Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математическое развитие в свете современных требований стало ориентироваться на развитие личности ребёнка. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен: активизировать мыслительную деятельность; позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности; развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

При этом главная задача педагога заключается в том, чтобы использовать современные формы для закрепления пройденного материала, которые не только позволят дошкольникам считать или сравнивать, но и предоставят возможность творить, мыслить, затронут интеллектуальную и эмоциональную сферы. Такой формой, в образовательной практике дошкольных учреждений, можно считать детские интеллектуальные конкурсы, которые вызывают большой интерес, как у родителей, так и у педагогов. Участие в интеллектуальных конкурсах способствует раскрытию способностей и талантов ребенка, помогает лучше оценить уже достигнутые результаты и понять, над чем ещё стоит поработать.

Таким образом, математические представления становятся передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний — осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Через участие в конкурсных мероприятиях дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать. Следует обратить внимание на то, что участие в интеллектуальных конкурсах обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуальных (математических) способностей старших дошкольников через организацию интеллектуальных конкурсов в ДОУ.

Задачи:

Образовательные: формировать умение анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части; познакомить с методикой выполнения логических заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление (на геометрическом материале). Развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей 6–7 лет интерес к математике через участие в интеллектуальных конкурсах, формировать умение работать в коллективе, воспитывать навыки обоснования действий.

Формы работы с детьми

  • Дидактические игры.
  • Математические упражнения.
  • Логические задачи.
  • Игровые ситуации.
  • Рисование.

Задания Конкурса разработаны таким образом, что каждое задание соответствует теме, определенному уровню сложности и одному из познавательных универсальных учебных действий, которое оно проверяет: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и т.д.

Условия для организации конкурсных интеллектуальных мероприятий

Проведение интеллектуальных конкурсов организуется в групповой комнате.

В конце каждого месяца, продолжительность выполнения заданий конкурса - зависит от возраста детей.

Ожидаемые результаты

Дети владеют следующими компетенциями: знают числа первого десятка и записывать их; понимают независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; сравнивают группы одно - и разнородных предметов по количеству; устанавливают соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; дорисовывают геометрические фигуры знакомых предметов; рисуют символические изображения предметов; ориентируются на листе бумаги; определяют положение предмета по отношению к другому; решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимают задание и выполнять его самостоятельно; проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Проведение интеллектуальных конкурсов становится частью образовательного процесса в ДОУ.

Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в заданиях на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Этапы реализации

Подготовительный этап:

- Определение тем интеллектуальных состязаний в соответствии с ООП ДОУ

- Первичный мониторинг математического развития дошкольников;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы, интернет ресурсов;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Разработка макета бланка интеллектуального конкурса в соответствии с темой и содержанием ООП ДОУ для старшего дошкольного возраста.

Заключительный этап:

- Итоговый мониторинг уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов. Анализ уровня по математическому развитию у каждого участника.

- Разработка положения и инструкции о порядке проведения и организации интеллектуального конкурса в ДОУ.

I. Подготовительный этап

На подготовительном этапе важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработать мониторинг и провести его в индивидуальном взаимодействии с детьми, в игровой форме, используя необходимый инструментарий, подобранный по возрасту детей. Так же требуется наблюдение за совместной и самостоятельной детской деятельностью.

Многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Очень мало дошкольников проявляют настойчивость в доведении дела до конца. Результаты мониторинга позволят выявить возникшие пробелы у дошкольников в математическом развитии, а так же наметить план взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чтобы плодотворно решать возникшие проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя интеллектуальные конкурсы у детей старшего дошкольного возраста, необходимо составить план, в котором будет отражена работа математической направленности со всеми участниками образовательного процесса.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда, которая обеспечивала бы у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр.

II. Практический этап

Образовательная деятельность по ФЭМП строиться так, что при использовании игровых технологий, формируются математические представления, и это выражается в практических действиях. Используются разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты. С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого месяца проводится интеллектуальный конкурс по теме недели: «Весна», «Математика в сказках», «Я в мире человек» и т.д.

Эта форма работы развивает у детей сообразительность, находчивость, способность к рассуждениям. Здесь дети не только развивают свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление, но и радость от проведения совместного интеллектуального конкурса, и доброжелательной атмосферы соревновательного мероприятия.

По результатам проведённых интеллектуальных конкурсов можно сделать выводы, о том какие знания более доступны в освоении, а какие требуют дополнительных усилий и применения более интересной формы подачи.

Наибольший интерес у старших дошкольников взывают задания на соотношение сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов;

задания связанные с овладением зрительным синтезом, наглядно-образным представлением; задания о времени суток, днях недели, временах года. На заключительном этапе работы над конкурсными заданиями дети уже проявляют самостоятельность, а если возникают трудности, то стараются сами найти пути решения, без помощи взрослого (педагога).

По результатам повторного мониторинга можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений. А так же появился интерес к занятиям математикой за счет участия в интеллектуальных конкурсах.

III. Заключительный этап

Таким образом, применение такой формы работы с дошкольниками как интеллектуальные конкурсы являются эффективным и положительным средством для формирования и развития математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, в процессе выполнения конкурсных заданий можно сделать вывод, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Экскурсия по детскому саду

Экскурсия по детскому саду Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию по нашему детскому саду «Золотая рыбка». Первый кабинет, в который...

Проект «В царстве воды»

Проект «В царстве воды»

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития…

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств» Цель: развитие у детей познавательной и...

Читайте также

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи Компоненты звуковой культуры речи Игры, упражнения (название) Краткое содержание игры, упражнения Звукопроизношение Игра «Доскажи словечко» Ход: Воспитатель произносит...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...