Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие речи».

Задачи образовательной деятельности:

1. Формировать у детей элементарные знания о своем организме, используя содержание стихотворных произведений.

2. Учить выделять из стихотворных строк те, которые несут познавательную информацию об организме человека.

3. Создавать предпосылки для аргументированного выбора детьми эстетически и познавательно ценных строк стихотворения.

4. Учить замечать выразительные поэтические средства и наслаждаться ими.

 

Ход беседы

Воспитатель. (Прием заинтересовывающего начала ситуативной беседы.) Дети, я знакомила вас со многими стихами — и о временах года, и об игрушках, и о цветах. Очень нравились вам стихи о знакомых сказках. А сегодня я познакомлю вас с новыми стихами, в которых рассказывается о чем-то довольно интересном и необычном. О том, что мы с вами еще не слышали в стихах для детей. Поэты, используя поэтически звучащие слова и рифму, придумали и очень оригинальное содержание. Но о чем рассказывают эти стихи? Такие поэтические произведения встречаются реже, чем стихи на другие темы. Хотите услышать и узнать, о чем же рассказывается в них? Я сегодня специально приготовила для вас такое стихотворение. А вот как оно называется, я пока не скажу. Мы устроим конкурс на лучшее название этого стихотворения, а потом сравним с тем названием, что придумал автор. (Прием создания дополнительного интереса к теме беседы.) Итак, слушайте внимательно.

Есть прямые носики, есть носики-курносики...
Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке носик нюхает цветочки.
На полянке — землянику. В грядке — спелую клубнику.
В огороде чует нос, где чеснок и лук подрос.
В доме, может так случиться, носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки или сок в бутылке сладкий...
Апельсины кто принес? Все пронюхает ваш нос!
Даже помнит он, каков запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен, нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет, тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать: пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть — носик может обгореть!
А зимой, в большой мороз не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам, зачем носик малышам?
Ю. Прокопович

Дети. Ой, какой смешной стишок про носик!

В нем поэт описал все-все, что носик может делать.

Воспитатель. Какие слова про носик упоминались в стихотворении?

Дети. Нюхает цветочки; чует лук и чеснок; помнит запах маминых духов; всё пронюхает ваш нос.

Воспитатель. Правильно. Нюхает, чует и помнит запахи. Нос — орган обоняния, это его главное назначение в организме человека. А еще через нос мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поэтому нос — это еще и орган, который нужен для дыхания человека. (Прием предоставления образца краткого повествовательно-познавательного рассказа педагога.) А о чем еще важном сказал поэт? (Вопрос для активизации хода беседы.)

Дети. Нельзя нос простужать и нельзя на солнце держать, а то он обгорит.

Нельзя в нос пальцем залезать. Наверное, чтобы не поцарапать.

И не только. Это некрасивая привычка, она бывает у детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все запомнили и правильно поняли. А теперь — конкурс названий! Предлагайте свои варианты.

Дети. «Нос — к лицу прирос».

«Нос».

«Носики-курносики».

«Зачем нам нужен нос».

«Важные дела носа».

«Нос везде учует запах».

Воспитатель. Все придуманные вами названия мне понравились, потому что благодаря им становится понятно, о чем же будет это стихотворение. Автор назвал свое произведение «Зачем носик малышам?» Думаю, вам понравилось и это название, и то, которое придумала Ася. Поэтому победители в конкурсе — все мы! А сейчас послушайте второе стихотворение о носике. Написала его поэтесса Эмма Мошковская.

Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
— Погуляем!
Очень тебя прошу!
Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
— А знаешь,
Пахнет уже весной!

Дети. Почти то же рассказано о носике. Но другими словами. Ведь слов на свете много.

В этом стихотворении тоже сказано, что нос чувствует все запахи вокруг — и приятные, и дым.

И еще нос чувствует, когда организму человека нужно больше чистого воздуха и надо идти на прогулку.

В этом стихотворении нос даже разговаривает с человеком. Говорил свои просьбы и сказал, что пахнет весной. На самом деле носы не умеют говорить.

Воспитатель уточняет, обобщает и дополняет ответы детей.

Воспитатель. Конечно, не умеют, но подсказывают человеку, чем пахнет, или о том, что где-то что-то пригорает. Нос очень во многом выручает человека. Вы только представьте, что было бы, если б человек не чувствовал запахов!

Дети. Мы не почувствовали бы любимых прекрасных ароматов цветов и маминых любимых духов.

Не почувствовали бы, как вкусно пахнут выпеченные пироги.

Запах любой еды тоже бы не почувствовали.

Воспитатель. Человек чувствует запах дыма, несвежей еды или других неприятных и вредных для здоровья человека веществ — так нос предупреждает об опасности. Нос — замечательный орган человеческого тела.

Послушайте еще одно стихотворение и скажите, чем оно отличается от двух предыдущих.

На морозе все седые, даже тети молодые!
А носы-то! А носы! Удивительной красы:
Синие, лиловые, красные, бордовые!

Г. Лагздынь.

Дети. Это стихотворение просто смешное.

В этом стихотворении говорится про нос, а про то, чем он важен для человека, ничего не говорится.

Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей.

Воспитатель. Верно, это стихотворение написано с юмором. Но и в нем есть полезная информация: на морозе носы краснеют, синеют, одним словом — замерзают быстрее, чем все наше лицо. Вот такие они, наши носы! А сейчас я прочту стихотворение о другом, не менее важном для каждого человека органе — о глазах. (Фраза, активизирующая внимание детей.) Готовы слушать?

Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас на лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой, посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно, где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно — ничего вокруг не видно.
Женя может быть пилотом — править быстрым самолетом;
Все моря на белом свете переплыть мечтает Петя,
Будет Николай таксистом, а Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья, но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья — всем необходимо зренье!..
Чтоб отправился в полет реактивный самолет,
Чтобы смело корабли по морям студеным шли —
Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас!
Очень много неизвестного, очень много интересного
Разузнаешь ты из книг. Вот представь себе на миг...
Ты прочтешь про все на свете, как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд, как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском, как построен каждый дом,
Как железо добывают, как микробов изучают,
Как Америку открыли, как на льдине люди жили...
Но чтоб книгу прочитать, нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас нужна пара зорких глаз!
Н. Орлова

Воспитатель. Так для чего ж нужны глаза?

Дети. Глаза нужны, чтобы видеть все вокруг.

Без зрения не прочтешь книгу, не сможешь рассмотреть картины, не посмотришь фильм, не увидишь природу — голубое небо, снег, солнце.

Воспитатель. Слепым людям очень не повезло — они не могут видеть окружающую красоту. И по улицам трудно передвигаться, не видя ничего перед собой. Поэтому, дети, какой вывод мы должны сделать для себя? (Вопрос, побуждающий детей к самостоятельным умозаключениям.)

Дети. Нужно помогать слепым людям перейти через дорогу.

Нужно беречь свое зрение. Это очень важно для жизни человека. Но как надо беречь зрение, я не знаю.

Воспитатель. Чтобы сберечь зрение, нужно соблюдать некоторые правила. Может быть, кто-то из вас все же знает что-либо об этом? Давайте расскажем другим детям.

(Обращение к знаниям детей.)

Дети. Нельзя долго и очень близко сидеть перед телевизором.

Нельзя долго играть в игры на компьютере.

Нельзя низко наклоняться к листу бумаги, если рисуешь или пишешь буквы и цифры.

Если вдруг заболели глазки, надо лечиться у доктора.

Нужно быть осторожным, чтобы не поцарапать глаза веткой или чем-то острым.

После компьютерных игр или чтения нужно сделать минутку отдыха и посмотреть далеко-далеко. Так мне мама говорит всегда.

Нельзя летом нырять с открытыми глазами, чтобы вода в них не попала.

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Каждый вспомнил правило. Теперь мы много знаем о том, как с детства беречь свое зрение. Если у кого-то из вас сейчас оно не очень хорошее, и доктор прописал очки, то не нужно стесняться — носите их обязательно. А другим деткам не следует смеяться над теми, кто носит лечебные очки. Ведь эти дети смогут поправить или сохранить свое зрение.

Дети. Мы сегодня много узнали о носиках и глазах.

А я знаю загадку о глазках!

Дети загадывают загадки и вспоминают пословицы о носе и глазах.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Читайте также

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...