Идея исследовательского проекта «Как колыбельная нежна, как колыбельная нужна»

Своё выступление хочу начать с высказывания немецкого профессора - валеолога Паула Фосса «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз на всю жизнь, а результат содержательного поведения каждого человека и всех в обществе».
Здоровье – понятие многоплановое. Это не только отсутствие болезней, а и высокий уровень духовного благополучия, комфортного психологического самочувствия ребёнка. Важной формой общения взрослых и детей можно назвать колыбельную песню, которая ассоциирует чувство защищенности, доверия, психологического комфорта с родными людьми.
Поэтому, я хочу представить вашему вниманию идею исследовательского проекта «Как колыбельная нежна, как колыбельная нужна».
Современный мир переполнен информацией, негативными явлениями, он быстротечен и продолжает ускоряться. Наблюдается всё более раннее умственное и физическое развитие детей, усложняются программы воспитания дошкольников, появляются новые современные технологии.
С самого раннего возраста ребёнок должен не отстать от внешнего мира, найти своё место в нём. Именно сегодня в наше непростое время, как никогда, важно здоровое психическое и эмоциональное развитие детей. Колыбельная мамы – одно из лучших средств эмоционального успокоения и защиты от внешних влияний, подготовка ребёнка к будущему.
Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время.
Цель данного исследования: изучение роли колыбельной песни в жизни ребёнка, определение её позитивного влияния на здоровье.
Поставленная цель исследования достигается в ходе решения следующих задач:
- проанализировать литературу по данной теме исследования;
- рассмотреть значение колыбельной песни в жизни ребёнка и её влияния на здоровье;
- провести и описать практические исследования, обобщить полученные знания;
- помочь осознать детям и родителям важность колыбельных песен в современной жизни.
- способствовать гармонизации детско- родительских отношений.
Для решения поставленной цели и задач в работе использовались следующие МЕТОДЫ Исследования:
Теоретические:
- изучение литературы, материалов Интернет;
- самоанализ литературы;
- наблюдение.
Практические:
- интервью;
- анкетирование;
- опрос;
- обобщение и анализ результатов исследования.
Объектом исследования является колыбельная песня.
Предметом исследования является влияние колыбельной песни на сон и здоровье ребенка.
Было проведено анкетирование (участвовали 25 родителей)
На вопрос «Пели ли Вам колыбельные песни в детстве? Кто пел?»
Мама – 9 (36%); Мама, папа – 1 (4%); Бабушка, мама – 11 (44%);
Бабушка – 2 (8%); Не пели – 2 (2%)
На вопрос «Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?»
Да – 21 (81 %); Нет – 1 (4%); Затрудняюсь ответить – 3 (12%)
На вопрос «До какого возраста мамы поет ребенку колыбельную?» Ответили, что в 2-3 года чаще поют колыбельную, чем в 5-6 лет.
Колыбельная песня выбирает нас самая первая, она первая влияет на будущее восприятие человеком мира, на его будущую речь, художественное творчество.
Например: колыбельная и музыка.
Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (заикания, нарушений координации).
Колыбельная и изобразительное искусство.
В колыбельных песнях рисуются словесные картины, которые понятны ребенку и которые легко представить средствами изобразительного искусства (нарисовать). Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.
Колыбельная и русский язык.
Изучая колыбельные песни, я пришла к выводу, что в содержании больше всего существительных и глаголов, поскольку они отражают предмет и его действие. Часто используются повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов. Это помогает развивать память ребенка.
Так и появилось классическое «баю-баюшки-баю». Отсюда идет и звуковой ряд колыбельных, в котором преобладают шипящие (ш, щ) и гласные звуки (у, ю, а). Это отражено в колыбельных на всех языках мира.
Колыбельная и окружающий мир.
С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная песня знакомит ребенка с окружающим миром.
Функции колыбельных песен.
Можно ли представить, что ребенок заснет под громовое, энергичное пение? Нет, конечно. Вот почему колыбельная песенка звучит по-особенному мягко, при всем желании ее не прокричишь. Ласковые слова, ритм, мелодия укачивают, убаюкивают.
Баю – баюшки, баю. Тебе песенку спою.
Это усыпительная функция колыбельной песни.
В ходе исследовательской работы встретилась замечательная поговорка, в которой говорится о том, что если человек жестокий и бессердечный, то говорят, что ему мать колыбельных не пела. И действительно, ещё одна функция колыбельной песни – воспитательная, когда постоянно поют ребёнку – вырастешь большой, будешь хороший, добрый, сильный, будешь делать то, и не будешь делать это. Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат особое руководство к действию.
У колыбельной есть ещё одна таинственная особенность, она выступает как оберег, содержит в себе заклинания.
Во всех колыбельных присутствует слово «баю», а ведь само слово "баить" в старину означало — шептать, заговаривать. Значить и сравнивать колыбельную песню нужно с магическим фольклорным жанром заговоров и заклинаний.
Этапы реализации проекта
I - этап работы проекта.

Организационно-подготовительный:
• изучить и создать информационную базу по теме проекта,
• оформить выставку с книгами «Колыбельных песен»,
• создать картотеку колыбельных песен,
• подготовить аудиозаписи, мультфильмы и видеоролики с
колыбельными песнями,
• подобрать сюжетные картинки по данной теме,
• организовать родителей для помощи в проведении данного проекта,
• провести анкетирование родителей: «Присутствие колыбельных песен».
II - этап реализации проекта.
Основной (практический)
• беседы, чтение художественной литературы,
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок,
• прослушивание колыбельных песен,
• заучивание колыбельных песен,
• пение колыбельных песен,
• просмотр мультфильмов и видеороликов,
• игры-ситуации «Укладываем дочку спать»,
• показ кукольного спектакля родителей и детей с
музыкальным сопровождением - «Сказка о глупом мышонке».
III - этап проекта.
Обобщенно-заключительный
• развлечение,
• коллекция иллюстраций к колыбельным песням,
• коллаж «Любимые колыбельные песни»,
• книжки-малышки,
• словарь с картинками непонятных детям слов (устаревших).
Ожидаемый результат
У воспитанников
• Развитие коммуникативных навыков, (связная речь), успешная социализация. Здоровое психическое и эмоциональное развитие детей.
У родителей
• Активное участие родителей в познавательном, творческом развитии детей, расширение знаний и представлений о детском фольклоре.
У педагогов
• Обогащение развивающей предметно – предметно-пространственной среды группы
- Пополнение картотек дидактическим материалов.
Еще хочу привести несколько основных причин, которые показывают, насколько важна колыбельная для ребенка:
1. Мамина речь – звук, который малыш слышит в утробе чаще всего, именно поэтому ребенок успокаивается, когда мама поет или просто говорит с ним спокойным и нежным голосом. Колыбельная расслабляет малыша, дает ему ощущение тепла, защищенности. Специалисты утверждают, что дети, которые в детстве засыпали под колыбельные песни, более успешны в жизни и реже страдают душевными расстройствами.
2. Колыбельные развивают речь малыша. Когда мама поет малышу перед сном, то ребенок сосредоточен только на ней и некоторое время просто следит за артикуляцией, движениями губ и соотносит их со звуками, которые слышит. В будущем это поможет ребенку раньше исследовать возможности своего рта и языка и, возможно, опередить своих сверстников в речевом развитии. Помимо развития речи колыбельная развивает слух и память.
3. Колыбельные - эффективное средство от синдрома дефицита внимания, ведь связь, которая возникает между родителем, который поет и малышом - каждый день укрепляется и доказывает ребенку, что его любят. Это позволяет ребенку быть спокойным, уравновешенным, уверенным.
4. Колыбельные песни участвуют в процессе социализации. Ребенок воспринимает агрессию или наоборот доброту окружающего его мира – чувствуя заботу и любовь в семье. То есть если в семье все тихо и спокойно, если есть особое время перед сном, то значит и окружающий мир не страшный, а люди добрые и бояться нечего. Таким образом, колыбельная в недалеком будущем предотвратит возможную нелюдимость малыша и отсутствие или скупость межличностных отношений.
5. Колыбельные дают возможность настроиться на сон и при этом получить позитивную ассоциацию со сном и укладыванием, ведь последнее, что видит малыш перед сном - это мамина улыбка.
Исходя из выше перечисленного, можно прийти к выводу что:
• Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между мамой и ребёнком.
• Колыбельные песни являются и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.
• Колыбельная создает атмосферу психологического спокойствия в любом возрасте
• Образцы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.
• Колыбельные - это первые уроки русского языка. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание.
В ходе реализации проекта дети, педагоги, родители включились в активную творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях, разучивали их, готовили рисунки для выставки, слушали и рисовали колыбельные песни, готовили драматизацию для показа младшим детям, изготавливали игрушки, пособия, играли, пели.
Заключительным этапом практической части проекта стал совместный с родителями досуг « Как колыбельная нежна, как колыбельная нужна!»
В ходе аналитического этапа для определения результативности работы по проекту был проведен повторный опрос родителей. Ситуация изменилась в корне. Все из опрошенных мам, отметили, что в ходе проекта они узнали много нового о колыбельных песнях и начали их петь своим детям. Проект помог организовать активную творческую деятельность, которая способствовала гармонизации отношений : педагог- дети, родители- дети, педагог – родители.
В ходе реализации проекта были накоплены методические материалы : комплект дисков с колыбельными песнями, конспекты занятий, сценарий досуга
Работа над проектом помогла в решении задач из разных образовательных областей:
- творческие задания на копирование и пластику движений, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, ручной труд, психогимнастика, тренинги , музыкотерапия способствовали охране и укреплению здоровья детей.
- поиск информации в различных источниках, беседы, чтение, моделирование, использование ИКТ развивали любознательность и активность, предпосылки учебной деятельности
- беседы нравственного характера, чтение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин, слушанье колыбельных , игры (сюжетно- ролевые ,дидактические), труд способствовали развитию эмоций детей, социально- коммуникативных навыков.
В результате проведенных исследований, изучения теоретического материала, мы сделали вывод о том, что колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком.
Данная исследовательская работа включает в себя сбор и анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, обобщение материала, сбор информации по теме.
Цель данного исследования, которая была поставлена в начале работы, полностью достигнута. Нам удалось изучить значение колыбельных песен и исследовать, как современные мамы используют колыбельные песни в воспитании маленьких детей.
В ходе проведенного исследования удалось сделать следующие выводы: 100% опрошенных нами молодых мам, пели своему новорожденному малышу колыбельные песни.
Колыбельные песни - это то, что объединяет всех людей. Роль колыбельной песни в современном мире неоспорима.

1



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...