Через игру – к успеху!

Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

И.П.Павлов.

Главный талант человечества – это талант общения. А общение без речи просто не возможно. Поэтому и уделяется такое большое внимание развитию речи ребенка с самого его рождения. Речь необходимо формировать в комплексе с общим развитием ребенка. Как это проще сделать? Конечно в игровой форме, так как игра – это естественное состояние и потребность любого ребёнка!

Данные дидактические пособия предназначены для работы с детьми с ОВЗ от 5 до 7 лет, универсальны в использовании, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, а так же направлены на решение разных речевых задач.

 

«ВЕСЁЛЫЕ ДОРОЖКИ» (автоматизация звука в графомоторике)

Процесс автоматизации звуков длительный и трудоёмкий, поэтому нужно сделать его интересным и эффективным. Учитывая данные утверждения, в ходе практической коррекционной деятельности, мы решили использовать пособие «ВЕСЁЛЫЕ ДОРОЖКИ».

Графомоторные дорожки – отличный способ научить ребенка проводить самые разные линии: прямые, косые, изогнутые, спиральные. Создавая положительный эмоциональный фон, эти нехитрые упражнения делают большое дело. В результате согласованной работы многих мышц руки и пальцев, сокращается срок автоматизации, развивается зрительно-моторная координация, речь и готовность руки к обучению письму.

Цель: автоматизация звука в словах в разной позиции (начало, середина, конец слова), развитие графомоторных навыков.

Оборудование: карточки, фломастер, влажные салфетки.

Правила игры: для автоматизации согласных звуков ребенок проводит пальчиком по дорожке или рисует фломастером и одновременно произносит слово, выделяя голосом автоматизируемый звук (он произносится более длительно). 

1

2

3

4

 

«ЛАДОШКИ-ДОРОЖКИ» (нейроигра с переключением и сменой поз рук)

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи — это выработка нового сложного навыка. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Введение в работу инновационных игровых упражнений, позволяющих решать сразу несколько коррекционных задач особо значимо. 

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Благодаря слаженной работе обоих полушарий головного мозга становиться возможным контроль и программирование не только своих действий, но и речи. Поэтому кинезиологические упражнения необходимы в работе с детьми, имеющими проблемы развития, в том числе нарушения речи.

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: нейрокарточки с кинезиопозами.

Правила игры: Ребёнок последовательно проговаривает название картинок, с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно), одновременно выполняя соответствующие движения кистями рук. Подсказка: все слова начинаются на букву указанную в углу.

Варианты заданий:

– можно образовывать множественное число;

– если удалось выполнить задание правильно, попробуйте ускорить темп или выполнить задание в обратном порядке.

Можно сказать о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков с использованием переключения и смены позы рук в устранении речевых нарушений: ускоряются сроки автоматизации звуков; снижается утомляемость; повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка; улучшается распределение и устойчивость внимания; активизируется мыслительная деятельность.

Вот так увлекательно можно закреплять звуки в словах. Попробуйте сами!

5

6

7

8

9

 

«ОТХЛОПАЙ СЛОВО» (определение количества слогов в словах)

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения.

Одним из наиболее непростых в коррекции и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в слове. 

Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребенок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. 

Цель: учить делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с картинками, фломастеры, фишки, влажные салфетки.

Правила игры: ребёнок отхлопывает количество слогов в слове и соединяет с нужной схемой, например зонт – 1 слог / 1 хлопок в ладоши; ваза – 2 слога / 2 хлопка в ладоши; ракета – 3 слога / 3 хлопка в ладоши.

Варианты заданий:

1. Соединить картинки с нужными схемами линиями, цвета которых будут совпадать с цветом рамок (например, к схеме «1 слог» проведем линии синего цвета, «2 слога» – красного, «3 слога» – зеленого).

2. Обвести картинки фломастером соответствующих цветов.

3. Выкладывать на картинки фишки соответствующих цветов.

4. Можно просто соединять картинки со схемами.

Оказывается любое слово можно отхлопать!

10

11

12

13

14

15

 

«УМНЫЕ ВЕРЁВОЧКИ» (умные узелки)

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! И все же большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывания шнурков.

Ни для кого не секрет, о взаимосвязи памяти, речи и моторики руки, и чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его пальчики! Чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается и совершенствуется его речь.

Игры с использованием подручного материала не требуют много затрат, это недорогое развлечение доставляет детям радость и удовольствие.

Цель: развивать ловкость пальцев рук, согласование движения пальцев рук с текстом, развивать слуховое и зрительное восприятие, развивать темпоритмическую сторону речи, способствовать развитию памяти, внимания и речи.

Оборудование: верёвочка с узелками.

Правила игры: На веревочке завязаны узелки: семь – для дней недели, четыре – для времен года, двенадцать – для месяцев. Открываем футлярчик, достаем и берем веревочку за первый узелок и начинаем считать узелки, собирая их в ладошку. Сначала это трудно и работать приходится двумя руками. Вскоре узелки начнут собираться одной рукой и даже все двенадцать поместятся в кулачок ребенка.

Мы футлярчик открываем,
И с веревочкой играем.
Будем узелки считать,
Дни недели повторять.
Понедельник, вторник, среда, четверг,
Пятница, суббота, воскресенье.

Варианты заданий:

– перебирая узелки можно повторить дни недели, месяца или просто счет;

– нажимая пальчиком на узелок, ребёнок называет слово с отрабатываемым звуком, произносить можно с разной интонацией (громко, тихо, радостно, грустно, вопросительно);

– хорошо отрабатывать лексические темы, проговаривать слоги, автоматизировать звуки в слогах и словах.

Словом, незаменимое и многофункциональное пособие!

Мы с веревочкой играли.

Узелки все посчитали.

Узелки все соберем

И в футлярчик уберем.

Попробуйте сделать вашим деткам – не пожалеете! Затраты копеечны, а польза получится огромная!

16

17

18

19

20

21



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

 Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе…

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми...

Читайте также

Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста 22 августа 2021 г. наша Республика Коми отметила свой 100 -...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...