Научно-методическая разработка
«Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников»

 

Содержание

  1. Введение
  2. Метод проектов.
  3. Виды экологических проектов.
  4. Система работы с детьми по экологическому воспитанию на основе метода проектов.
  5. Заключение.

 

Введение.

 

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях.

Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проекта.

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.

Метод проекта - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Новизна разработки заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники.

А новизнакаждого проекта заключается:

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности.

Одна из задач нашего детского сада - выявление эффективности работы по приоритетному социально-личностному развитию дошкольников через экологизацию образовательного пространства, разработка критериев ее оценки.

На протяжении нескольких лет я работаю по проблеме «Метод проектов как инновационная технология в экологическом воспитании дошкольников».

Проекты, над которыми я работаю с детьми, разработаны и осуществлены с учетом реализуемой в детском саду программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. в частности ее раздела «Ребенок открывает мир природы» Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.

Цельмоей разработки:

Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи:

1. Создать в группе условия для подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования.

2. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).

3. Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.

4. Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы через проекты.

5. Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста на основе метода проектов.

В результате освоения детьми поставленных мною задач, планирую повысить их уровень по экологической воспитанности, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. В связи с этим у детей совершенствуются познавательные умения, развивается наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

 

Метод проектов

Приоритетным направлением современного образования все больше становится подготовка ребенка как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Детский сад является первой ступенькой в воспитании и обучении ребенка будущего. Сама жизнь требует от нас новых подходов к образовательному процессу, внедрения в нашу практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса образования.

Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.

Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на занятиях, в детском саду, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Преимущества технологии проектирования:

1. Реализация принципа оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии. Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

2. Сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса . Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.

3. Максимум действия при отсутствии созерцательности . Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.

4. Развитие научного мышления, способности к дальнейшему самообразованию – приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат.

5. Обеспечение целостности развития личности ребенка ( единство социального, нравственного и интеллектуального развития).

6. Обеспечение индивидуализации обучения и воспитания

7. Создание оптимальных условий для самореализации детей.

8. Интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей, различных видов деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (экспериментальных методов, наблюдений);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Различают несколько видов проектов:

1. Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей).

2. Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

3. Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

4. Творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).

На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90-х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания.

 

Виды экологических проектов

Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического проекта – реализация образовательной программы, Программы развития ДОУ. Свободный выбор образовательной программы позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни.

В нашем детском саду проводятся следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологический марафон, экологическая инициатива, экологическая почта.

Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
  • этапы:

1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Экологический марафон

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Задачи:

1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;

2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;

3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;

4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;

5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ-школа (начальное звено).

Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие дошкольников.

Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях. Это сотрудничество с общеобразовательными школами, библиотеками, другими ДОУ. Это предусматривает творческий подход к реализации.

Проект состоит из 3 блоков.

Блок №1

«Экологический марафон детей», который включает в себя:

1. НОД развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию

2. Путешествие по экологическому музею.

Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.

Экспонаты: творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки), коллекции, гербарии, муляжи, макеты. Народная мудрость гласит: «Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Например, в групповом помещении педагогу представляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере поступления новой информации. Воспитатель в любое время может обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, проводить самостоятельные исследования.

Цели и задачи мини-музеев:

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  • Формирование у дошкольников представление о музее.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  • Формирование активной жизненной позиции.

3. Экологическая тропа

Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений.

Маршрут тропы определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений. Дети делают зарисовки, заготавливают плоды растений, помогают природе (подвязывают сломанную веточку, собирают брошенный мусор). Результаты работы дети оформляют в индивидуальные альбомы.

4. Экологический тренинг

Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

5. Экологические диспуты.

Цель: закрепить правила поведения в природе.

Ситуации для обсуждения:

  • Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
  • Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?
  • По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

7. Час экологического чтения

Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересовала детей. Они с увлечением рассматривают иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.

8. Экологический букварь

Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

9. Выставки поделок из природного материала.

Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

10. Театр животных.

Цель: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.

Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

Блок №2.

Экологический марафон педагогов.

Цель: тренировка мыслительных операций, стимулирование педагогов на выбор наиболее эффективных приемов формирования у детей основ экологических знаний.

Содержит:

  • формирование банка традиций ДОУ;
  • формирование «Банка» педагогических проблем;
  • коллективные экологические проекты, акции (совместная природоохранная деятельность).

Блок №3.

Экологический марафон для родителей

Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «детский сад-семья», стимулировать творческую активность родителей.

1. Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность детей и родителей в экологических зонах групп, на территории детского сада.

2. День открытых дверей.

Цель: знакомство родителей с системой организации экологического воспитания детей в ДОУ.

Содержание: консультации, индивидуальные встречи, открытые просмотры, совместные досуги по направлениям «экологического марафона».

Блоки «Экологического марафона» по форме организации – самостоятельные, по виду деятельности – интегрированы. Это обеспечивает успешность и высокую результативность работы в данной сфере.

Проектирование содержания образования с учетом выделенных блоков и интегрированного подхода позволяет связать материал, изучаемый и освоенный детьми, в единое целое. Задача педагогов – найти пути переработки элементов содержания и структуры своих направлений для объединения их в общий раздел или блок разделов.

Интегрированное образование создает условия для деятельности педагогов и воспитанников и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей для всех детей, развитие их индивидуальных возможностей.

Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми.

Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.

Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии развивается творческий и познавательный потенциал ребенка. Возможности эмоциональных переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической проектной деятельности. Педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.

Педагогу важно не упустить момент, когда потребность в получении познавательной информации, в экологическом «исследовании» возникает у самих детей, когда она может стать мотивом коллективно - распространенной деятельности. Работа над проектом может быть спланирована на одно занятие, на день или может продолжаться от недели до нескольких месяцев. Внутри проекта могут осуществляться различные задачи. Познавательного, воспитательного, созидательного характера.

Результатом работы может быть: решение проблемы, составление коллекции, альбома, стенгазеты, журнала, книги, праздник и т.д.

Дети вместе с воспитателем обсуждают проблемы и разрабатывают их решения, оформляют задания по проекту. Работая по проекту, дети переходят от одного замысла и его воплощения к другому, более мелкому или более глобальному. Развивая умение смотреть на объект с разных позиций, мы учим детей не бояться трудностей, осторожно, но настойчиво преодолевать возникающие проблемы и препятствия.

Своеобразие предлагаемой методики состоит в поощрении поискового подхода к обучению, в поощрении развития активности, ответственности, любознательности. Проект - это развивающие моменты в жизни ребенка, дающие ценные экологические знания. Педагог показывает детям закономерности, учит логически мыслить, тонко чувствовать на различных природных объектах.

Дети только вступают в жизнь и им важно иметь представление о мире, в котором они живут. Участие самого ребенка в проектной деятельности позволяет ему шире познать окружающую действительность.

Экологическая экспедициязавершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем. Организация и проведение экспедиции включает три этапа:

1. Подготовительный. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности между детьми, родителями, воспитателем, осуществляется подбор оборудования, совершаются тренировочные выходы.

2. Основной. Проведение экспедиции, выполнение запланированной исследовательской работы, сбор материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами.

3. Заключительный. Обработка полученных экспериментальных данных, классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности. Завершается заполнением альбома - дневника экспедиции, подготовкой стенда с рисунками, выставка собранных материалов.

 

Система работы с детьми по экологическому воспитанию на основе метода проектов.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В нашем детском саду составлен годовой план по экологическому образованию дошкольников с традиционными экологическими акциями, декадами и месячниками с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей (см. приложение 2). В зависимости от возраста детей, все темы акций, проектов усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. На основе этого плана, я строю свою работу над проектами.

Начиная работу над проектами, я в первую очередь начала обогащать предметную эколого-развивающую среду в группе. В группе мною был создан уголок природы, который поделила на зоны:

  • зона цветов, где имеются все необходимые виды комнатных растений;
  • зона мини-лаборатории, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • зона коллекции - коллекция семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур, речных и морских раковин, коры деревьев, мхов и лишайников, гербарий лекарственных растений;
  • зона библиотеки с красочными книгами, периодическим изданием журнала «Тошка», которые помогают расширить экологические знания и кругозор дошкольника;
  • зона игр – игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию.

Оформила календарь природы, с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой.

В начале работы над любым проектом изучаю саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Анализирую собственный уровень, уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме. Провожу оценку предметно-развивающей среды, как группового помещения, так и дошкольного учреждения в целом.

В основе проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность дошкольников сосредотачивается на следующих этапах:

  • подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
  • исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
  • заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Экологический проект помогает мне раскрыть ряд тем по предметам «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля.

Тематика и содержание моих проектов очень разнообразны: и времена года, и животные, и растения, и птицы, и др. Они краткосрочны и долгосрочны: их длительность определяется мной, в зависимости от решаемых задач.

При составлении перспективного плана работы над проектом поддерживаю детскую инициативу. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателем

задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

В работе над проектом соблюдаю принцип последовательности и регулярности, создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя, индивидуальный подход. К работе над проектом: подхожу творчески; ориентирую детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Проект «Волшебница - вода» начался после того, как я решила провести эксперимент. Взяли стакан, вместе с детьми наполнили его снегом, поставили на окошко и стали ждать. Через некоторое время снег в стакане стал наполняться водой (таять!). Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять, да к тому же еще вода грязная. Значит, снег есть нельзя!

Этот простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они активно начали интересоваться природой вещей. Появилась проблема проекта – что такое вода?

Для решения проблемы в ходе проекта я проводила тематические беседы «Знакомство с капелькой», «Основные свойства воды», дети получили знания о значении воды в жизни человека. Я познакомила детей с историями «Приключения Кап и Ли», дети отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины, играли, рисовали, создавали плакаты о бережном отношении воды. С большим интересом дети участвовали в опытах таких, как «Прозрачная вода», «Вода принимает форму». А стихи, музыка, иллюстрации помогли детям увидеть красоту рек, услышать капель, звуки шумящего моря.

Результатом работы над проектом стало не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно образного мышления.

В совместную работу над проектами вовлекаю родителей, вовлекаю ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка. Совместная работа родителей, воспитателей и детей дал положительный результат: родители стали не только помощниками, но и активными участниками в жизни группы и детского сада.

Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любу минуту.

В проекте «Зеленая елочка – «живая» иголочка» - по сбережению живого дерева – ели не оставались в стороне и родители. Проблема проекта – убедить людей в том, что не стоит вырубать ели ради нескольких праздничных дней. Что противопоставить стойкой традиции, связавшей новогодний праздник с присутствием в доме зеленой красавицы? Родители совместно с детьми составляли рассказы на тему «Что было бы, если не было бы елей?». В программе проекта был проведен конкурс «Елочка-елка, зеленая иголка». Дети с родителями делали поделки, собирали информацию, придумывали содержание плакатов в защиту живого дерева - ели. В группе установили свою елку, заменив живую на искусственную и украсили ее поделками, сделанными своими руками. Мы с детьми и родителями совместно решили проблему.

Итогом проекта стал новогодний праздник у искусственной елки.

В возрасте 5 – 6 лет у ребенка резко расширяется сфера познавательных интересов.

Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу вопросов, основой из которых «почему?» это говорит о том, что ребенка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение к окружающему.

Проект «Птичья столовая» посвященный Международному дню птиц начался после того, как мы с детьми в очередной раз говори о том, что не все птицы улетают на юг. Проект осуществлялся в зимнее время года. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки – «столовую». Вместе с родителями дети изготавливали кормушки. Мы с детьми придумывали, где лучше разместить «столовую».

Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - подправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Познакомились с приметами: если синичка с утра начинает пищать – ночью бывает мороз; ворона ходит по дороге – к теплу.

Выставка рисунков заучивание стихов, песен, праздник - все прошло под одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых».

Главный итог проекта – сколько имеется теперь кормушек на нашем участке, которые помогут птицам перезимовать.

Методику работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатываю на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом мы с детьми ведем наблюдения, экспериментируем, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем свои сказки и рассказы, на музыкальных занятиях слушаем музыку.

Проект «Войди в лес другом» начался в октябре месяце. Проблема проекта – что надо сделать, чтобы защитить окружающую нас природу?

В начале проекта организовала с детьми экскурсию в осенний лес. В результате у детей закрепились правила поведения в лесу. Проводила беседы с детьми о красоте леса, удивительных растениях, которые растут в нем, рассматривали картины, после чего дети на занятиях составляли свои фантастические рассказы, передавая свои впечатления.

На прогулках с детьми наблюдали за природой: рассматривали растения, сравнивали листья разных деревьев. Незаменимым помощником в наших прогулках была лупа, в которую мы рассматривали все подряд. Конечно, собирали природный материал: листья, палки, ветки. Разноцветные листья мы сушили и готовили для творческой работы.

Играли в разнообразные дидактические, подвижные игры и упражнения с природным материалом – «Раз, два, три к дереву беги!», «Чей лист?», «Детки на ветке», «Найди такой же». Дети с большим удовольствием приняли участие в конкурсе-викторине «Что мы знаем о природе?».

С целью обогащения педагогического опыта родителей, их экологического образования, привлечения к совместному творчеству организовывала выставку семейных работ из природного материала под названием «Осенние фантазии». Так в нашей группе «поселились» дикие животные, «выросли» грибы, которые дети слепили сами, «прилетели» птицы, также изготовленные своими руками. Презентацию выставки этих работ проводили сами дети, рассказывали, как называются их поделки, из чего изготовлены.

Подведение итогов проекта – осенний праздник «Осинины», который в нашем детском саду стал традицией.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, я ставила цель - расширить представление детей о лесе, его растениях и обитателях;уточнить представление детей о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Я думаем, что мне это удалось.

Метод проектов убедил меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом мне помогает метод проектов.

 

Список использованной литературы:

1. Аллаярова Р.Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.–С.27–28.– План работы на экологической тропе в старшей группе.

2. Аллаярова Р.Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педаго­гами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г.Новый Уренгой]/ Р.Ф.Яллаярова, О.А.Василихина//Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 6. –С.23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".

3. Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2006.– № 5.–С.49–50.

4. Матвеева Т.В. Красная книга Забайкалья: (организация работы в подготовительной к школе группе)//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 6.–С.44–47.

5. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошколь­ного и младшего школьного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.– № 2.–С.59–67.

6. Мингазова Р.А. Экология и современные технологии//Эколо­гия в школе. –2010. – № 4. –С.46–49.–Конспекты занятий с использо­ванием компьютерных технологий "Путешествие в осенний лес" и "Лото растений" для подготовительной к школе группы.

7. Апполонова Н.И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!": [проектная работа с дошкольниками]/ Н.И.Апполонова, Г.Ф.Балата­нова//Ребенок в детском саду. –2009.– № 3.–С.63–66.

8. Арсентьева В.П. Педагогическая диагностика состояния эколо­гического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образователь­ным учреждением. –2002. – № 5. – C.82–86. – (Методическая работа).

9. Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад. –2008.–№ 4. – С.65–69.

10. Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста//Школьный психолог. –2006.–№ 11.–С.23–28.

11. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание.– 2002.– № 7.–С.9–17.–(Воспитание и обучение).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры в изобразительной деятельности

Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Витамины растут на…

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»

Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Читайте также

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности

Проведение развлечения в летний период по пожарной безопасности Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...