Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для формирования личности. Дело в том, что, чем лучше развита моторика рук , тем лучше развивается речь ребёнка. Педагоги и психологи утверждают при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, в дальнейшем это -замедление процессов внимания, памяти, восприятия, что отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка с раннего возраста.

Замечу, что во времена отсутствия образовательных учреждений: детских садов, школ и т.д. взрослые через труд развивали у детей речь: раскатывали тесто, лепили пельмени, стирали, перебирали зерно, вышивали и т.д. Для маленьких детей придумывали складные стишки и прибаутки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие, которые, обязательно, сопровождались касанием рук малыша.

Так вот тогда, речь была более развита у детей, чем сейчас…В 21 веке у детей много логопедических нарушений речи, но они в этом не виноваты. Условия жизни изменились в лучшую сторону, за счёт автоматизации, у людей появилось больше свободного времени, но эти удобства вынуждают специально заниматься развитием рук у детей.

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика. Мы знаем, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения: давать ребёнку игрушки разных размеров и разных свойств: развивающие коврики, погремушки, музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками и т.п.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте: учатся играть с мелкими игрушками; манипулируют с предметами (от 2 до 3 - 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать); пытаются застегивать пуговицы; шнуровать ботиночки и т.д.

В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий. Я хочу предложить некоторые виды упражнений, которые провожу я с детьми этого возраста.

«Шнуровка»

Материал: шнурки длинные разных цветов, готовые основы для шнуровки (часть я сделала самостоятельно, часть приобрела в магазине).

Задания: по желанию. Ребёнок самостоятельно продевает шнурок в отверстие и получает конечный результат, узор. Обязательно, в конце упражнения ребёнок должен распутать свой узор.

По образцу: сначала показать образец, затем объяснить ребёнку, что нужно делать более внимательно, т.к. возникает трудность в высчитывании дырочек.

1

«Прищепки»

Материал: Прищепки разных размеров и цветов, картинки разных предметов без дорисованных определённых деталей, например: кактус без колючек, солнце без лучей, краб без клешней и т.д.

Задания: прикрепить недостающие части при помощи прищепок. Цвет прищепок можно соотносить с цветом картинки, плюс этих упражнений в том, что ребёнок ещё закрепляет знания цветов.

2

3

«Волшебный мешочек»

Материалы: тканевый мешочек, разные крышки, небольшого размера игрушки, можно из «киндер сюрприза».

Задания: берём одну игрушку из «киндер сюрприза» показываем ребёнку, что он должен найти её в мешочке (можно заранее дать ребёнку потрогать её), затем кладём в мешочек с крышками. Поиск рукой среди крышек представляет собой массаж активных точек на ручке.

В заключении хочу сказать, что чем больше ребёнок будет делать что-либо руками, тем более сообразительным он вырастит. Любая игрушка сама по себе мало заинтересует ребёнка, только совместная деятельность взрослого с ребёнком принесёт плоды.



Новые публикации

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова» для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет Пояснительная записка. Детское экспериментирование — это основа поисково-исследовательской...

Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение»

Сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение» Ход представления сопровождают презентация и музыкальное оформление. На сцене – «живая» декорация из...

Выпускной для подготовительной к школе группы «Самый лучший фильм»

Выпускной для подготовительной к школе группы «Самый лучший фильм» Атрибуты праздника: хлопушка, волшебный цветок – ромашка. Для игры: Портфели, тетрадки, карандаши, линейки...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...