Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием оппозиция», для детей старших и подготовительных групп

Цель: Обучение основам шашечной игры; познакомить детей с основами позиционной игры.

Задачи: обучать приёмам позиционной борьбы; развивать знания об основных принципах игры, познакомить с понятием оппозиция.

Формировать интерес к игре в шашки.

Приобщать детей к спортивно – творческой игре.

Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.

Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, находчивость, внимание, трудолюбие, волю, коллективизм.

Материал: презентация, наборы шашек, мягкие шашки.

Ход занятия:

Магистр игры: Здравствуйте ребята! Я, Магистр игры. Сегодня я хочу поговорить о шашках.

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, прежде всего, они стимулируют мыслительную деятельность, способствуют логическому мышлению, развивают пространственное воображение, память и внимание, формирует такое качество, как усидчивость.

А еще вы почувствуете радость победы и в то же время, научитесь безболезненно проигрывать.

Магистр игры:

В русские шашки играют на 64-х клеточной доске, на которой 32 поля белого и 32 поля черного цвета.
Цель игры в шашки - уничтожить силы соперника.
Магистр игры: Давайте сядем за столы, друг напротив друга и правильно поставим доску.
Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

Магистр игры:

По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)

Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

Магистр игры: На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Поставьте одну шашку в левый нижний угол, а другую в верхний правый угол. Теперь на клетки между ними выставьте шашки. Как называется эта диагональ?
Ответ детей (Большая, или главная дорога одна)
Магистр игры: Правильно, самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.
Магистр игры: Ребята, найдите на поле диагональ из двух клеток. Поставьте на них шашки. Это самые маленькие диагонали на доске. Сколько таких диагоналей на поле? (четыре: 2 чёрные и 2 белые).
Теперь найдите диагонали, состоящие из трёх клеток. Сколько таких диагоналей на доске? На сколько клеток в них больше, чем в диагоналях, состоящих из двух клеток?

Магистр игры:

На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)
Какой формы шахматная доска? (квадратная)
Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)
Магистр игры: Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры.

Правила игры

• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе» шашка перемещается по диагонали только вперёд
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Взятие шашки соперника является обязательным

Ребята, а когда партия считается законченной?
    • если у соперника не осталось ни одной шашки;
    • если у соперника есть шашки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
    • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
    • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

Выбор наиболее эффективного хода зависит от знаний приёмов шашечной борьбы, от оценки ситуации и находчивости игрока.

А сейчас я познакомлю вас с одним приемом игры, который позволит вам быстро выяснить, кто победит.
Магистр игры:

Ребята, посмотрите на шашечную доску. Кто здесь выиграет чёрные или белые?

Слайд 1.

1

Магистр игры:

Ребята, условия пока не известны и поэтому, нельзя сказать, кто выиграет, а кто проиграет.
Если первыми ход делают чёрные, то они проигрывают. Посмотрите, белые и чёрные шашки стоят на одной вертикали.
Чёрные делают ход к центру, стараются убежать от белых, белые делают ход на ту же вертикаль.
Чёрные вновь пытаются убежать от белых, а белые продолжают идти навстречу чёрным.
Но белые неминуемо встают на одну вертикаль с чёрными.

Магистр игры:

Оппозиция – это противостояние белой и черной шашек по вертикали (иногда по горизонтали или диагонали). Оппозиция бывает ближняя и дальняя.
Кто захватывает оппозицию по вертикали, всегда выигрывает.
При дальней оппозиции по горизонтали или диагонали шашкам оппонентам есть, где разминуться, поэтому важным является захват только ближней оппозиции.

Проигрывает тот, кто сейчас сделает ход.
Слайд 2.
2
Магистр игры:

Давайте рассмотрим другой вариант. Мы вновь видим одну белую и одну чёрную шашку. Чёрные делают ход первыми. Кто здесь выиграет?
Попробуйте вы на своих досках сделать ходы и узнать, кто выиграет.

Слайд 3.
3

Ход белых.
Если они воспользуются разменом, после которого становятся в оппозицию, а это выигрыш.
Если идут 1.lc3 – проигрыш.
Если идут 1.ef2 – ничья.

Слайд 4.
4

Ход белых.
Выигрыш белых лежит через размен и оппозицию.
1.bc3 d:b2
2.a:c1 x

Слайд 5.
5
Физкультминутка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз (имитация мягкой, грациозной походки кошки).
Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз (опустить голову, посмотреть вниз).
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху).
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
Магистр игры: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее расставит шашки на доске?»
Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
Не торопитесь, будьте внимательны, думайте.
Игра в шашки требует спокойной обстановки. Вы сразитесь в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед.
Сейчас мы с вами проведем жеребьевку и узнаем, кто с кем будет играть или по другому «сражаться».

Магистр игры:
Один ребенок из пары берет 2 шашки: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает.
Магистр игры:

Пожали друг другу руки.
Объявляю шашечный турнир открытым.
Подведение итогов. Награждение победителей.

Магистр игры:

Пришло время прощаться. Надеюсь, что вам понравилось играть в шашки.

До следующей встречи!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и…

Рекомендации по организации рабочего места во время лепки героев и декораций, фотосъёмки мультфильма из пластилина Алгоритм создания мультфильма из пластилина такой...

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука»

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с технологией посадки лука. Задачи: Обучающие: - формировать знания об особенностях и полезных свойствах лука; -...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир. Тема «Волшебница вода»

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир Тема «Волшебница вода» Подготовительная к школе группа Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи. Уточнять и расширять знания...