Значение художественной литературы в воспитании ребёнка 

Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о жизни общества, о природе. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к природе, родному краю. Это могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее большое влияние на развитие и обогащение речи. В дошкольном возрасте ребенок способен воспринимать речь наиболее сензитивно. Прививать богатство русского языка детям рекомендуется именно в этом возрасте, так как русский язык является основным инструментом изучения детьми окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. В государственных образовательных программах и стандартах приоритет отдан чтению, так как взаимодействие ребенка с книгами способствует его интеллектуальному развитию, формированию речи и мышления. Испытывая различные эмоции с ключевыми персонажами произведений, у детей формируется внимание к настроению окружающих людей. Появляется способность проявлять участие и доброту. В результате этого воспитываются такие качества как доброта, честность, принципиальность, гражданственность. Художественная литература дает готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок, помогает понять красоту звучащей речи. Ребенок изучает множество новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Интерпретация содержания сказок положительно влияет на сочинение собственных рассказов. Получаемые из сказок образы обогащают запасы воображения дошкольника. Опыт многих поколений показывает, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. Чем раньше у дошкольника появляется интерес к чтению, тем глубже формируется творческая личность, читатель. Художественное слово воздействует на чувства и поступки ребенка. В связи с этим педагогам важно обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Процесс ознакомления с художественной литературой играет значительную роль в становлении личности ребенка. Идет формирование основ базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, представляются равные возможности для творческой деятельности, происходит полноценное развитие личности. Большое влияние на всестороннее развитие детей оказывает умение, мастерство педагога преподносить дошкольникам художественные произведения. Это мастерство выразительного чтения, в рамках которого педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.

Таким образом, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература – важный источник воспитания ребенка, несущий в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал.



Новые публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лес. Грибы, ягоды» Цель: формировать представление о растениях леса: грибах и...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Читайте также

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной…

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народы Севера»

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народы Севера» Цель: Формировать представление о своеобразии жизни коренных жителей народов Севера. Задачи: 1. Формировать представление...

Конспект занятия в группе детей с ЗПР (второй год обучения)…

Конспект занятия в группе детей с ЗПР (второй год обучения) «Труд людей осенью»Тема: Растения огорода. Труд людей в поле, на...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Геометрические фигуры» Настольная дидактическая игра «Геометрические фигуры», предназначена для детей 3-5 лет. Игра может быть использована как для индивидуальной...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе в форме…

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе в форме игры – викторины Цель: Активизация и закрепление полученных знаний и умений посредством...

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...