Проект «Знакомство с родным городом» как средство патриотического воспитания дошкольников

Введение

В настоящее время проблема патриотического воспитания дошкольников является очень актуальной. Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Между тем, именно приобщение детей к нравственным традициям, воспитание патриотизма, любви к малой родине, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранения истории нашей Родины.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Педагоги-практики по-разному решают проблему патриотического воспитания. Воспитатель МБОУ ЦО №15 (г. Тула), Белова М., одним из самых эффективных средств патриотического воспитания считает проектную деятельность. В результате работы над проектом «Родной свой край люби и знай» выявила, что у дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе - герое Туле, о его культурных памятниках, о традициях предков, о людях, прославивших город. На основании этого организовала работу по развитию представлений у детей о родном городе, о его историческом прошлом, по воспитанию нравственно - патриотических чувств.

В Краснодарском крае воспитатель МБДОУ №15 Т. Белоус в качестве средства патриотического воспитания предлагает использовать народное искусство. [10]

Проблема патриотического воспитания актуальна и в г. Анжеро-Судженске. Воспитатели Детского дома «Росток» Шачнева Н.С., Шахова Е.В., Федосенко Т.В. реализовали проект «Город, в котором я живу», посвящённый 85-летию г. Анжеро – Судженска [12].

Идея воспитания любви к Отечеству прослеживается во многих исследованиях отечественных педагогов (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский). Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Однако, как показывает практика, патриотическое воспитание переживает сегодня кризис. Дети – дошкольники не интересуются национальными особенностями своего народа и не соблюдают их, отсутствуют или фрагментарны знания о родном городе, педагоги и родители не всегда используют возможность рассказать интересные истории о городе, районах, улицах. Вместе с тем, именно рассказ, беседа, путешествие по интересным местам малой родины, общение с знаменитыми горожанами помогает воспитанию настоящего патриота.

На основе этих трудностей возникает противоречие между низким уровнем патриотизма детей дошкольного возраста и недостаточным использованием для этой цели проектной деятельности. С учетом потребности в разрешении противоречия была сформулирована проблема исследования: как влияет проектная деятельность на развитие патриотизма у дошкольников?

Цель: выявить влияние проектной деятельности на развитие патриотизма у детей дошкольного возраста.

Объект: патриотическое воспитание дошкольников.

Предмет: проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников.

Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
  2. Разработать проект «Знакомство с родным городом»: дать краткую характеристику, описать методы и приёмы, формы его реализации.
  3. Описать систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проекта «Знакомство с родным городом».

Практическая значимость: проект может быть использован педагогами –практиками с целью патриотического воспитания дошкольников.


1. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. [6;36]

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам. Патриотизм - это любовь к своему отечеству, к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. [6;36]

Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимость.

Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам, обычаям и традициям родной страны, привязанность к родным местам, желание укрепления чести и достоинства Родины, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность во благо Родине, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [14, с. 18].

Ещё один подход к пониманию патриотизма, относя его к нравственным качествам, включает любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит своё воплощение в гражданственности.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Патриотизм является одним из главных нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны, культуре, традициях и обычаях народа;

- эмоционально-побудительный компонент - переживание личностью положительных эмоций к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родной местности: городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде. [11, с. 9].

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, бережное отношение к природе, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает гуманное отношение к окружающему миру.

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. [6;38]

Критерии и показатели патриотизма:

  • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
  • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). [6;38]

Итак, патриотическое воспитание дошкольников - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности взрослого и ребёнка, в которой признаётся субъектная позиция ребёнка и осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства.

Анализ литературы по проблеме показал, что наиболее эффективным методом реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ является проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


2. Проект «Знакомство с родным городом»: краткая характеристика, методы и приёмы, формы его реализации

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью».

В.А. Сухомлинский.

Общеизвестно, что любовь ребенка – дошкольника к своему Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к дому, улице на которой он живет. Для наших детей это, прежде всего наш город Коряжма, в котором они родились. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни города (а через него и Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия предметов мира, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. В этой связи большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, знаменитыми людьми, традициями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. Для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Участники проекта:

  • дети;
  • воспитатели;
  • специалисты;
  • родители;
  • сотрудники городской детской библиотеки;
  • почетные жители нашего города;

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

  • совместная деятельность с детьми;
  • взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);
  • экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта.

Проект осуществляется в несколько этапов:

  1. организационно-подготовительный,
  2. основной (этап непосредственной реализации),
  3. итоговый (результативный, рефлексивный).


3. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проекта «Знакомство с родным городом»

Методика приобщения к малой родине основана на обогащении знаний детей, эмоциональном общении и организации разнообразной деятельности – познавательной, коммуникативной, игровой и др., то есть на создание условий для активности, самостоятельности и инициативности детей: работа с картами, схемами города, проблемные ситуации, составление маршрутов экскурсий, воображаемые путешествия, самостоятельный поиск ответов.

Методы и приемы повышения социального и эмоционального познания разнообразны, развивают отклик, сопереживание, готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее знания, учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление.

При воспитании у детей чувства любви к родному городу ставилась задача подвести их к пониманию, что их город – это часть их большой Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну сочеталось с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Основной прием при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями – составление рассказов для дошкольников. При этом, опираясь на знание возрастных особенностей дошкольников, важно сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами, рисунками.

В образовательной деятельности важно не ограничивать воспитанников в поисках достижения результата, а вовлекать их в активную мыслительную деятельность. Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогло установить взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём.

Все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о родном городе. Данную работу начала вести систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Большая роль в реализации опыта отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитания чувств - процесс, который нельзя уложить в жёсткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Центральным звеном в знакомстве с родным краем является краеведение. Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей малой Родине, побуждают у детей потребность, желание, и интерес получить, как можно больше информации о родном городе. Содержание работы строила по принципу от простого к сложному от знакомого к неизвестному.

Реализуя проект, создавала для детей психологически комфортные условия в группе, помогающие повысить интерес к истории родного города;

- на занятиях способствовала проявлению у детей положительных эмоций;

- совместно с родителями оформила фотовыставку «Наш город»;

- оформила папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края», «Улица, на которой я живу»;

- оформила выставку рисунков детей «Мой любимый город»;

- совестно с детьми создали макет «Мой детский сад».

Работу выстроила по блокам:

1. Семья и детский сад.

Семья и детский сад лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у детей начинается постепенно складываться образ собственного дома, с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине. Если в семье есть свои привычки, традиции, правила (готовить друг другу подарки, сюрпризы, отмечать какие-то даты вместе и так далее), то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка. Как приятны воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Например, на занятиях: «Я и моя семья, «Портрет семьи», «Наша дружная семья», «Моя мама», «Традиции семьи» и т. д , при проведении бесед: «Что значит любить родителей?», «Домашние обязанности членов семьи?», «Как провели выходные дни?» дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках. Рисуют рисунки на тему: «Мой дом», «Портрет моей мамы», «Моя любимая бабушка, готовят подарки для мам, пап, родных и близких. Организация совместных праздников, чаепитий, семейных встреч экскурсий является формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.

2. Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно и уверенно. С младшего возраста приучала детей здороваться и прощаться с сотрудниками детского сада и детьми. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе. Одной из эффективных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомятся с сотрудниками, с условиями и особенностями их труда, с расположением помещений детского сада, они с удовольствием посещали кабинеты и служебные помещения. Дети свободно и самостоятельно ориентировались в здании. Совершая экскурсии по территории детского сада, рассматривали здание детского сада, особенности его строения, обращали внимание на архитектуру здания. Рассмотрели оборудование детских площадок, растения, деревья, цветы, которые растут на территории детского сада. Дети узнали, что многие растения приносят пользу человеку. Так же дошкольники узнали о том кто украшает строения, поддерживает чистоту на территории детского сада и для чего это делается. Они осознали сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в эту работу. После проведённых экскурсий на основе полученных знаний и впечатлений дети отражали своё отношение в разных видах деятельности. Например, в игровой, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Детский сад», "Шахтеры", дидактических играх «Кому, что нужно для труда?», «Так бывает или нет?» и других, в художественно творческой деятельности ( рисуют детский сад, медицинский кабинет, музыкальный зал).Была оформлена выставка «Мой любимый детский сад» где дети запечатлели дом, который им стал родным. Провели утренник посвященный юбилею детского сада "С днем рождения, детский сад". Совместно с родителями оформили на участке детского сада "Шахтерский уголок". Посадили цветы, использовали шахтерские каски, сапоги, лампы. Дети очень трепетно отнеслись к созданию этой экспозиции.

Очень удачной является идея о создании традиций группы, таких как «День рождения нашей группы», «День рождения детей», фотоальбом «Наша дружная семья», фото - видео отчётов о прошедших мероприятиях. Создание этих традиций начинали с младшей группы, а на выпускном празднике вручали детям фотоальбомы, фото, видео, рисунки. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, это всё сплачивает и объединяет детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.

3. Малая Родина - (мой двор, история возникновения улиц, улицы города)

С детьми группы проводились целевые прогулки по близлежащим улицам, в ходе которых дала понятие детям, что такое улицы, какими они должны быть. Предлагала вспомнить и назвать их домашний адрес. Познакомила дошкольников с названием улиц, которые названы в честь героев и известных людей, так же с дворами, улицами, на которых живут дошкольники. Мы с ребятами обращали внимание на соблюдение правил дорожного движения, работу дворников, и делали соответствующие выводы. Вызывала у ребят желание поддерживать чистоту на улицах города, чтобы он был всегда чистым и красивым. Дала детям понять, что они хоть и маленькие, но являются жителями г. Анжеро-Судженска, это формирует у детей представление о родном городе, его устройстве, достопримечательностях. Беседы на тему «Дом в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы города» по своему содержанию помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность. Детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия микрорайона, улицы на которой они живут на занятиях и в свободное от занятий время дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории названии некоторых улиц. Ознакомление с фото с разными видами улиц города, способствовало уточнению и получению дополнительных знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Самыми яркими стали экскурсии, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются красивыми местами города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой. Для многих детей это целое открытие. Проводились экскурсии в магазин, школу, библиотеку № 5 где нам было предложено мероприятие «Мой город, живи и здравствуй» и Д/к «Судженский». Это помогает детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений, формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей, о том, как и кто, заботится о жителях города. Большая часть работы проходила вне занятий - это беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города.

4. История родного города.

Знакомить детей с историей возникновения города, с его достопримечательностями, символикой начала со старшей группы. Пополнила уголок краеведения новым материалом, оформили с ребятами альбомы: «Наш город», стенд с символикой города, области и страны (флаг, герб). Дошкольники узнали о том, как жил и развивался наш город в прошлом с момента его рождения, о важных событиях которые проходили в городе. Были организованы и такие экскурсии: «Знакомство с памятниками» и «Здравствуй, музей».

Познакомила детей с символикой города – гербом, гимном. Рассказала, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, обратила внимание ребят что у каждого города свой герб. Рассмотрев герб нашего города и области, дети с помощью наводящих вопросов смогли разобраться в значении символов, изображённых на гербах. С целью закрепления знаний детей о гербах, умения находить их среди других и знать символику гербов провела дидактические игры: «Найди герб своего города», «Найди герб области», «Сложи герб». Накануне праздника Победы провела беседу – рассказ на тему: «Герои нашего города и Отечества». Подвела детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому что любим свою Родину, Отчизну. Заострила внимание детей, что наши отцы и деды внесли огромный вклад в Великую Победу. Все это способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма, уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Я доносила до детей мысль, что спустя много, много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память о погибших, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, предприятий, Домов культуры, в их честь воздвигнуты памятники.

Были проведены НОД: «Мой любимый детский сад" и " История нашего города". Провели поэтический вечер "Стихи о нашем городе", авторов Анжеро – Судженцев - Н. Кочергиной, В. Петриковича, Л. Лебедева. Применяла различные приемы: проблемные ситуации, усложняла задания, преднамеренные ошибки, вопрос, ответ. Данные методы позволили увеличить активность детей и привлечь к участию пассивных детей. Много времени уделялось на проведение индивидуальных и групповых бесед, составлению иллюстрированных рассказов.

Закрепляла знания детей о родном городе, систематизировала их, давала новые знания об истории города, связывала их с историей России, чтобы дети осознавали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны. Заочные путешествия по городу проходили и во время организованной деятельности, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их, чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, установить логическую связь между различного рода сведениями. Организовала деятельность в определенной последовательности. Совместно с детьми организовала фотовыставку «Анжеро-Судженск" в прошлом и настоящем». Занятие «Мой любимый город в настоящем и прошлом» было проведено в форме викторины, заданий и игр. Провела занятие «Дерево славится плодами, а человек трудом». Цель этого занятия - вызвать у детей чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда работающих на благо города, вызвать желание самим трудиться и прославлять город. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Организация совместных творческих домашних заданий: родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе, придумывали изображение семейного герба, создавали альбом «Мой родной город», выращивали комнатные растения для группы. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Совместно с родителями организовывала экскурсию в краеведческий музей. Проводила родительские собрания на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родной город». Помогла многим семьям проводить выходные всей семьёй, гулять по знакомым и любимым местам, уточнить и закреплять знания о родном городе. Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том, что рассказывала детям по теме «Мой родной город». Работа в данном направлении вызвала интерес у родителей, что побудило их лучше узнать историю родного города и вызвало чувство гордости за него. Этот положительный отклик послужил примером для их детей.

Тема моего опыта была интересна не только детям их родителям, но и педагогическому составу детского сада. Для воспитателей мной были проведены открытые просмотры: «Путешествия по родному городу». Выступила на педсовете с докладом «Воспитание у детей любви к родному городу- Анжеро-Судженску.

Считаю, что основным результатом моей работы по данной теме является ,то что воспитанники моей группы стали духовно богаче .Они много узнали о своём городе, изменили своё отношение к нему, увидели его красоту и богатство своим глазами, с уважением стали относиться к основателям, защитникам и людям прославившим город, бережнее относиться к окружающему, чувствовать красоту природы .Так же у ребят изменилось взаимоотношения друг с другом, появились чувства коллективизма, сопереживания к людям, животным, доброжелательные отношение к окружающим. Дети отличаются устойчивым интересом к истории родного города, краю, желанием облагородить территорию детского сада. Я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу. Пыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.


Заключение

Пусть пугают в Европе

Что Сибирь холодна,

Мы Анжерские копи

Полюбили сполна!

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями района, своего города. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, чувство гордости и уважения к истории города, к семье, к людям основных профессий/шахтер/, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Поэтому, очевидным становится то, что ознакомление детей с историей, традициями, обычаями, бытом и культурой родного города на основе краеведческого материала, помогает формированию у детей нравственно – патриотических чувств (честность, справедливость, гуманность, толерантность, ответственность).

Эффективность нравственно – патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается на уровне совместной деятельности педагога и детей в случае, если деятельность педагога включает – отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и материалами о городе Анжеро-Судженске; с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом /представление детям возможности проявить свое творчество/; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что через систему представлений об истории возникновения родного города, об особенностях труда людей о быте, культуре своего народа у детей формируется осознание себя, как части общества, чувство гордости и любви к малой Родине, а значит, проект является эффективным средством патриотического воспитания дошкольников.


Список источников.

1. Арапова, Н.А. «Мой родной дом» [Текст]: Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников // Современные воспитательные технологии дошкольного образования. - М.: Издательство «Мозаика – Синтез», 2006.

2. Вишневская, В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет. «Свет Руси» [Текст]: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы/ В.Н. Вишневкая. - М. : 2004.

3. Гимн Анжеро-Судженска [Электронный ресурс] / smartra – velep.ruАнжеро-Судженск livetpavel – book.com (Дата обращения: 03.11.2017).

4. Захарова, И.В. Архитектурное наследие Кузбасса [Текст] / И.В. Захарова. - Кемерово, 2006.

5. История г. Анжеро-Судженска [Электронный ресурс] / anzherka 2х2 forumy.com>t1 – topic (Дата обращения: 03.11.2017).

6. Князьевская, С. В., Демидова, Л. В., Канапеева, Э. Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 35-38.

6. Кондрыкинская, Л.А. «Дошкольникам о Защитниках Отчества [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинская. - М. : 2005.

7. Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина?» [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинская. - М.: 2005.

8. Кочергина, Н. Шахтерская слава [Текст]: газета «Наш город» / Н. Кочергина. – Анжеро-Судженск, № 124. – 2014.

9. Лебедева, Н.А. Мне снится старая Анжерка [Текст]: сборник стихотворений/ Н.А. Лебедева. – Анжеро-Судженск, 2006.

10. Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников на традициях искусства Кубани» [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-na-tradicijah-iskustva-kubani.html (Дата обращения: 03.11.2017).

11. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 255 с.

12. Петрикович, В.Ф. Мой город [Текст]: сборник стихотворений / В.Ф. Петрикович. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2003. – 101-102.

13. Проект «Город, в котором я живу» [Электронный ресурс] /https://infourok.ru/proekt-gorod-v-kotorom-ya-zhivuposvyaschenniy-letiyu-ganzherosudzhenska-1031374.html (Дата обращения: 03.11.2017).

14. Писарева, А.Е. Живем в "Ладу": Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

15. Рыбалко, И. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания [Текст] / И. Рыбалко // Журнал «Дошкольное воспитание». - №6. 2003. - с.45.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...

Читайте также

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Профессия воспитатель детского сада

Профессия воспитатель детского сада Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Профессия воспитатель детского...

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...