Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математическое развитие в свете современных требований стало ориентироваться на развитие личности ребёнка. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную деятельность; позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности; развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

При этом главная задача педагога заключается в том, чтобы использовать современные формы для закрепления пройденного материала, которые не только позволят дошкольникам считать или сравнивать, но и предоставят возможность творить, мыслить, затронут интеллектуальную и эмоциональную сферы. Такой формой, в образовательной практике дошкольных учреждений, можно считать детские интеллектуальные конкурсы, которые вызывают большой интерес, как у родителей, так и у педагогов. Участие в интеллектуальных конкурсах способствует раскрытию способностей и талантов ребенка, помогает лучше оценить уже достигнутые результаты и понять, над чем ещё стоит поработать.

Таким образом, математические представления становятся передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Через участие в конкурсных мероприятиях дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать. Следует обратить внимание на то, что участие в интеллектуальных конкурсах обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуальных (математических) способностей старших дошкольников через организацию интеллектуальных конкурсов в ДОУ.

Задачи:

Образовательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с методикой выполнения логических заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале). Развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через участие в интеллектуальных конкурсах, формировать умение работать в коллективе, воспитывать навыки обоснования действий.

Формы работы с детьми

  • Дидактические игры.
  • Математические упражнения.
  • Логические задачи.
  • Игровые ситуации.
  • Рисование.

Задания Конкурса разработаны таким образом, что каждое задание соответствует теме, определенному уровню сложности и одному из познавательных универсальных учебных действий, которое оно проверяет: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и т.д.

Условия для организации конкурсных интеллектуальных мероприятий

Проведение интеллектуальных конкурсов организуется в групповой комнате.

В конце каждого месяца, продолжительность выполнения заданий конкурса - зависит от возраста детей.

Ожидаемые результаты

Дети владеют следующими компетенциями: знают числа первого десятка и записывать их; понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; сравнивают группы одно - и разнородных предметов по количеству; устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; дорисовывают геометрические фигуры знакомых предметов; рисуют символические изображения предметов; ориентируются на листе бумаги; определяют положение предмета по отношению к другому; решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимают задание и выполнять его самостоятельно; проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Проведение интеллектуальных конкурсов становится частью образовательного процесса в ДОУ.

Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в заданиях на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Этапы реализации

Подготовительный этап:

- Определение тем интеллектуальных состязаний в соответствии с ООП ДОУ

- Первичный мониторинг математического развития дошкольников;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы, интернет ресурсов;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Разработка макета бланка интеллектуального конкурса в соответствии с темой и содержанием ООП ДОУ для старшего дошкольного возраста.

Заключительный этап:

- Итоговый мониторинг уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов. Анализ уровня по математическому развитию у каждого участника.

- Разработка положения и инструкции о порядке проведения и организации интеллектуального конкурса в ДОУ.

I. Подготовительный этап

На подготовительном этапе важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработать мониторинг и провести его в индивидуальном взаимодействии с детьми, в игровой форме, используя необходимый инструментарий, подобранный по возрасту детей. Так же требуется наблюдение за совместной и самостоятельной детской деятельностью.

Многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Очень мало дошкольников проявляют настойчивость в доведении дела до конца. Результаты мониторинга позволят выявить возникшие пробелы у дошкольников в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чтобы плодотворно решать возникшие проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя интеллектуальные конкурсы у детей старшего дошкольного возраста, необходимо составить план, в котором будет отражена работа математической направленности со всеми участниками образовательного процесса.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда, которая обеспечивала бы у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр.

II. Практический этап

Образовательная деятельность по ФЭМП строиться так, что при использовании игровых технологий, формируются математические представления, и это выражается в практических действиях. Используются разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты. С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого месяца проводится интеллектуальный конкурс по теме недели: «Весна», «Математика в сказках», «Я в мире человек» и т.д.

Эта форма работы развивает у детей сообразительность, находчивость, способность к рассуждениям. Здесь дети не только развивают свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление, но и радость от проведения совместного интеллектуального конкурса, и доброжелательной атмосферы соревновательного мероприятия.

По результатам проведённых интеллектуальных конкурсов можно сделать выводы, о том какие знания более доступны в освоении, а какие требуют дополнительных усилий и применения более интересной формы подачи.

Наибольший интерес у старших дошкольников взывают задания на соотношение сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов;

задания связанные с овладением зрительным синтезом, наглядно-образным представлением; задания о времени суток, днях недели, временах года. На заключительном этапе работы над конкурсными заданиями дети уже проявляют самостоятельность, а если возникают трудности, то стараются сами найти пути решения, без помощи взрослого (педагога).

По результатам повторного мониторинга можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений. А так же появился интерес к занятиям математикой за счет участия в интеллектуальных конкурсах.

III. Заключительный этап

Таким образом, применение такой формы работы с дошкольниками как интеллектуальные конкурсы являются эффективным и положительным средством для формирования и развития математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, в процессе выполнения конкурсных заданий можно сделать вывод, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Электронные образовательные ресурсы для совместной деятельности родителей с детьми в…

Электронные образовательные ресурсы для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Хочу все знать» ИКТ для организации совместной деятельности родителей с детьми...

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто…

Конспект занятия по игровому стретчингу для детей средней группы «Кто поможет воробью?» {pdf=download/files/presentation/file601.pdf|90%|700|native}

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...