В результате совместной творческой деятельности у детей сформируются коммуникативные навыки, появится уверенность в своих силах и способности к творчеству.

Содержание проекта

Данный творческий проект является мини-проектом долгосрочного проекта по ознакомлению детей с русской культурой.

Он включает в себя: 2 части непосредственно – организованной деятельности «Путешествие в прошлое», индивидуальные и подгрупповые репетиции, фольклорный досуг.

В I части осуществляется подготовительный этап проекта: формулируется проблема: Для чего? Зачем? А хотите узнать?; планируется дальнейшая деятельность (взаимодействие детей и сотрудников - подготовка фольклорного досуга, помощь семьи в поиске необходимой информации и пополнении развивающей среды предметами старины); происходит погружение в игровую ситуацию («путешествие в прошлое»- знакомство с деревенской избой, предметами быта, русским народным костюмом; рассматривание иллюстраций, слушание музыки по теме, беседа).

II/ практическая часть – это непосредственная работа над проектом: разучивание песен, хороводов, обыгрывание «свадебного обряда», русские народные игры. Второй этап проекта направлен на развитие познавательной активности, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса детей, на формирование коммуникативных навыков, воспитание духовности и патриотизма.

III/ заключительный этап проекта – презентация в форме творческого отчета – фольклорный досуг по мотивам старинного обряда «Свадьба на Руси».

Пополнение развивающей среды

В детском саду имеется достаточная развивающая база для знакомства дошкольников с народной культурой: музей «Русская изба», где размещены предметы старины, русские народные костюмы, собрание изделий народных промыслов, фонотека музыкального фольклора, русские народные музыкальные инструменты.

В результате осуществления проектной деятельности пополнена фонотека: приобретены аудиозаписи для слушания русской народной музыки в инструментальном, вокальном и оркестровом исполнении. Музею детского сада родителями воспитанников подарены вязаные изделия русских мастериц.

Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1

Непосредственно организованная музыкальная деятельность №1по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2

Непосредственно организованная музыкальная деятельность № 2по приобщению детей к народному фольклору «Путешествие в прошлое»

Самоанализ проектной деятельности

Непосредственно – организованная деятельность №1 «Путешествие в прошлое» носила ознакомительный характер, где дети познакомились с предметами быта крестьянской семьи, элементами русского народного костюма. Организованная деятельность имела огромное воспитательное значение – это и воспитание патриотических чувств, бережного отношения к родной культуре, её обычаям, а так же воспитание нравственных устоев.

Интерес детей к организованной деятельности поддерживался за счёт сочетания разных видов деятельности (слушание, игра на музыкальных инструментах и др.) и использования метода погружения в игровую ситуацию («Путешествие в прошлое»).

I часть непосредственно – организованной музыкальной деятельности – это подготовительный этап проекта. Здесь была сформулирована проблема и спланирована дальнейшая деятельность. В данном случае проблема определилась вследствие заинтересованности детей культурой и бытом русского народа и тем самым возникла необходимость в получении новой дополнительной информации. Была создана поисковая ситуация. Детям дано домашнее задание – узнать у родителей и других родственников о старинном свадебном обряде, принести, если имеются, в качестве экспонатов в музей «Русская изба», предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства.

Во II части непосредственно – организованной музыкальной деятельности использовались методы дифференцированной и индивидуальной работы с детьми. Например, при разучивании отдельных диалогов и танцевальных движений. Интерес детей к организованной деятельности поддерживался за счёт сюрпризных моментов («перевоплощение» в гримёрной комнате) и наглядности (использование русской народной музыки в записи, атрибута «карусель» к игре и оформление части музыкального зала в старинном стиле). Использовался интегрированный метод (при рассматривании репродукции картины и сравнении её, со звучащей, схожей по настроению музыкой). Так же был применён гендерный подход. Например, при разучивании отдельных сцен («сцена сватовства», «девичник» и др.). При подведении итогов непосредственно - организованной деятельности использовался бинарный подход (вопросы к детям о проведённой организованной деятельности и краткое повторение содержания деятельности педагогом).

Неоценимую помощь в реализации заключительного этапа проекта оказали педагоги – участницы фольклорной группы «Зорюшка». Участие в фольклорном досуге детей логопедических групп и коллектива педагогов позволило воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатило новыми впечатлениями. В результате совместной творческой деятельности у детей появилась уверенность в своих силах, а так же проявились способности к творчеству.  

Практика показала, что внедрение в воспитательный процесс технологии проектирования является необходимым условием для дальнейшего саморазвития и самообразования.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»

Читайте также

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...

Методическая разработка «Количество и счет»

Методическая разработка «Количество и счет»

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...