Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме
«Знакомство с достопримечательностями Санкт – Петербурга»
Cентябрь
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Дом, в котором я живу». | Уточнить знания детей об отличительных особенностях города.
Понятия: улица, проспект, набережная, перекресток, площадь. |
Макет нашего микрорайона. | Д.и. «Где я живу?»,
«Где ты живешь?» |
Провести беседу на тему «Воспитание юных петербуржцев».
Прививать любовь к родному городу. Предложить в выходной день съездить с детьми в центр города. Предложить выучить стихотворение о городе. |
Аппликация | «Петербургский дом». | Дать знания о составных частях зданий. Понятия: фундамент, фасад, фронтон. | Материал для аппликации.
Иллюстрации петербургских домов, книга Л.К.Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город». |
||
Конструирование | «Дом моей мечты» | Познакомить с элементами украшений петербургских зданий: колонны, пилястры, решетки, арки.
Уметь замечать красоту зданий, развивать эстетический вкус. |
Конструкторы разных видов. | Книга Л.Я. Махинько
«Я - петербуржец». Разучивание стихотворения «В Петербурге, в Петербурге…». |
|
РПС | Визитная карточка города. | Дать знания об имени города (в честь кого он назван, сколько раз и как переименовался), о гербе, о дне рождения Петербурга. Познакомить с основателем города Петром 1. Воспитывать интерес к истории города. | Герб Санкт - Петербурга.
Портрет Петра 1. Д.и. «Сложи герб города»,
|
Стихи о городе. Раскраски с изображением герба,
П.и. «По болоту Петр пошел». |
Октябрь
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Петербург- город рек и каналов».
|
Познакомить с одной из особенностей Петербурга – расположен на множестве рек и каналов.
Дать знания о реках города: Нева, Фонтанка, Мойка и другие. |
Карта города с высоты. Изображение набережной Невы, спуска к реке, парапета, решетки.
Схема реки Невы: исток, приток, устье, русло, дельта, проток. Ассоциативные изображения названий рек. Д.и. «Плыл кораблик по волнам» Литература: В. Бундина «Город и реки». |
Настольно – печатная игра «Прогулка по рекам и каналам Санкт- Петербурга».
Стихи о реках. Ребус «Фонтанка» |
Провести беседу на тему «Географическое расположение нашего города».
Закрепить с детьми понятия: исток, русло, устье, дельта и другие. Рекомендуемая литература для чтения детям В. Бундина «Город и реки». Предложить посетить экскурсию по рекам и каналам. |
РПС | |||||
РПС | «Мосты повисли над водой - 1». | Познакомить со строением и функциональным назначением мостов. Понятие: пролет, опора, разводной мост.
|
Макет моста с разводным пролетом.
Литература: В. Бундина «Город и реки», Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева «Чудесный город». Д.и. «Парные картинки». Иллюстрации или фото мостов. Материал к ИЗО деятельности. |
Карта - схема нашего города.
Разучивание стихов и песен о реках. |
|
ИЗО | «Мосты повисли над водой - 2». | Дать знания об украшении мостов: решетки, фонари, кони, грифоны. Учить узнавать мосты. |
Ноябрь
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Твоих оград узор чугунный». | Познакомить с одними из чугунных украшений города - решетками. Учить отличать решетки Летнего сада, Литейного моста, набережной реки Мойки. Учить составлять самостоятельно узор решетки.
Развивать художественный вкус. |
Д.и. «Сложи узор»,
«Узнай по описанию». |
Стихи В. Блинов «Что такое Летний сад».
|
Папки- передвижки
на тему «Твоих оград узор чугунный» (решетки мостов, набережных, Летнего сада). Папка- передвижка «Что надо знать о петербургских фонарях» ( история возникновения фонарей в городе). Предложить прогуляться по старинному Санкт- Петербургу (обратить внимание детей на фонари, решетки набережных, парков). |
ИЗО | Рисование
«Набережные Невы». |
Закрепить знания об особенностях набережных Санкт - Петербурга.
Учить рисовать элементы украшения решеток. |
Иллюстрации решеток.
|
Д.и. «Узнай по описанию».
Игра- лото «Твой Петербург» |
|
РПС | «Фонари» | Продолжать знакомить детей с украшениями улиц Санкт- Петербурга.
Учить узнавать фонари Троицкого, Иоановского мостов и другие. |
Книга «1000 вопросов о Ленинграде».
Макеты фонарей. |
Д.и. «Узнай по описанию».
Беседа на тему: «Санкт- Петербург. Что? Где? Когда?» |
|
ИЗО | Рисование
«Петербургские Фонари» |
Развивать эстетический вкус.
Учить рисовать петербургские фонари с характерными деталями: завитками, изогнутыми линиями. |
Иллюстрации и фото петербургских фонарей.
|
Декабрь
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Львы стерегут город»». | Продолжать знакомить детей с украшениями улиц и набережных Санкт- Петербурга. Познакомить с чугунными и каменными сторожами города – львами. | Рассматривание фотографий львов, грифонов. | Стихи о львах и грифонах.
Чтение В.В. Нестеров «Львы стерегут город». |
Помощь в подборе стихов, художественных произведений.
Папка- передвижка «Сфинксы – мифические существа». Предложить прогуляться по старинному Санкт- Петербургу (обратить внимание детей на фонари, решетки набережных, парков). |
ИЗО | Лепка
«Львы стерегут город» |
Учить лепить сторожевого льва, передавая особенности позы, развивать творческие способности. | Д.и. «Твой Петербург» | Д.и. «Назови особенности льва на …» | |
РПС | «Загадки петербургских сфинксов»
|
Продолжать закреплять знания детей о городе и его украшениях через загадки.
Развивать мышление, память, смекалку. |
Книга «1000 вопросов о Ленинграде».
Макеты фонарей. |
Учить решать мини – кроссворды. | |
ИЗО | Рисование
«Петербургские сфинксы» |
Развивать эстетический вкус.
Учить рисовать петербургские фонари с характерными деталями: завитками, изогнутыми линиями. |
Иллюстрации и фото сфинксов. | П.и. «Каменный лев».
Д.и. «Мы по городу идем». |
Январь
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Петербург - город островов» | Дать знания о том, что Петербург расположен на островах. Понятие остров.
Познакомить с самыми крупными островами, с происхождением их названий. Учить находить их на карте города. Продолжать знакомить детей с историей строительства Петербурга. |
Карта города с высоты птичьего полета. Схемы «остров, «полуостров».
Альбом «Город мой любимый» Н.Т.Смирнова. Д.и. «Волшебный сундучок» |
Продолжать знакомить детей с историей строительства Петербурга. | Нарисовать рисунок с детьми на тему «Мой любимый город».
Предложить посетить в выходной день Петропавловскую крепость. Консультация «Как знакомить детей с собором Петропавловской крепости». Консультация «Что дети должны знать о блокаде Ленинграда». Папка передвижка «Никто не забыт, ничто не забыто». |
РПС | «Заячий остров»
Место рождения города – Петропавловская крепость.
|
Дать знания о Петропавловской крепости: начало строительства, место строительства, строение крепости, жизнь крепости,
традиции (полуденный выстрел) |
Книга Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева
«Чудесный город». Напольный строитель, план Петропавловской крепости. Картинки-обводки |
Иллюстрации и фотографии Петропавловской крепости, план.
Понятия: куртина, казематы, бастионы и др. Д.и. «Закончи предложение». |
|
РПС | «Собор Петропавловской крепости» | Дать знания о Петропавловском соборе: архитектор, части собора, убранство. Воспитывать интерес к истории города. | Изображения колонн, пилястр, шпиля, купола.
Д.и. «Собери правильно колокольню» (пазлы) |
Силуэтная аппликация «Петропавловский собор». | |
Беседа | «О блокаде и блокадниках» | Дать детям знания о тех трудных днях, которые выстоял наш народ в дни блокады.
Понятие, что такое блокада, жизнь ленинградцев в блокаду, память о них вечно в наших сердцах. |
Иллюстрации о блокаде. | Чтение литературы:
Н. И. Воронова «Память». Стихи о блокаде. Плакат ко дню блокады, открытки ветеранам.
|
Февраль
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Владыка морей»
Адмиралтейство. |
Дать знания об Адмиралтействе, как о памятнике истории и архитектуры: создатель, место-
Расположение в городе, особенности архитектурного убранства, жизнь Адмиралтейства в прошлом и настоящем. |
Книга Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева
«Чудесный город». Стихи С. Скаченкова. Иллюстрации, фотографии, план Адмиралтейства. Картинки- обводки.
|
Изучение и рассматривание плана Адмиралтейства.
Заучивание стихов об Адмиралтействе. Д.и. «Путешествие по городу» |
Предложить литературу об Адмиралтействе.
Целевая прогулка к Адмиралтейству. Помощь в подготовке к викторине. |
ИЗО | Рисование
«Адмиралтейство»
|
Закрепить знания об основных элементах украшения здания: арка, шпиль, колонны, куранты, флюгер, скульптуры. Учить видеть красоту старинных зданий и отражать это в изобразительной деятельности.
|
Альбом Н. Т. Смирновой
«Город мой любимый». Д. и. «Найди лишнюю картинку», «Собери правильно». Иллюстрации, фото. Книга- макет «Построй город Санкт- Петербург». |
Д.и. «Твой Петербург».
Чтение литературы. Рассматривание иллюстраций. Д.и. лото «Твой Петербург».
|
|
РПС | Викторина
«Я знаю город» |
Закрепить знания об отличительных чертах СПб.
Развивать речь и обогащать словарь за счет слов – архитектурных терминов. Развивать мышление, память, внимание, смекалку. Воспитывать интерес к истории города, уважение к его строителям и жителям. |
Конверты с заданиями, кубик, песочные часы, альбомные листы, карандаши. | Изготовление эмблем с названием команд. |
Март
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | Ансамбль
«Стрелка Васильевского острова».
|
Дать детям понятие
«ансамбль», познакомить с элементами ансамбля, Ростральными колоннами, зданием Биржи. Знакомить с архитекторами -создателями, архитектурным убранством. Понятия биржа, пакгауз, ростра, галерея, трезубец, маяк. Развивать мышление, внимание, учить решать мини- кроссворды. |
Д. и. «Узнай по описанию»,
домино «Петербург». Картинки- обводки. Макет стрелки Васильевского острова. Иллюстрации, фотографии. Д.и. «Силуэты Петербурга», «Что перепутано?» |
Рассматривание плана стрелки Васильевского острова.
Чтение стихов. Рассматривание иллюстраций по теме. Д. и. «Собери пазлы». Разгадывание ребусов, кроссвордов.
|
Предложить подбор художественной литературы, стихов, загадок по теме.
Целевая прогулка «Стрелка Васильевского острова» |
РПС | |||||
ИЗО | Аппликация
«Ростральная колонна». |
Учить, самостоятельно, составлять архитектурные ансамбли и отражать это в изобразительной деятельности.
Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту старинных зданий. |
Материал к изобразительной деятельности.
Иллюстрации, фотографии. Д.и. по теме, по желанию детей.
|
||
ИЗО | Рисование
«Ростральная колонна». |
Апрель
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | «Летний сад»
|
Познакомить детей с Летним садом.
Дать знания об истории его создания, особенностях месторасположения в городе. Познакомить с планом сада, его главными достопримечательностями: решетки, скульптуры, памятник Крылову, летний дворец Петра1, пруд, гранитная ваза, «чайный» и «кофейный» домики. Развивать чувство прекрасного. Словарная работа: решетка, старинный, ажурная, аллея, скульптура. |
Макет Летнего сада.
План Летнего сада с дополнительными деталями, изображение летнего дворца Петра 1. Изображения, фотографии решетки, скульптур, аллей и др. Литература: М. Борисова «У красавицы Невы», стихи Ахматовой. Альбом Н.Т. Смирновой «Город мой любимый». |
Чтение рассказов, стихов о Летнем саде, заучивание
наизусть. Д.и. «Сложи картинку», «Узнай части по картинки», «Я покажу, а ты опиши». Слушание музыки А. Вивальди. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Полет над Невой». Кроссворды, ребусы. |
Оказание помощи в проведении экскурсии.
Продолжать воспитывать у детей любознательность, умение культурно вести себя в общественных местах. Продолжать воспитывать любовь и уважение к родному городу. Папка - передвижка «Прогулка по Летнему саду».
|
РПС | |||||
ИЗО | Рисование
«Прогулка по Летнему саду». |
Продолжать развивать желание и умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, доводить замысел до конца. | Материал к изобразительной деятельности.
Иллюстрации, фотографии.
|
||
Театрализация | «В гости к дедушке Крылову» | Познакомить детей с басней
«Стрекоза и муравей», с ее жанровыми особенностями. Обучать навыкам выразительного чтения, элементам перевоплощения, развивать творческие способности детей. |
Атрибуты к постановке басни И.А. Крылова.
Портрет Крылова. Изображение животных у памятника И. А. Крылова.
|
Чтение басен И.А. Крылова.
Заучивание басни «Стрекоза и муравей». |
Помощь в подготовке атрибутов к спектаклю. |
Май
Занятие | Тема | Программное содержание | Предметно – развивающая среда | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
РПС | Игра
«Ключи от города»
|
Обобщить знания детей о Петербурге, его значении, местонахождении, отличительных особенностях истории строительства, достопримечательностях.
Уточнить знания об отличительных особенностях его архитектурного убранства. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
|
Пособия для игры: сундук, 7 замков и 7 ключей.
Рисунки и поделки детей для оформления группы, магнитофон, диски, макеты, иллюстрации, сувениры. |
Чтение произведений о Санкт - Петербурге.
Д.и. «Сложи картинку», «Узнай части по картинке», «Я покажу, а ты опиши», «Сложи куб», «Найди лишнюю картинку», «Волшебный сундучок» Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Полет над Невой». Кроссворды, ребусы. Сделать альбом «Люби и знай свой город» |
Консультация на тему «Воспитание юного петербуржца».
Закрепить знания, которые дети получили в течение года по теме «Знакомство с родным городом» Определить основные этапы работы в этом направлении на следующий учебный год. |
ИЗО
|
Аппликация
«Я в этом городе живу» (по замыслу детей) |
Учить задумывать содержание своей работы, составлять композицию. Закреплять умение вырезать разнообразные предметы, используя освоенные ранее приемы. | Материал к изобразительной деятельности. |
Читайте также |
---|
Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу…
Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу, в первый класс» Цель: Познакомить детей с праздником «День Знаний»; Развивать у детей...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе ДОУ «Сороки - праздник весеннего равноденствия» Цель: 1. Познакомить детей с основными духовно-нравственными традициями русского народа...
Педагогический проект «Школа молодого бойца»
Педагогический проект «Школа молодого бойца»