Значение художественной литературы в воспитании ребёнка 

Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о жизни общества, о природе. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к природе, родному краю. Это могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее большое влияние на развитие и обогащение речи. В дошкольном возрасте ребенок способен воспринимать речь наиболее сензитивно. Прививать богатство русского языка детям рекомендуется именно в этом возрасте, так как русский язык является основным инструментом изучения детьми окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. В государственных образовательных программах и стандартах приоритет отдан чтению, так как взаимодействие ребенка с книгами способствует его интеллектуальному развитию, формированию речи и мышления. Испытывая различные эмоции с ключевыми персонажами произведений, у детей формируется внимание к настроению окружающих людей. Появляется способность проявлять участие и доброту. В результате этого воспитываются такие качества как доброта, честность, принципиальность, гражданственность. Художественная литература дает готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок, помогает понять красоту звучащей речи. Ребенок изучает множество новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Интерпретация содержания сказок положительно влияет на сочинение собственных рассказов. Получаемые из сказок образы обогащают запасы воображения дошкольника. Опыт многих поколений показывает, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. Чем раньше у дошкольника появляется интерес к чтению, тем глубже формируется творческая личность, читатель. Художественное слово воздействует на чувства и поступки ребенка. В связи с этим педагогам важно обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Процесс ознакомления с художественной литературой играет значительную роль в становлении личности ребенка. Идет формирование основ базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, представляются равные возможности для творческой деятельности, происходит полноценное развитие личности. Большое влияние на всестороннее развитие детей оказывает умение, мастерство педагога преподносить дошкольникам художественные произведения. Это мастерство выразительного чтения, в рамках которого педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.

Таким образом, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература – важный источник воспитания ребенка, несущий в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...