Система работы над патриотическим воспитанием в подготовительной группе комбинированной направленности «С чего начинается Родина»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к

своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной стране, к

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Л. С. Лихачев.

Актуальность темы

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности является самой актуальной задачей нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Возрождение духовно – нравственного воспитания – это шаг к возрождению России. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому с ними можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

Цель: создание игрового, развивающего и воспитывающего продукта для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста группы «Ромашки театральные».

Задачи:

  • формировать нравственно – духовные особенности личности;
  • формировать чувство гордости за свою национальность;
  • расширять представления о культуре, народных традициях своего народа, формировать почтительное отношение к национальным и культурным традициям своего народа;
  • воспитывать чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание;
  • охранять и укреплять нравственное и физическое здоровье детей.

Поставленные задачи патриотического воспитания в нашей группе реализуются в соответствии с брендом детского сада и в рамках бренда нашей группы «Ромашки театральные».

Немного о бренде группы… Театральная деятельность – это благодатное поле для творческого развития ребёнка. Театр для ребёнка – праздник и большая школа жизни. Издавна в народе говорят, что дети – это цветы жизни. Каждый цветок по – своему прекрасен. Нам понравилась нежная ромашка. Ромашку считают символом нашей Родины – России. По народным поверьям считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог – лепестков. Наши дети как маленькие солнышки – ромашки собраны в один большой букет. Большой букет ромашек, как одна семья. Это визитная карточка нашей группы. Поскольку, работа нашего холдинга строится на основе использования театральной деятельности как основного механизма коммуникативного развития, поэтому наши ромашки стали театральными. Каждая ромашка – это ребёнок, а каждый ребёнок – это артист». Ромашки театральные – артисты уникальные».

23

Патриотическое воспитание наших Ромашек продолжает свою реализацию по следующим направлениям:

Воспитательно – образовательное

На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Рисуют русскую берёзку, конструируют одежду народов России, знакомятся с национальными костюмами, создают иллюстрации к сказкам, лепят и раскрашивают фигурки из солёного теста. Использование интерактивных игр привлекает и заинтересовывает детей, одним из ярких примеров служит интерактивная игра «Русская изба». В ходе краткосрочных образовательных практик создают различные постройки из лего конструктора, например «Театральную ширму», из ниток делают замечательных кукол, которых используют в своих театральных постановках, с огромным удовольствием участвуют в сказках – шумелках в роли актёров, озвучивающих эти сказки. Дети нашей группы любят ходить в гости к нашему социальному партнёру Библиотеке имени Л. И. Кузьмина, слушают и смотрят тематические занятия в онлайн режиме, играют в настольные игры о нашем городе, узнают новое о родном крае и его писателях, посещая различные экскурсии в краеведческом музее. Учатся бережно относиться к природе своего края на занятиях по экологии. Путешествуют в познавательных квест – играх по родному городу.

24

Очень любят наши дети играть различные роли в драматизациях русских – народных сказок и участвовать в спектаклях. Сказка побуждает детей сопереживать героям и даёт возможность оценить добрый поступок персонажа и осудить плохой. Таким ярким примером противопоставления трудолюбивой девочки и бездельницы стала драматизация сказки «Морозко». В сказке «Красная шапочка» добро одерживает верх над злом. А в спектакле «А я иду, шагаю по Перми» наши талантливые дети вместе с родителями представили цирк и несколько театров города Перми, демонстрируя свои способности в цирковом выступлении, кукольном и драматическом.

25

Дети с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе и очень любят рассказывать о своих путешествиях по родному краю и городу Перми, посещая достопримечательности и театры. Часто результатом этих путешествий становятся газеты, оформленные совместно с родителями

Воспитательно – оздоровительное. Не случайна фраза «В здоровом теле – здоровый дух», которую надо помнить и осознанно к ней относиться с раннего детства. Духовно – нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через закаливание, динамичные игры и праздники в детском саду.

26

Нравственно – трудовое 

Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым поручениям, в течение дня дети оказывают посильную помощь в уборке группы, помогают накрывать на стол. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков на праздник 8 Марта, 23 Февраля. Поделки к праздникам получаются у ребят особенно хорошо, потому что их старание идёт от желания сделать приятное родным. Творят игрушки по алгоритму в «Мастерской игрушки», которая создана в группе «Ромашки театральные» из винтажного чемодана. Учатся пользоваться старинной утварью, одеждой, обувью и музыкальными инструментами из «Русской избы».

27

Нравственно – патриотическое воспитание невозможно осуществлять без насыщенной развивающей предметно – пространственной среды. Правильно организованная развивающая среда в нашей группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Содержание предметно – развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зону ближайшего развития» наших детей.

В группе оформлен уголок России (центр патриотического воспитания), в котором дети знакомятся с культурой и обычаями национальностей ближайшего окружения, у детей формируется чувство симпатии к разной национальной культуре, обычаям, традициям, играм.

В центре представлена символика России: герб, флаг, фотография президента, гимн, карта Пермского края. В уголке располагаются многочисленные материалы для изучения: открытки, книги, фотографии, тематические альбомы, лэпбуки, игры. Здесь же расположены генеалогические древа наших детей. Собран разнообразный и интересный материал о Пермском крае и о Перми. Среди материалов по социально - нравственному воспитанию представлен семейный фотоальбом. В тематических папках расположены материалы с фотографиями о растительном и животном мире Прикамья, о достопримечательностях нашего края: "Пермь новая и Пермь старая", "Пермь – город труженик", "Костюмы народов мира", "Национальности народов Прикамья", "Куклы в национальных костюмах", "Красная книга", "Книга памяти", лэпбуки "Пермь – милый город мой", "Растительный мир Прикамья". Собрана коллекция сувениров, сделанных из Уральских камней. Здесь же расположен макет микрорайона Перми, в которой находится наш детский сад. Подобрана литература для детей с целью ознакомления их с защитниками Отечества "Богатыри земли русской", разнообразные дидактические игры для детей по теме.

28

С особенностями национального быта, с традициями и обычаями русского народа, русской культуры дети нашей группы знакомятся в мини – музее «Русская изба». В нём представлены многочисленные предмета быта, утварь, народные игрушки, обереги, народные музыкальные инструменты, куклы в народных костюмах, произведения декоративно – прикладного искусства. Все экспонаты музея можно потрогать и даже испробовать на себе. Например: надеть лапти, пронести вёдра на коромысле, с помощью ухвата поставить в печь чугунок, попробовать спрясть нить на самой настоящей прялке, подержать в руках тяжёлый старинный утюг, поиграть на балалайке, трещотке, бубне. Также в мини – музее создаются и периодически обновляются тематические выставки, например: «История русского колеса», «История русского чаепития», «Театр Петрушки» и др.

29

Одной из форм нравственно – патриотического воспитания является технология проектирования. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Нами разработаны разнообразные по тематике и содержанию проекты, направленные на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников:

Проект «Бессмертный полк». Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне

В рамках проекта «Бессмертный полк» с детьми были проведены беседы «Почему война называется Великой отечественной?», «Города – герои», «Музыка войны». Рассматривали плакаты военных лет, фотографии, иллюстрации. Слушали музыкальные произведения, разучивали песни военных лет «Катюша», «День Победы». Заняли первое место в районном конкурсе «Мы о войне стихами говорим». Читали художественную литературу: рассказы о ВОВ, стихотворения. Оформляли фотозону и окна к празднику 9 Мая. Продуктом проекта стала Книга памяти, в которой дети представили своих прадедов и прабабушек, участников Великой Отечественной войны. Работа по проекту продолжается.

30

Познавательный проект «Ракета» направлен на расширение представлений детей о космосе и его исследователях, воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся профессиями, связанными с космосом.

В ходе проекта был создан содержательный материал по теме. Образцы и алгоритмы создания различных ракет из подручного материала. Движущаяся модель ракеты с использованием воздушного шарика как реактивного двигателя. Была освоена технология сбора робота с помощью конструктора LEGO WeDO 2.0 с использованием компьютера. Создан телескоп из фонарика с насадками для проецирования созвездий. Освоено конструирование электрической цепи из конструктора «Знаток». Созданы мини плакаты с изображением планет в сравнении, плоскостные фигуры планет, картонные трафареты различных космических предметов (летающая тарелка, ракета, космическая станция и т.п.). Множество различных игр: «Разрезные картинки с математическим заданием», «Пластилиновая мозаика», «Найди по тени», «Космические лабиринты», «Построй ракету из спичек», «Построй ракету из кубиков», три игры – ходилки на космическую тему», составление целого из частей (детали костюмов космонавтов), 18 маленьких книжек, каждая о каком – то космическом предмете или явлении. «Космическая копилка» с моделью солнечной системы, с космической рацией, картотека опытов по теме «Космос, картотека стихов и загадок о космосе.

Результатом проекта стало создание технобука «Ракета», которым дети могут пользоваться в свободной деятельности и педагог на занятии.

31

В процессе реализации педагогического проекта «Лесная аптека» дети знакомились с лекарственными растениями нашего края. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях растёт очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили расширить круг изучения произрастания лекарственных растений. Расширили территорию участка детского сада дачей, лугом, лесом нашего края. Продуктом деятельности этого проекта стал обновлённый гербарий в группе.

32

Практический, информационно – экспериментальный проект «Огород на подоконнике» был направлен на формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе. Этот проект был, как нельзя, актуален, так как современные дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Продуктом этой деятельности стал огород на подоконнике в группе.

33

Очень важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Работа педагогов с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей. В нашем детском саду пропаганда педагогических знаний эффективно проходит через систему наглядной агитации на информационных стендах. Где родители могут познакомиться с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами. В нашей группе оформлены «Уголки для родителей», где помещается консультативный материал, папки передвижки, подборки методических рекомендаций для родителей. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения, мы поставили перед собой цель: вовлечь их в процесс нравственно – патриотического воспитания, включая родителей и детей в общее дело (участие в КОПах, квестах, проектах, конкурсах, утренниках). Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, лучшая елочная игрушка, фотоконкурс «Как я помогал летом на даче» и т. д.

34

Чувство любви к Родине формируется постепенно. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить старшим дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления, чувство любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть главная задача нравственно – патриотического воспитания детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

«Весенние цветы»

«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...

Читайте также

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие...

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...